Пуховые истории

А история оренбургского пухового платка такова.
Существует легенда, рассказывающая о том, что много веков пас чабан коз, брал от них молоко, шерсть, мясо. И невдомек было ему, что главная ценность в оренбургской козе — пух.
Как-то пришли к чабанам русоволосые усатые казаки, поглядели на отары и говорят: "Что-де у вас такие козы грязные, лохматые, давайте мы их почешем."
Чабаны подивились бескорыстию казаков-добродетелей, разрешили им почесать и увезти с собой очески. На другую весну казаки снова пришли на пастбища и опять за свое: дайте коз почесать. Козоводы догадались, что неспроста казаки к ним ходят. Потом чабаны сами научились чесать пух и возить его в города и станицы.
Но в это трудно поверить, зная как хозяйственны и практичны восточные скотоводы. Поэтому более достоверной выглядит другая легенда о появлении оренбургского пухового платка… 
Согласно ей первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыцких и казахских всадников, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки и поддёвки, связанные из козьего пуха. Платки были без каких-либо узоров и служили лишь для сохранения тепла своему хозяину. 
Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. А потом и собственных коз развели. На земле много пород коз, живущих почти на всех широтах, за исключением самых холодных. Белая безрогая швейцарская; маленькая, аспидно-черная африканская; крупная, грациозная с белоснежной шерстью ангорская; горбоносая грубошерстная нильская, безрогая, с белой длинной шерстью альпийская; молочная немецкая...
Но все эти козы лишены одного из замечательных достоинств, которым одарена коза оренбургская. У них нет такого пуха, как у нее,оренбургской козы Где вольные оренбургские степи ковыльные ,да ласковый степой ветер,луга  зеленые ,да чистые как слеза речки журчащие Чем не раздолье !

Комментарии
Комментариев пока нет