Краткий сказ про голубой топаз

Краткий сказ про голубой топаз | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Выставляя на продажу очередное изделие я буду немного рассказывать о камне, который в нем использован в виде вставки. Очень коротко, по-возможности понятно и полезно. Так сказать, злободневная информация, скомпиллированная под реалии нашего творчества и рынка в целом.

Итак, топаз. Вопреки представлениям голубые топазы, которые вы можете увидеть в ювелирных магазинах являются недорогими камнями среди ювелирных прозрачных камней (по советской терминологии - "полудрагоценных"), если не сказать - самыми дешевыми среди своих натуральных коллег (коих можно пересчитать по пальцам на одной руке в наших ювелирных магазинах). Да, возразят знающие люди, есть еще горный хрусталь и дымчатый кварц, кои стоят на ступеньку ниже. Но о них позже, природных ни того ни другого в изделиях вы не увидите. Стоимость голубых топазов калиброванных (стандартных) размеров в качественной огранке - в районе 5 долларов/карат.

Почему долларов? Потому что "доллары за карат" - это общий знаменатель для ограненых вставок для всего мира - эквивалент, понятный любому специалисту. Т.е., в переводе на наш кошелек - голубой камень в бриллиантовой огранке исключительной чистоты диаметром 6 мм (как раз ровно карат = 0,2 грамма) стоит 5 долларов или 300 рублей. Запомним эту цифру, не правда ли недорого?

А если камень огранен не на профессиональном оборудовании, то цена еще ниже - до 1 доллара за карат могут поставлять тайские производства - камни будут с деффектами внутри, снаружи, разброс размеров будет вызывать нехорошие слова у специалистов, которые будут крепить камни, а отсутствие хорошей полировки не будет притягивать глаз покупателя. Поэтому наши дорогие ювелирные монстры (как производители, так и перепродавцы камней) везут что-то среднее. 

Вообще же, советую при покупке изделия с огранённым природным камнем внимательно осматривать камень - слабый блеск граней (недостаточная полировка), "несведенные" (несимметричные) грани неровный рундист (пришлифованный поясок), микросколы на ребрах - говорят о том, что огранка низкосортна и должна стоить в несколько раз дешевле от обычной цены.голубой топаз

На фото выше - ограненый шахматной огранкой камень 12 карат весом. Стоимость 7 долларов за карат - крупные камни в классной огранке стоят чуть дороже мелких. 

Главный секрет дешевизны голубых топазов состоит в том, что "голубизна" получается искусственно - путем облучения изначально бесцветного сырья потоком электронов, которые и создают деффекты в кристаллической решетке, благодаря которым мы видим камень голубым. Существует 3 степени облучения: sky, swiss  и london. Sky - цвет нежного голубого неба, swiss - насыщенно-голубой (наверху) и london - неестественно темной синевы. 

Природные голубые топазы существуют (копь Мокруша на Среднем Урале - лучшие в мире камни, но выработаны полностью; Шерлова Гора в Забайкалье - почти весь материал неювелирного качества; голубые топазы с Волыни - единственные сегодня камни с природной окраской, имеющиеся на рынке), но добывают их крайне мало. Среди них материала, годного для ювелирных вставок еще меньше. Но. Есть непреодолимая заковыка. Природный голубой цвет уничтожается солнцем. Буквально за пару часов лежания на солнце ваши топазы с природным голубым цветом полностью обесцветятся и это - безвозвратно. А "облученные" - цвет навсегда (все же злоупотреблять не стоит).

топаз

Копь Мокруша на Урале и кристалл топаза, некогда на ней добытый.

Комментарии
Комментариев пока нет