Цена вашего творчества: как не работать в убыток

Цена вашего творчества: как не работать в убыток | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Конечно, вопрос ценообразования вашего рукоделия поднимается постоянно на просторах Ярмарки Мастеров, но надеюсь, что для новичков моя статья станет полезной и хоть немного расставит все на свои места.

Мой творческий путь рукоделия именно как средства заработка денег начался с букетов из конфет. С тех пор прошло уже более 5 лет, но иногда я к нему возвращаюсь и с удовольствием создаю букетики. Так вот, недавно обратилась ко мне одна потенциальная покупательница с просьбой сделать ей букет и, как очень любят «наши» люди, сделать его  подешевле... Она просмотрела мои работы и приглядела корзинку с цветами с конфетами... называет мне она цену в 500-700руб... но что можно купить на эти деньги... коробку конфет и корзинку...

Разве мастер должен работать бесплатно? Конечно, нет! Выбирая ручную работу надо понимать, что это будет заведомо дороже, чем купить просто коробку конфет в магазине!

цена, хобби как бизнес, деньги, бизнес

Раньше я тоже прикидывала цену своей работы, подглядывая на цены работ конкурентов :) (пусть даже на той же Ярмарке Мастеров), может быть, новичкам это простительно, когда ты первый раз продаешь свои работы и еще стесняешься назвать  цену на свое творение.

ценообразование, ручная работа, рынок, работа мастера

Но на самом деле, давайте посмотрим из чего же сложится цена букета: ну конфеты само собой + корзина — это, наверное, самые заметные для покупателя вещи. Но что же еще спряталось в корзине: это и основа букета, и бумага, и проволока, и какие-то дополнительные украшения: сетка, органза, бантики, жучки-паучки! И плюс к этому ко всему упаковочная пленка или что-то подобное, которая в цветочных магазинах стоит ох как не дешево!  И что же еще осталось? Если вы используете клеевой пистолет, как я, так это и расход клея и конечно, электроэнергия, за которую вы заплатите в конце месяца!

Я предпочитаю считать материалы по рыночным ценам. Но кто-то может сказать, что покупает его оптом, и цена на них значительно дешевле! Но не забывайте, чтобы купить/заказать этот материал, вы потратили свое время, оплатили доставку/потратили деньги на дорогу, значит, цена оптовая здесь уже не подходит.

Ну и, конечно, сама работа мастера! Собирайте все в кучку — вот и цена вашей работы!

Может, конечно, я все очень сложно написала, но на самом деле, когда вы один раз прикинете цену, например, одного часа своей работы, приблизительный расход на электроэнергию и прочее... на следующий раз все будет гораздо проще и легче!

И хотелось бы маленькое лирическое отступление для покупателей! Делая заказ у мастера по примерам каких-то его работ, вы должны понимать, что это не розничный магазин, где ваша покупка стоит и вас дожидается с ГОТОВОЙ ценой! Мастер будет делать конкретно под вас: купит то количество и марку конфет, которое вы с ним обговорите, корзину подберет специально для вас, бант на нее и прочее. А, значит, ЗАРАНЕЕ он сможет вам сказать только примерную стоимость работы!

Я надеюсь, что мой опыт будет кому-то полезным :)  А если останутся какие-то вопросы, с удовольствием отвечу на них в комментариях!

Комментарии (58)
Наташа (vnattali) 21.09.2017

лучше сказать нет любителям халявы

Как всё чётко. Спасибо!

Demina 15.07.2017

Признаюсь, я иногда работаю в ноль или даже в убыток. И самой от себя противно((( И противно от тех мастеров, которые лепят комплекты из серебра за тыщу рублей. За тыщу! Наболело(((

Vienna Antik 13.07.2017
Очень хорошая статья! В Австрии ручной труд очень дорогой, это всем известно и это считается нормальным. Часы работы это не только фактическая работа мастера, но и время, затраченное на дорогу, время работы над проектом включает и размышления, поиск идей и так далее. А дальше материалы, инструменты, налоги автоматом должны учитываться, соц.страхование, из этого цена и складывается. Хороший мастер всегда дорогой и время его расписано на месяцы вперёд. Например, кто хочет построить дом - платит проверенной фирме, кто хочет сэкономить- нанимает нелегальную бригаду строителей и пожинает потом косяки их работы. Так же и тут. Каждый сам решает, сколько стоит его труд, стоит ли работать себе в убыток и для людей, которые его труд не ценят..
StasyaArt 13.07.2017

Спасибо за статью) Действительнол, все чаще стал подниматься вопрос стоимости товаров ручной работы. По сути, многие товары, которые мастера делают своими руками, можно найти нечто подобное и в магазинах. Да и на Алиэкспрессе есть. НО, зачем люди, которые хотят найти оригинальный и качественный подарок для своих близких по низкой цене идут к мастерам ручной работы?)) А потом еще и говорят, что там и там подобное дешевлеimage Нас поймут только покупатели, которые сами являются мастерамиimage

Согласна с коментариями выше. Считаю,ценник должен быть в первую очередь разумным,а если уж отбою от заказов нет и чувствуете,что ваше творчество пользуется популярностью,можно и даже нужно поднять этот ценник. Ну и все от самооценки зависит конечно.

Так и хочется сказать: "Надо такие изделия творить, что бы у покупателя не возникал вопрос, вынесенный на заглавную картинку".

Но это уже написали в комментах.

Удивите покупателя творением и он в ответ удивит Вас щедростью. Всё просто... и сложно одновременно. А считать трудодни - это путь выживания, но не заработка.

"Сказать примерную стоимость" - это непрофессионально. Когда покупатель спрашивает, ему нужно называть итоговую сумму с учетом пересылки. Как вы это посчитаете - ваше личное дело.

А мне кажется все дело в хотении покупатели купить ту или иную вещь. Я вот шила здесь на заказ льняное платье. Обошлось в 13 000. По мне это дорого, хотя я понимаю, что платье шилось из хорошей ткани, по моим меркам 56-го размера. Но заплатила я эту цену не потому, что посчитала сколько мастер потратила того, другого, третьего. А потому что я безумно хотела именно это платье. И я ни разу не пожалела о потраченных деньгах

Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар. И никакие пояснения для покупателя, что «я за каждой пуговицей в магазин специально ходила», на покупателя не действуют. Ему это безразлично. Покупатель будет ориентироваться на получаемую выгоду. А выгоду он в первую очередь связывает с суммой денег, которую он готов заплатить. Я не говорю о таких факторах влияющих на покупку как бренд товара, имя мастера, уникальный товар, особые условия покупки (к примеру, мастер из своего города). Речь идет о товаре, которые предлагают многие мастера. Поэтому, проще ориентироваться на среднерыночные по ярмарке цены. А если хотите получать более высокую прибыль, то думайте о путях оптимизации издержек. А методы ценообразования, которые здесмь предлагают использовать с учетом всех прямых и косвенных издержек и учетом своего вложенного труда до минуты, для единичных изделий не подходят, это все методы расчета ценообразования для серийного производства. И подумайте, сколько времени вы потратите расчитывая стоимость каждого изделия. Это время вы тоже будете включать в цену товара?

Поддерживаю!{#}

Статья больше для покупателей, чем мастеров.{#} Мастерам нужны цифры, примеры, рассчеты. В комментариях даже больше полезной информации, чем в статье по этой теме.{#}

Tolkoyubki 12.07.2017

Была подобная статья недавно, про стоимость доставки. Покупатель или согласен с вашей ценой - и покупает, или не согласен - и НЕ покупает. И в первом, и во втором случае он НЕ СПРАШИВАЕТ, из чего складывается цена. Насильно объяснять не нужно. )

Стоимость работы мастера особенно остро встает если стоимость материалов невысока, а трудоемкость большая - материалов на 500 руб, а работы 20 часов - вот это вообще малореально объяснить покупателю, да и видимо не стОит.

Стараюсь ориентироваться на уровень своих работ, не забывая мониторить мастеров, работающих в одной со мной технике и твердо знаю, что рано или поздно продается все - что-то сразу, что-то лежит 2-3 года и неожиданно продается. В моем направлении, как мне кажется, мастера как раз низко оценивают свой труд - видимо стесняются оценивать именно свою работу адекватно при достаточно небольших затратах на материалы.

Спасибо, статья дельная, и думаю больше для заказчикавов она чем для мастеров, а то они не всегда понимают что же в изделие вложено и откуда берутся цены)))

Ну - поставить -то цену можно любую... а вот - продать только за столько, за сколько захочет купить покупатель

Захочет за 3 копейки - это точно)))) важен балланс того, что готов заплатить покупатель и того за сколько вы хотите продать, откровенно низкие цены на изделия ручной работы - обесценивают не только конкретно это изделие и труд мастера, который его создал, но, как бы громко это не звучало, ценность всего направления handmade.

Ирина, а не все покупатели хотят купить за 3 копейки.

согласна, но таких которые готовы платить за эксклюзивность и оригинальность - единицы к сожалению

Кто хочет купить за 3 копейки,они не здесь. Для них есть специальные магазины.{#}

но при этом регулярно пишут - почему так дорого? - вон у Имярек дешевле

Ольга БОХО 12.07.2017

"Как не работать в убыток?" Работать с прибылью!!

Подсчитаем все-все затраты, прибавим ДОСТОЙНУЮ оплату своего труда и получим цену изделия. Если не выходит ощутимая прибавка, ищем возможности ее увеличить. Иначе, зачем всем этим заниматься? Ну разве для интереса, в виде хобби.

Мы как депутаты, сами устанавливаем свою зарплату)). Жаль, что размеры ее отличаются в разы. Но все же , мелочь, а приятно{#}.

Исходим из своих умений, природной скромности или отсутствия таковой, и не забываем делать поправку на рыночные условия ( что почем у конкурентов).

Оправдываться перед покупателем, почему столько стоит, не вижу смысла. . Понимающий знает и так, спрашивать не станет. Остальные вольны искать подешевле в другом месте)){#}

Jelena ( Уютная) 12.07.2017

Полезные мысли, я думаю, все так рассуждают. Понятно, подешевле всем бы хотелось,но не всегда получаетсяimage

Как ни подсчитывай,а стоимость работы всегда будет субъективная.Это кто как себя ценит.Тут есть мастера-виртуозы с вполне себе приемлемыми ценами,а есть люди,которые только что стали чем-то заниматься и уже такие цены на свой товар загибают,что ойё-ёй...Все от самооценки зависит и от природной наглости.

Согласна с вами полностью-цена за личный труд дело субъективное! Но вот часто удивляюсь, что иногда люди начинают "творить" в первый раз и получается черти чего, но они это так приподнесут....и у них покупают причем не за копейки... а у другого сделано супер и цена не заоблачная, а продаж нет! Парадокс(

Кто продавец ,а кто-нет.{#}

Конечно надо еще уметь продавать,это тоже искусство,не всем дается это.

"Тут есть мастера-виртуозы с вполне себе приемлемыми ценами,а есть люди,которые только что стали чем-то заниматься и уже такие цены на свой товар загибают,что ойё-ёй...Все от самооценки зависит и от природной наглости."

и еще от географии проживания мастера - крупные города традиционно выставляют ценник выше, маленькие - ниже

Спасибо, статья полезная, мастера и покупатели лучше поймут друг друга.

Всё разумно, по делу. И сам тысячу раз подпишусь. Но если заказчику кажется, что цена на товар встала стеной между вами - заставить купить нельзя. И квитанцией за свои траты (материал, электроэнергию и прочее) размахивать бесполезно. Это воспринимается как попытка пустить пыль в глаза в оправдание завышенной цены. Увы.

Нет, ни в коем случае не призываю кому то что то доказывать и трясти чека и квитанциями, я к тому что свой труд надо уважать)

Само собой разумеется! Все правильно в статье и очевидно! Сто раз уже писали, что труд мастера надо ценить. А покупателям, которые хотят за копейку канарейку, надо подробно написать список затрат.

(надо подробно написать список затрат.)

-зачем? Если покупателя цена не устраивает,списком затрат вы его не разжалобите.{#}

Дельная статья, все так написали )

У меня вопрос: что значит в Вашем понимании "прикинуть цену часа своей работы"?

Да-да, тоже интересно. Как оценить свою работу? Сложите стоимость материалов, прибавьте стоимость своего труда в часах, и вуаля! {#}

Мне все прочитанные до сих пор теории кажутся совершенно нежизнеспособными. И умное на первый взгляд "посчитайте, сколько хотите зарабатывать в месяц и поделите на к-во рабочих часов, работу оценивайте по затраченному времени" - тем более. Потому что ручной труд, когда ты один за всех, он не так работает. Если я считаю деньги в рабочих часах, затраченных на изделие, мне никто не платит за стояние на почте, за пробки по пути в магазин камней, за больничный, за образование, за то, что я думаю над эскизами, и за прочие радости, без которых не бывает этой самой работы.

В этом и состоит опасность подобных теорий для новичка - тебе кажется, что ты все приготовишь, сядешь и сделаешь, а потом получишь за это деньги. Но по факту ты получишь деньги за половину или треть проделанной работы и будешь плакать, что жизнь не из радуги состоит и на рукоделие не прожить. В общем, я призываю не считать по часам, а реально смотреть на жизнь.

Татьяна, конечно в каждом рукоделии полно подводных камней, очень много нюансов...всего сразу и не учтешь! Бывает сядешь делать, а вот не получается...и делал это уже тысячу раз, но результат не тот которого хочешь достичь, и материалов кучу изведешь пока сдеалешь и не предъявишь это заказчику. Спасибо за ваше мнение!)

Девочки, самое смешное, что цена часа работы у нас выведена на законодательном уровне и составляет в среднем 250 рублей. Таким образом, один рабочий день мастера ручной работы должен быть не меньше 2 тыс. рублей. И что самое интересное: сами покупатели за меньшую цену работать вряд ли согласятся, но! покупать штучный товар с такой ценой работы мастера готовы далеко не все {#}, поэтому фраза "А подешевеле?" звучит и будет звучать постоянно, хотя, когда вопрос с наличностью в семейных бюджетах встаёт особо остро, многие мастера готовы продавать свои труды почти за бесценок.

Так-так, про 250р в час можно подробнее? Это такая утренняя сказка?{#}

Считаем!! Мрот на 2017 год - 7500р

Делим 7500 на 21 рабочий день... или на 24 дня, не помню уже сколько, получаем 357р или 312 р в день!!

Делим на 8 часов... та-дам! получаем 40 рублей за час работы {#}

Таким образом, некоторые даже больше, чем положено получают{#}

тадам)

Вот я так и подсчитала - не хочется связываться с налогами, надо получать от хобби меньше МРОТ.

Людмила Григорьевна! Налоги надо платить, даже если Вы продадите коробок спичек. О, нет, это не моя прихоть{#}

Ну, а для успокоения совести - да, почему бы такую отговорку и не придумать))

Я препочитаю свой труд оценивать так, решаю для себя сколько же я хочу зарабатывать в месяц))) и тогда уже далее подсчеты веду))) так все-таки вернее, а то по госрасценкам можно по миру пойти, особенно если заказы не каждый день)))

И как? Получается получать столько, сколько сами себе придумали? Каждый месяц?

Любые хотелки - это хорошо. Вы можете хотеть получать, хоть стомильонов, хоть три копейки - это Ваше право. Но реальность такова, что никто эти Ваши запросы удовлетворять не будет. Ну, не работает это так!! Хотя.... думаю, Вы и так это понимаете

Такие статьи мне не нравятся. Потому что они поощряют самообман. Ибо вместо того, чтобы свои нормочасы высчитывать, лучше бы придумали нечто такое, что нельзя купить у китайцев Вот тогда о ценах вообще можно не думать, и ставить их ЛЮБЫЕ{#}

Полностью согласна, что чем высчитывать свои копейки, лучше подумать, что продаешь, и как это сделать ценным и желанным.

Допустим, я художник, и хочу получать денежку за творчество и интересную работу, а не 100руб за час восьмичасового малевания берёзки, как на полотнах на рынке. Я хожу по музеям, в театр, езжу в поездки, читаю книги, слушаю музыку и вынашиваю идею. Я перерабатываю свои впечатления в цвет, форму, экспрессию, и когда визуальный образ оформится - за пол часа пишу абстракцию, потом другую, за несколько дней имею десяток картин, каждую выставляю по 5-7 тысяч, потому что они того стоят. Потому что люди покупают их радость, силу, выразительность, заряд эмоций, актуальный стиль и профессионализм художника. А не часы, что его попа была прислонена к табуретке. И все путешествия, театры и поездки в этом случае - тоже часть работы, без которой не было бы этих картин. И художник, который пишет такие картины в таких условиях, должен себе все эти условия иметь возможность обеспечить, чтобы писать своему покупателю такие картины. А у художника, который должен 8 часов малевать березку, чтобы выжить, даже времени подумать нет. Возможность и умение думать - важное конкурентное преимущество.

Таня, мне кажется, ооочень многие этого не понимают.

Получать зарплату - основное слово - получать, это ошибка, на мой взгляд. Но, вероятно, люди так просто привыкли.

Апплодирую стоя!!!!

Всё время удивляюсь - ну скажите мне зачем конкурировать с Китаем?

Почему самообман? У нас плановое хозяйство. Если для человека handmade- это основной источник дохода,он ДОЛЖЕН заработать необходимую сумму,чтобы прожить.

Если конечно у него нет "подушки безопасности".

Потому что - самообман! Потому что телега впереди лошади стоит. Потому что предлагается не продешевить свою работу, не работать в убыток, а не с этого начинать надо. Спрос! Вот основное, что должно волновать.

Нужно думать, как делать такие вещи, на которые будет стабильный спрос.

А в таких же статьях предлагается подсчитывать барыши, упуская основной момент - при отсутствии спроса все эти подсчеты пустой звук.

К слову, я и мой муж занимаемся лишь хэндмэйдом, оплачивая при этом - налоги, взносы, аренду, зарплату сотрудникам, прибавки к пенсиям нашим дорогим пенсионерам, медицину и прочее-прочее... Я - не теоретик, я - ПРАКТИКimage

Но, разумеется, кому нравится высчитывать свои часы и воображаемую прибыль - на здоровье. Мне не жалкоimage

Тоже подумала про места,где зарплата 8-10 тысяч в месяц.{#}

Как раз у меня была такая история. Хотели заказать у меня развивающую книжку.

Я говорю: я такую книжку делаю 6 полных дней(с утра до вечера). Вот вы,покупатель,сколько зарабатываете за 6 рабочих дней?{#}

Переписка оборвалась.{#}

Ещё бы, после таких вопросов. Всегда можно ответить тактично. "Это кропотливая работа, сшитая из 100500 деталек, вырезанных вручную, бла-бла, мы можем обсудить другие варианты и подобрать изделие под ваш бюджет."
Про кропотливую работу и количество деталей я в самом начале обсуждения говорила. Человек сначала заявляет, что ему нужно только это и готов заплатить любые деньги. А потом выясняется, что " любые деньги" он понимает совсем иначе, чем я

" любые деньги" в разумных пределах)))

Поэтому цена на изделие handmade в основном берётся "с потолка". Невозможно всё сосчитать и учесть.Какие тут могут быть универсальные формулы?{#}

Уже много раз говорилось: за сколько денег ты готов расстаться со своей работой,такую и ставь цену.

А покупательский спрос её подкорректирует.{#}

Покупателям конечно это нужно напоминать...Конечно, и их можно понять, хочется подешевле, а может даже и дешевле чем в магазине. Но надо помнить.что в магазине, вы купите поток одного и того же продукта, здесь же штучный товар! Иногда единичный!

Svetlana Biju 11.07.2017

Ирина, спасибо за публикацию! Думаю, что она будет полезна и мастерам, и покупателям тоже... а то покупателям иногда бывает не совсем понятно, почему изделие так дорого стоит... а Вы хорошо показали, что цена формируется не только из расчёта стоимости материалов, но также и из других составляющих.

Спасибо! Очень ценная статья!

Кладовая мудрости и опыта!){#}{#}