НЕМНОГО О ФАШИНГЕ
Фашинг (примерно то, что в России именуется масленицей) — один из самых сумасшедших и веселых праздников. Традиция хорошенько подебоширить перед началом великого поста существует в Германии с очень давних пор. Отмечать приход нового времени принято обильными возлияниями в течение недели с апофеозом в виде гигантских карнавальных шествий по улицам городов. Чуть ли не в каждой земле Германии традиции празднования, время проведения карнавалов и масштабы веселья различны.
Начальным пунктом празднований является "грязный" или "жирный" четверг. В этот день обычно не проводится шествий, а народ просто одевает костюмы и в 11:11 выходит гулять на улицы. Пятницу именуют "копчёной". Назван этот день в честь забавы королевских шутов, которые последнюю пятницу перед началом великого поста кидались копотью в лицо всем подряд. Следом наступает "суббота гвоздик", которую на юге Германии и в Швейцарии также именуют "жирной". Так как в пост запрещено есть молоко и яйца, то обычно их начинали расходовать в субботу, выпекая пироги на шмальце - топлёном сале. Сейчас их называют "берлинер" или "фашинг-бретцель", и в булочных эти вкусности продаются не только на фашинг, а всю зиму напролёт. В воскресенье "тюльпанов" во многих городах Германии проводятся карнавальные шествия, их ещё называют "поездами". Наиболее крупные шествия проходят в так называемых "карнавальных городах", но и в других населённых пунктах, а на юге, так и почти в каждом крупном городе, немцы устраивают праздничные шествия. "Розовый понедельник" - начало завершающей стадии карнавалов. Многие работодатели разрешают работникам взять в этот день отгул, хотя официально этого праздника в немецком календаре нет. Шествия продолжаются во всех "карнавальных городах", народ наедается и напивается так, как будто все действительно собираются блюсти великий пост. На самом деле сейчас трудно встретить хотя бы одного постящегося, так что эта часть традиции, похоже, морально устарела. Наконец, наступает вторник "перед постом". И в этот день во многих городах всё ещё продолжаются карнавалы, например, в Кёльне. Это последний из "жирных" дней, вся скоромная пища доедается. Традиционно в этот вторник немцы едят "хворост", блины и рыбу. Вечером заканчиваются празднества. В "пепельную среду" начинается великий пост. Название происходит от традиции верующих посыпать себя освящённым пеплом или ставить на лоб пепельный крест. Это является символом покаяния и смирения. Сейчас вряд ли найдутся настолько верующие, которые будут действительно посыпать себя пеплом.
Вот так проходит время фашинга в Германии, а для Кёльна — это совершенно особое явление. О нем ниже.
КАРНАВАЛ В КЁЛЬНЕ
История карнавала восходит к временам римской империи, когда праздновались так называемые «сатурналии» - праздник по поводу окончания жатвы.Сейчас в мире есть всего три города, в которых карнавал – действительно мощное действо, смысл жизни большинства горожан, а потому – явление самобытное, всеобъемлющее и по-настоящему интересное. Имена этих городов – Венеция, Рио-де-Жанейро и Кёльн. Кёльнский карнавал – с одной стороны прямой потомок римских сатурналий, т.к. город, собственно, основан римлянами и был изначально столицей римской колонии. С другой стороны, это народное гулянье, где как раз аристократ становится вровень с любым другим бюргером, где все наряжаются от младенцев до бабушек и дедушек – не важно как, главное, чтобы смешно и ярко. Главный и любимый персонаж кёльнского карнавала – клоун в рыжем или красном парике, с красным круглым носом, с разрисованным лицом и в ярком балахоне. Смеется сам, смешит других – олицетворение демократизма и жизнерадостности потомков римлян и германцев – а попросту кёльч.
«Пятый сезон года», «Вся Германия работает, а Кёльн гуляет карнавальную неделю» - так говорят про карнавал в Кёльне. Для карнавала ежегодно пишутся новые, специальные карнавальные песни, шьются костюмы и создаются аксессуары(в том числе, памятные ордена и знаки).Карнавал для кёльч – дело серьезное. Участвуют в нем все слои и сословия. Так было, так есть, так, видимо, долго еще будет. Празднуется, кстати, он с 178 года. Были времена стихийного празднования, были и времена запретов. Но с 1823 года, после изгнания французской армии, в городе был создан «Карнавальный Комитет»и карнавал обрел иной смысл, был романтизирован и получил те черты, которые ему присущи и по сегодняшний день. Карнавальный комитет работает целый год, у него очень много обязанностей – разработать тематическую концепцию очередного карнавала, написать сценарий, скоординировать деятельность более 100 карнавальных ассоциаций, танцевальных групп, оркестров, подготовить и провести «Прокламацию Принца Карнавала» и много чего еще. Одновременно каждая карнавальная ассоциация создает свой собственный сценарий, готовит свою повозку, расписывает свою деятельность на все время от открытия карнавала 11 декабря в 11 часов 11 минут до его завершения в день гала-шествия перед пасхальным постом. Закупаются тонны конфет и сладостей, заказываются миллион разных цветов, которые потом соберут в неисчислимое количество небольших букетиков. Все это полетит с повозок в наряженную и раскрашенную толпу в самый главный день карнавала – Розенмонтаг!
Карнавальный комитет вскоре после открытия карнавала проводит «Прокламацию Принца», то есть введение в должность трех главных действующих лиц: Принца Карнавала, Бауера и Девы(традиция соблюдается с 1906 года). Прокламация проводится в большом зале, при собрании разряженной в карнавальные костюмы публики, которая сидит за столами, пьет, ест и веселится. Обязательно присутствует бургомистр города с супругой, к слову тоже в карнавальном костюме. Новый Принц карнавала на празднично украшенной сцене получает из рук Президента Комитета Карнавала жезл и нагрудный знак – Принц Карнавала такого-то года(1972 год есть в представленной коллекции, очень вероятно, оригинал!). Заканчивается "Прокламация" традиционными песенками всей троицы, тексту которых никак не меньше сотни лет. А затем концерт из старых, любимых карнавальных шуток и песен, которые поют со сцены и всем залом, и коллективными же "хороводами".
Прокламация Принца открывает период "зитцунгов", т.е. костюмированных заседаний.Публика в зале сидит за длинными столами, ест-пьет, но больше, конечно, хохочет и поет. Между всей этой суетой проскакивают Рождество и Новый Год – праздники приятные, но… они в Кёльне что-то вроде апперетивчика и холодной закуски перед Главным Блюдом Года!
И вот наступаетмартовская карнавальная неделя! Начинаетсякульминация«пятого сезона года» в четверг. Его по традиции зовут «женским четвергом». С утра, опять же в 11 часов 11 минут при огромном стечении костюмированного народа на площади Альт-Маркт проходит официальное открытие карнавальной недели. И потом начинается… дамский беспредел! В этот день женщины отрываются по полной, им дозволено все и ни в чем нет отказа… Самое традиционное развлечение – резать галстуки приглянувшимся мужчинам. Поэтому многие женщины в этот день выходят в город не просто в карнавальных костюмах, но и вооружившись ножницами. «Пострадавший» получает в виде компенсации поцелуй дамочки, которой удалось его «оскопить». Ну, а если дама захочет большего… в этот день ей нельзя отказывать! Говорят, в прежние времена в декабре каждого года подскакивала рождаемость в городе. Это появлялись на свет «дети карнавала». Завершается день грандиозным «зитцунгом» под кодовым названием «кёлле медшен» (в смысле - Кёльнские девушки). В лучшем зале города собираются одни женщины, все в костюмах и соответствующем спецмакияже, с трибуны их прославляют от лица кёльнского карнавального комитета, а главным кличем звучит не просто «Кёлле! Алаааф!», а «Кёлле медшен алаааф!», что значит «да здравствуют кёльнские девушки всех возрастов и национальностей!». Следующие несколько дней, понятное дело, требуют некоторого снижения темпа, поэтому проходят детские костюмированные посиделки, посиделки с друзьями, в воскресенье - карнавальные шествия мелкопоместного значения в округе. В субботу в Кёльне на площади Ной-Маркт проходит парад карнавальный клубов и объединений - очень зрелищное представление, куда можно пойти без грима и костюма, хотя основная масса будет все же костюмирована. Все пребывают в предвкушении понедельника, готовятся к кульминации карнавальной недели – «Розенмонтаг».
В понедельник, как и положено по древней традиции, в 11 часов 11 минут на Людвих Платц начинается шествие. Город уже ждет карнавальные повозки. Уже приехал народ из других городов, смешавшись с аборигенами. Кёльн уже разоделся, накрасился, выстроился по пути следования карнавального «поезда-цуга», приготовил зонтики и мешки.Зачем зонтики? А когда с высокой повозки дождем летят конфеты, букеты и шоколадки, то по голове всей этой красотой бывает не очень приятно получить. Для защиты от «красоты» - зонтик. Причем его лучше всего вывернуть наизнанку, чтобы не только защищал, но и ловил. А мешки – складывать все то, что получится поймать и подобрать. И вот появляются первые повозки! Звучит музыка – с каждой повозки своя. Толпа дружно стонет «Камелле! Камелле!», что значит – «конфет нам, разряженным-раскрашенным, чтомы, зря старались что ли?» (ну, вообще-то все кричат во весь голос, но когда это под музыку, то получается очень похоже на коллективный стон). Впрочем, кроме конфет – хлеба пролетариата, публику ждут еще и зрелища. Каждый карнавальный клуб везет какую-нибудь шутку в скульптурном изображении на тему карнавала (несколько лет назад кёльнский карнавал был посвящен поцелую…там такое можно было увидеть!!!). Смеяться позволено над всем – политиками, публичными людьми, событиями… Все можно обсмеять и не бояться быть наказанным, даже если это ну очень «дерзкая» шутка. Повозки перемежаются оркестрами, танцевальными группами и всадниками. Завершающим аккордом появляется повозка Принца карнавала с Бауером и Девой. С них разбрасываются в толпу самые щедрые подарки, самые особые конфеты, потому что они все имеют специальное клеймо Принца.
Публика, основательно уставшая, порядочно проголодавшаяся, но все еще полная сил и желания продолжать веселье, расходится по городу для "послепарадного" подкрепления. Вечером все они собираются по карнавальным клубам на самую грандиозную вечеринку года, которая выплеснется на ночные улицы старого города. Веселье продолжается до утра. Будет выпито немеряное количество мегалитров местного пива, спеты тысячи любимых карнавальных песен.
На следующий день, во вторник, самые стойкие кёльч, которые будут в состоянии передвигаться хотя бы к обеду, соберутся в своих районах, чтобы проводить карнавал традиционным сожжением соломенного чучела на местной, районной площади. Его с песнями еще немного потаскают по окрестным улицам, чтобы уж всем было ясно: завтра - Пепельная среда. Пепельной средой заканчивается карнавал. С утра пораньше уже достаточно очухавшиеся граждане идут в церковь (ну, или, по крайней мере, должны туда пойти), чтобы прослушать проповедь и покаяться в том, что успели натворить за карнавальную неделю. В знак отпущения "карнавальных" грехов они получат начертанный пеплом крест на лоб. Дома их должен ждать традиционный ужин - рыба, черный хлеб, лук. Это знак того, что денежки все прогуляны, пиво выпито, карнавал прошел, впереди строгий Пасхальный пост.