Продолжаем гулять по усадьбе Бирини. Первая часть прогулки здесь:
Одно единственное здание в усадьбе пребывает в состоянии полного запустения и медленно разрушается.
Это усыпальница семьи. Не могу сказать, почему ее не реставрируют. Может быть, боятся проклятия Пистолькорсов?..
Усыпальница была построена ещё во времена графа Меллина (см. Прогулка 5. Часть 1). Уникальное сооружение как бы встроено в небольшой холм. Прежде родовой склеп украшали скульптуры ангелов и мраморные доски со строками из Библии.
В настоящее время своды почти разрушены, скульптуры пропали.
Итак, легенда о проклятии гласит.
Для украшения дворца Август Пистолькорс привёз из Рима уникальные барельефы - маскароны, изображающие человеческие пороки: ужас, страдание, месть, скорбь... Они дошли до наших дней и расположены у окон нижнего этажа.
Фотографии для этого коллажа взяты из интернета
Именно эти барельефы и стали, по легенде, причиной всех несчастий и бед, преследовавших потомков Августа в 19-20 вв.
У четы Пистолькорсов, Августа и Эмилии было два сына, Александр и Эрик (если не считать детей, умерших в раннем возрасте, и дочери, у которой, кажется, все сложилось благополучно). Старший Александр продолжал дело отца: достраивал усадьбу, благоустраивал курорт Нейбад (Саулкрасты), укреплял дороги, организовывал пароходное сообщение с Ригой, оказывал помощь лютеранскому приходу в Петеркапелле (ныне - тоже Саулкрасты). В 1904 году по дороге в эту церковь Александр фон Пистолькорс неожиданно скончался. Ему было всего 53 года.
Двое сыновей Александра тоже умерли внезапной смертью. Младший сын Макс, выбравший карьеру военного в русской армии, покончил с собой на Кавказе в 1911 году по неизвестной причине. Старший Эрик, не покидавший усадьбу по болезни, застрелился в парке Бирини через год после смерти брата, по одной из версий из-за несчастной любви к служанке.
Мать Элинора фон Пистолькорс похоронила сыновей вместе в родовой усыпальнице. Она пережила не только смерть своих сыновей, но и видела осквернение и разграбление их могил в 1919 году. Солдаты вскрыли могилы в поисках сокровищ. Согласно семейной легенде, тело Эрика оказалось нетленным.
Жизнь второго сына Августа, Эрика сложилась чуть лучше, но безоблачной ее тоже не назовешь. Так же, как и его отец, он удачно женился на одной из первых красавиц Петербурга, дочери камергера Валериана Карницкого. Брак способствовал его блестящей карьере. Однако после 10 лет счастливой жизни Эрик потерял любовь своей жены, которая предпочла ему роман с великим князем Павлом Александровичем Романовым, дядей императора Николая Второго. Эрик развелся с женой и вернулся в Лифляндию. А проклятие теперь будто бы "перешло" к его жене Ольге. Став сначала тайной, а затем официальной женой Павла Александровича, она смогла вернуться с семьей в Россию только после начала Первой мировой войны, когда император простил своему дяде мезальянс. Вместе с мужем, детьми от первого брака и сыном Владимиром от второго Ольга поселилась в доме, который когда-то принадлежал тому самому барону Александру Штиглицу (см. Прогулка 5. Часть 1).
После революции Павел Александрович и его сын Владимир Палей были арестованы вместе с другими Романовыми. Владимир погиб в шахте под Алапаевском. Павел Александрович был расстрелян в Петропавловской крепости. Ольга покинула Россию вместе с дочерьми и умерла в 1929 году в эмиграции.
Все эти трагические события навели многих на мысль о проклятии Пистолькорсов, причиной которому были те самые маски с фасада дворца с изображением человеческих страданий.
А возможность "перехода" проклятия на других людей еще раз подтвердила самая страшная катастрофа, связанная с наследием Пистолькорсов, - крушение парохода "Нейбад". Судно было построено в 1907 году по заказу Эрика. И с самого начала его преследовали неудачи и беды: то путаница с припиской и расписанием, то проломившиеся под пассажирами мостки, то внезапно возникающие на пути камни и мели. В 1924 году пароход чуть не подорвался на дрейфующей мине! Такой несчастный пароход с плохой кАрмой не следовало бы выпускать из порта во время бурь, штормов и гроз. Но именно в грозу 9 сентября 1926 года "Нейбад" затонул вблизи побережья на глазах свидетелей. Ни рыбаки, ни посланные из порта буксиры не смогли оказать помощь тонущим из-за высоких волн. На борту было более 30 пассажиров, не считая команды. Спаслось только 8 человек, среди которых оказался капитан и его брат. Выжившие обвиняли капитана в бездействии и преступной трусости: он покинул борт парохода раньше пассажиров. Через три года судьба догнала капитана "Нейбада": пароход под его управлением затонул по пути из Кёнигсберга в Ригу. (Не могу не заметить в скобках: просто "Пункт назначения" какой-то, часть 10 )
Видимо, проклятие Пистолькорсов передавалось не только через членов семьи, но и через предметы. Или, как говорила нам в фольклорной экспедиции одна бабушка: "Килы-то (сглаз или то же проклятие), их по ветру пускают. Сядет она на дерево и ждет пока кто мимо пройдет. А как пройдет, так она на него и перекинется. И станет человек болеть и чахнуть". Вот! Народная мудрость однако!
А усыпальница красивая была! Жаль, что не восстанавливают(
Детали. Каменная резьба
Вид сверху на разрушающиеся своды
И чтоб не завершать свой рассказ о усадьбе Бирини на печальной ноте, покажу еще кое-какие красивости: листочки-цветочки, мох и... чуть-чуть себя
А вот и я на камешках и качелях все в том же парке Бирини)))
Вот такая прогулка получилась в двух частях)))) Кстати, у меня еще материалы имеются для пары-тройки прогулок
Спасибо, что были со мной, скоро еще погуляем)))
и... встретимся в комментариях, ваша Елена.