Зеленый цвет в искусстве. Символика.

Зеленый цвет в искусстве. Символика. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,

Дарует он покой душе и зренью.

И травы зелены, и тьма в лесах,

Зеленый свет колеблется в глазах.

Зеленый цвет-наряд любого сада,

И для жасмина стебель — как награда»

(Амир Хосров Дехлеви)

Зеленый цвет наиболее спокойный цвет из всех могузих вообще существовать. Многие приходят почти к одинаковой интерпретации ощущения зеленого цвета - это состояние покоя и равновесия. 

В каких образах мы видим этот цвет в мире: изумруд, цвет шейки молодого попугая, молодой травинки, водяной тины, перо павлина, листья клена, зеленый светофор, зеленые глаза, тропичнская бабочка, бутон цветка, северное сияние и много чего еще, что является для нас позитивным и красивым.

Попробуем разобрать его смысл, который поможет при создании собственных произведений максимально добиться желаемого эффекта. В живописи зеленый получается таким спокойным цветом, потому что происходит из смешения двух диаметрально противоположных себе цветов - желтого и синего, которые как бы гасят свою активность при смешении. В.В. Кандинский так говорит о зеленом цвете:

"... Глаз становится беспокойным, не выдерживает долго вида этого цвета и ищет углубления и покоя в синем или зеленом. При более высоком развитии это элементарное действие переходит в более глубокое впечатление, сильно действующее на душу."

"...другие, которые всегда кажутся жесткими (зеленый кобальт, зелено-синяя окись), так что свежевыжатая из тюбика краска может быть принята за высохшую."

"Желтый цвет при этом получит несколько болезненный и сверхчувственный характер, как человек, полный устремленности и энергии, которому внешние обстоятельства препятствуют их проявить. Синий цвет, как движение совершенно противоположного порядка, тормозит действие желтого, а при дальнейшем прибавлении синего цвета к желтому оба эти противоположные движения, в конце концов, взаимно уничтожаются и возникает полная неподвижность и покой. Возникает зеленый цвет."

живопись, цвет, зеленый цветживопись маслом, искусство

"В зеленом скрыты желтый и синий цвета, подобно парализованным силам, которые могут вновь стать активными. В зеленом имеется возможность жизни, которой совершенно нет в сером. Ее нет потому, что серый цвет состоит из красок, не имеющих чисто активной (движущейся) силы. "

Импрессионисты часто в своих полотнах использовали чистый зеленые цвет, не боясь "заливать" им почти всю картину. И при всем этом, картины не распадались, наоборот, были очень гармоничны и приятны глазу. Нельзя сказать - этого цвта слишком много на полотне.

картины, зелень

картины маслом, зеленый

Мне кажется, мы даже не осознаем того факта, что природой предусмотрено огромное количество этого цвета вокруг нас. В естественное среде, почти все, что окружает человека - это растения, трава, деревья. Это тот самы йцвет, который для нас практически "естественен", мы не можем устать от него, не можем легко отказаться от него (тяга отдохнуть именно на природе).

Как замечает Василий Кандинский: "...зеленый цвет, который, как мы позже увидим, есть цвет земного самоудовлетворенного покоя". "...Он [зеленый] ничего не требует, он никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения является свойством, особенно благотворно действующим на души усталых людей, но после некоторого периода отдыха, легко может стать скучным. Картины, написанные в гормонии зеленых тонов, подтверждают это утверждение." Если вывести абсолютно-зеленое из состояния равновесия, то оно поднимется до желтого станет живым, юношески-радостным. От примеси желтого оно вновь становится активной силой. В тонах более глубоких (при перевесе синего цвета) зеленое приобретает совершенно другое звучание - оно становится серьезным и, так .сказать, задумчивым. Таким образом здесь возникает уже элемент активности, но совершенно иного характера, чем при согревании зеленого. Подобным же образом действует и идеальное хваленое равновесие. Как хорошо об этом сказал 'Христос: "Ты ни холоден, ни горяч...".

Зеленый используется многими религиями - христианство, мусульманство, индуизм. Что говорит нам о том, что данным цветом очень активно пользуются для создания определенных духовных настроений. В Китае — это весна, дерево, Юпитер, Зеленый дракон; на Ближнем Востоке — Осирис, Таммуз, (Боги-злаки), в Греции — Деметра, Персефона (богини плодородия); в Индии — будды из рода Кармы, а также кармический тип человека. В христианстве — символ земной жизни Христа и святых. В иудаизме — знаки двух колен Израилевых.

Итак, пока мы видим многогранность применения зеленого цвета в повседневной жизни, искусстве, природе. Пусть этот царственный цвет займет достойное место в вашей творческой колористике.

Творческого вдохновения Вам!

Комментарии
Комментариев пока нет