Сердолик — от древности до наших дней

Сердолик — от древности до наших дней | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Долгое время сердолик восхищал меня глубиной и насыщенностью своего цвета. В этот камень хочется всматриваться и любоваться им часами. Какое-то время назад я начала активно изучать информацию о сердолике, и сегодня хочу представить свои наработки, которые, я очень надеюсь, окажутся полезным для многих и помогут вам глубже соприкоснуться с великолепием этого камня и впустить его и в свое творчество, в свою жизнь.

Сердолик является разновидностью халцедона. Своей окраской сердолик обязан присутствующим в составе соединениям железа. Сердолик может иметь различную окраску: буроватую, коричнево-красную, красную, оранжево-красную и оранжево-желтую. Часто встречается сердолик с белыми прослойками, такой вид сердолика представляет собой высокую ценность. Твердость минерала достигает 6,5-7 по шкале Мооса, а плотность — 2,6 г/см3. Благодаря своей высокой твердости и сравнительной простоте в обработке, сердолик широко используется в ювелирном деле, ценится как поделочный камень.

По одной из версий, название «сердолик» является русским по происхождению и означает «похожий на сердце» или «радующий сердце», согласно другой, сердолик получил свое название в честь древней столицы Лидии — Сардис.

Этот камень знали и использовали с незапамятных времен. Месторождения сердолика есть во многих уголках мира, однако основные из них, содержащие наиболее ценные породы сердолика, находятся в России, Индии, на Мадагаскаре, в Монголии, Бразилии и в Уругвае. Выдающиеся месторождения сердолика в России находятся в Восточной Сибири (Амурская область), Якутии, на Чукотке, в Бурятии, Чите. Большой известностью пользуются сердолики с белыми вкраплениями из заповедного вулканического массива Карадаг в Крыму. Этот вид сердолика особенно почитался многими советскими исследователями сердолика: Супрычевым, Липовским, Бадигиной и прославлялся русскими поэтоми и писателями.

В крымском поселке Коктебель, у подножия вулкана Кара-Даг, расположена Сердоликовая бухта, где немало лет провели наши исследователи в поисках ценных пород сердолика. Именно эта бухта воспевалась не одним поколением поэтов, только в наши дни сердолик там можно встретить уже не так часто, как раньше — ведь среди туристов найти у подножия Кара-Дага сердолик и привезти его домой считается хорошей традицией. Еще 50-100 лет назад бухта изобиловала сердоликовой галькой, сейчас она практически полностью выбрана туристами, однако сердолики до сих пор сохранились среди отвесных скал в виде небольших миндалин и жил в вулканических породах.

«Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан», —

эти строки выдающийся русский поэт Александр Сергеевич Пушкин посвятил своему перстню из сердолика, который он бережно хранил до самой своей гибели.

сердолик

Археологи относят первые изделия из сердолика к древнейшим временам, так как его неоднократно обнаруживали при раскопках стоянок первобытного человека, а в качестве материала для изготовления ювелирных украшений, талисманов, амулетов и культовых предметов, опять же по мнению археологов, сердолик применяли с раннего неолита.

Древнейшие центры, в которых обработка камня приобрела промышленный масштаб, располагались в долинах Инда и Месопотамии — Индии, Шумера и Египта. Изделия из твердых камней играли существенную роль в культуре и торговле этих регионов.

В Древнем Египте сердолику выделялось особое место в культурном контексте. Он уподоблялся «застывшему в камне закату солнца», считался камнем богини Исиды. Поскольку древние египтяне поклонялись солнцу, то, отождествляя с ним сердолик, они наделяли камень необыкновенными свойствами и считали, что сердолик способен приносить богатство и славу, обеспечивать спокойное сошествие в загробный мир и сладкое пребывание в нем. Египтяне отделывали сердоликом украшения, высекали статуэтки и обильно закладывали в саркофаги. Культура Древнего Египта в буквальном смысле пронизана темой солнца и сердолика. Разнообразные изделия из сердолика, например, изображения священного жука-скарабея, на протяжении долгих лет находят при раскопках древнеегипетских захоронений. На мумии фараона Тутанхамона были найдены различные изделия из сердолика: голова змеи (для защиты в загробном мире), подвески в виде сердца (олицетворяющие вечно живую душу), изображение мифической птицы Феникс с солнечным диском на спине и многое другое.

браслеты

украшения

На Руси сердолик приобрел популярность уже в IV веке нашей эры. В те времена он считался едва ли не самым ценным из камней и почитался ничуть не меньше, чем жемчуг и алмаз. Сердолик был одним из любимейших самоцветов, его с удовольствием использовали в украшении нарядов, царской посуды, с ним изготавливали перстни, серьги и ожерелья, а позднее сердолик стали использовать для обрамления икон.

свойства сердолика

описание сердолика

В это же время сердолик широко применялся в Европе: его использовали в ювелирном деле — в качестве вставок в перстни, шкатулки, оружие. Из сердолика делали статуэтки, талисманы, кресты, украшали им посуду.

история сердолика

Сфера применения сердолика никогда не ограничивалась искусством, целители издавна верили в чудодейственные свойства сердолика. Еще Теофаст (372 г. до н. э.), ученик Платона и последователь Аристотеля, свел воедино имевшиеся сведения и опыт минералогии в капительном труде «О камнях», в котором упоминал сердолик, а в послевоенное время сердолик широко изучался с точки зрения возможности применения в медицине. Так, благодаря известному биологу Евгении Ивановне Бадигиной, зародилось новое направление в медицине — сердоликотерапия, которое, однако, не просуществовало долго.  Тем не менее, по сей день сердолик используется в Аюрведе, где говорится, что оранжевый цвет сердолика помогает при заболеваниях мочеполовой и дыхательной систем, регулирует обмен веществ, улучшает кровообращение и цвет кожи.

Немаловажную роль отводят сердолику и эзотерики, которые считают его проводником солнечной энергии, незаменимым гармонизатором, способствующим улучшению настроения и привлечению успеха, поэтому часто из сердолика выполняют статуэтки, служащие талисманами.

Такое широкое использование сердолика, несомненно, имеет причины. Первая заключается в цвете камня, который пленил воображение людей и символизировал для них небесное светило. А вторая — в сравнительно несложной обработке материала. Сердолик — довольно твердая порода, он легко поддается обработке и не требует специального подхода для полировки. В наше время из сердолика в огромном количестве изготавливают бусины, украшения и статуэтки.

Вот такую занимательную историю имеет камень сердолик! Носите его с удовольствием!

Комментарии (25)

спасибо

Загадочный камень в цвете тёплый и очень чувственный по содержанию.

Спасибо за интересную информацию об этом камне. У меня есь бусы из него. Люблю этот камень.

Эмили (kamni-nat) 24.07.2017

прелесть,мой камень

Мой камень, всегда удивлялась его энергетике.

А цвет конечно - это потрясающе {#}

Очень точно Вы подметили на счет энергетики! Все мои знакомые, кто носит этот камень в украшениях, в один голос об этом говорят! А еще о чувстве защищенности, которое испытывают во время контакта с ним.

Спасибо за публикацию! Камень действительно того стоит!!!

Пожалуйста! Мне очень приятно видеть, что у меня так много единомышленников в виде почитателей минералов и, в частности, сердолика!{#}

Спасибо, очень интересно. Обожаю камни!))

И я - причем все!!)) Но сердолик сейчас как-то более актуален оказался)

Показать еще