Окрашиваем ткань с помощью индиго

Найди все необходимое в разделе материалы для творчества
Окрашиваем ткань с помощью индиго | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Индиго — это краситель, который окрашивает ткани, пряжу, волокна во все оттенки синего.

Я очень люблю индиго. Мне кажется, это самый простой краситель, который только может быть!

Анилиновые красители — для  их закрепления необходима температура.

Натуральные красители — также долгий процесс, нагревать надо, да еще и протравливать материал хорошо бы.

Индиго — приготовил раствор, окунул материал, вынул и наблюдай, как синеет :) Все!

Конечно, существует множество рецептов окрашивания индиго, можно готовить индиговый куб, который будет еще созревать.

Но мне хочется познакомить вас с самым простым спопсобом окрашивания, где необходим только единственный химикат — дитионит натрия.

И кальцинированная сода — но ее можно приобрести в любом хозяйственном магазине, либо приготовить самостоятельно из обычной пищевой соды.

Необходимые материалы

  • Индиго.
  • Дитионит натрия.
  • Кальцинированная сода.
  • Большая емкость.
  • Перчатки — обязательное условие, иначе будете ходить с синими руками, как иногда у меня бывает :)

индиго

Индиго есть натуральный и синтетический. Единственное отличие между ними (кроме того, что натуральный индиго — это натуральный!) — они окрашивают немного в разные оттенки синего.

Натуральный индиго обычно всегда раза в два дороже синтетического.

Натурального индиго в рецептах необходимо в два раза больше чем синтетического.

Два преимущества в пользу использования синтетического индиго!

Поэтому я и буду его применять в этом мастер-классе.

Итак, рецепт.

5 гр синтетического индиго.

25 гр дитионита натрия.

50 гр кальцинированной соды.

Обычно этот рецепт рассчитан на 300 гр сухого материала. Но я окрасила этим раствором где-то раза в три больше ткани! Понятно, что окрашивание по насыщенности цвета в конце становится слабее.

Разводим кальцинированную соду в 300 мл кипятка.

окрашивание

окрашивание шёлка

Индиго синтетический 5 гр смешиваем с 30 мл теплой воды. Растираем, постепенно добавляя воду — индиго в воде не растворяется.

натуральное окрашивание

Берем тазик, в котором будем окрашивать. Лучше для этих целей подходит пластик. Любой ненужный пластмассовый тазик или ведро. Смешиваем в нем раствор соды и индиго. Добавляем кипяток. Нам нужно, чтобы раствор был теплым, но не совсем горячим, около 50-60 градусов.

крашение

Насыпаем сверху на воду дитионит натрия. Все химикаты добавляем в воду, а не наоборот.

Перемешиваем все очень аккуратно, без лишних брызг, не следует обогащать раствор кислородом. Оставляем настаиваться около 30-40 минут. Я это делаю сейчас на улице, на солнце, чтобы не уходило тепло. Раствор также можно подогревать немного на плите или добавлять кипяток.

Цвет самого раствора — желто-зеленый. На поверхности видим "знаменитую" бензиновую пленку, которая возникает при окрашивании индиго. Ее постараемся отодвинуть в сторону, просто она может создать пятна на ткани. Хотя, если вы окрашиваете в узелковой технике, вам эти пятнышки ничто не испортят.

индиго окрашивание

Отодвинули пленку и погрузили мокрый, отжатый материал внутрь. Мокрый материал оседает сразу вниз, что нам и нужно. Так как при всплывании материала наверх, на поверхности он сразу начнет оксисляться и получится более темное синее пятно.

Оставляем в растворе на 5-10 минут. Иногда я вытаскиваю практически сразу. Особенно, если раствор совсем свежий.

Окрашивание происходит на воздухе, практически моментально!
Я даже не успела сфотографировать зелено-желтый материал, который вытащила :) Он сразу начал окисляться и становиться синим. Но еще можно разглядеть желто-зеленый цвет :)

Это у меня завязанные белые трикотажные брюки.

Все! Покрасили! Теперь ткань синеет на воздухе.  Далее возможны варианты. Если вас устраивает цвет, то дождитесь нужного оттенка и прополаскивайте. Не забывайте, что в мокром виде ткань заметно темнее. При высушивании она светлеет.

Развязав брюки, мне не понравилось большое количество белого, и я опустила снова в раствор индиго, уже полностью развязанные.

Белый цвет стал голубым, а темне оттенки еще чуть потемнели. Внизу фрагмент уже покрашенных брюк. Они с вышивкой, и она тоже прекрасно покрасилась.

Если хотите потемнее оттенок синего, погружаем еще раз, и еще. До тех пор, пока не будете довольны результатом.

Как только вы увидите, что раствор уже перестал работать и больше не окрашивает, заканчиваем.

Рекомендую заранее подготовить все материалы, что хотите покрасить, так как само окрашивание достаточно быстро. Окрашивать можно также и пряжу, не только ткани и одежду.

Обычно я этим занимаюсь на улице, после вынимания из индиго равешиваю  на сушилке.

Ниже на фото результат окрашивания! Всего-то 5 гр индиго :)

Был белый кусок кружева. Очень интересно покрасилось! Прозрачный фон и голубая вышивка.

Кусок какого-то полотна, был неинтересный светло-бежевый цвет, а теперь гораздо лучше!

Эксперименты со складыванием хлопка.

Просто шелк!

Еще эксперименты с завязыванием на хлопке.

Окрашивание индиго — интересный процесс!

При минимизации химикатов можно показывать эти чудеса детям и окрашивать вместе!

А цвета у окрашенных материалов получаются удивительно чистыми, насыщенность можно регулировать самостоятельно. Пробуйте, это несложно!

Комментарии (24)

Какие интересные оттенки!

А закреплять такое окрашивание надо как-то? Или высохло - и всё, не смоется?

Красители 26.07.2017

Закреплять можно, как обычно, окрашенные ткани, прополоскать в растворе уксуса. Не смоется! Что интересно, индиго не выгорает, а как бы, вытирается. Ну как на джинсах, и получается такая благородная вытертость)) особенно это красиво смотрится, когда глубокий такой темный индиго вытирается.

Благодарю за интересную статью, с удовольствием почитала и полюбовалась результатом! Просто превосходные цвета получаются!!!

Красители 26.07.2017

Спасибо! Рада, что нравится!

Отличный мастер-класс! Мне очень нравится цвет индиго {#}

Красители 26.07.2017

Большое спасибо! сама тоже влюблена в этот синий индиго))

Превосходный результат и превосходный МК у Вас получились!{#}Давно интересует эта тема!) Буду пробовать!) Спасибо!)

Красители 26.07.2017

Конечно, пробуйте! уверена, Вам это также захватит!{#} как и меня))

Арт-Такса 26.07.2017

Отличный мастер-класс! а где продается дитионит натрия?

Красители 26.07.2017

Спасибо! Дитионит можно найти в магазинах хим. реактивов, ну и у нас в магазине тоже есть))

Показать все
Рубрики мастер-классов