Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Персональные записи > О таланте, который надо выкопать

О таланте, который надо выкопать

29.06.2017 3:46     Просмотров: 84     Комментариев: 4     
О таланте, который надо выкопать | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Мало найдется людей, которые не слышали Евангельской притчи о талантах серебра, данных господином своим слугам. Тот, кто приумножил полученное, был вознагражден, а тот кто зарыл от греха подальше в землю, оказался в очень неловком положении. Но мало кто из нас реально опасается повторить судьбу перестраховавшегося героя этой притчи, считая ее не руководством к действию, а некой занимательной легендой в историческом контексте древней Палестины. Во всяком случае, я именно так и относилась к этой истории, пока всерьез не задумалась о смысле собственной жизни, таланте и проблемах, связанных с его наличием. Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Дело было очень давно... и было мне тогда лет двенадцать. Как сейчас помню это солнечное весеннее воскресенье. Я лежала на диване в неясной истоме, предвкушая какую-то не очень четко очерченную, но яркую и насыщенную «взрослую жизнь», к которой меня приближает каждый прожитый день. Мать возилась с вытиранием пыли или влажной уборкой старенького линолеума, на полу нашей стандартной квартиры в типовом панельном доме.
- Счастливы люди, у которых есть талант! - вдруг сказала она, оторвавшись от своего занятия. - Им никто не нужен, они ни от кого не зависят.... - мечтательно и слегка завистливо прибавила она после секундной паузы.
Удивленная неожиданным началом разговора, я подняла голову от диванной подушки.
- А у тебя нет никакого таланта! - безапелляционно завершила она свое небольшое путешествие в мир грез и снова сосредоточилась на тряпках и уборке.

Фраза, сказанная матерью, запомнилась бы мне и без ее злорадного приговора, потому что чужой талант, особенно в сфере классического искусства, ценился в нашей семье невероятно высоко. Телевизионные трансляции балетов с участием Максимовой, Плисецкой и Улановой, пластинки с записями Сергея Стадлера и Вана Клиберна прослушивались в благоговейной тишине, а поход в Эрмитаж приближался по торжественности к праздничной мессе. Слова «Бетховен», «Ахматова» и «Станиславский» произносились с особенным придыханием, и горе мне, если бы я хоть на секунду попробовала поерничать или усомниться в необходимости столь пафосного отношения к классикам.

Впрочем, я и не пробовала. В двенадцать лет трудно быть Штирлицем, который во внешний мир выдает образ штандартенфюрера СС нацистской Германии, а внутри себя живет жизнью Максима Максимовича Исаева, гражданина СССР, пламенно любящего свою Родину, реку Волгу, белые березки и запотевший шкалик водки после парной. Лишь спустя очень много лет после того, как между мной и детством пролегла лесополоса самостоятельной жизни, я стала вспоминать, какой же была моя настоящая натура под маской примерной дочери и послушной внучки.

Вопрос: «Какая же я настоящая?» задают себе очень немногие, смирившись с той личиной, которую навязали родители, учителя и другие значимые для нас люди. В том что навязали, я не сомневаюсь ни секунды, ибо слишком мало видела в жизни счастливых людей. Помните, что сказала моя мама? Я не знаю, услышала ли она это от кого-нибудь или это был завуалированный крик души, но она абсолютно права. Только наличия таланта недостаточно для счастья. Да и вообще, что такое талант? Скорость освоения некоего навыка или, если верить Википедии: «Выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык». Тогда как узнать, есть у тебя талант или ты непроходимая бездарь, если нет опыта в искомой сфере деятельности?

Хотя и опыта тоже недостаточно. У меня был колоссальный опыт в написании школьных сочинений, да только из него никак не следовало, что у меня есть литературный талант. Потому что я ничего в свои сочинения не вкладывала. Дали задание — выполнила, и ни копейкой больше. Почему? Не хотелось. Может быть, наша школьная учительница русского языка и литературы относилась к своему предмету формально и невольно навязывала свои рамки ученикам. Я пару раз попробовала высказать нестандарную точку зрения в работах на свободную тему — получила по лбу.

Как сейчас помню, нам задали сочинение по повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий». Я Катаева до сих пор люблю за сложное сочетание чистоты, романтики и ощущение реальной жизни. Тема сочинения была: «Смысл названия повести В.Катаева «Белеет парус одинокий»». Меня зажгло, и я пошла советоваться с отцом, который вдруг признался мне, что тоже очень любит Катаева, много думал о его героях, и считает, что писатель в этой повести отразил одиночество русской интеллигенции в революции 1917 года. Это было настолько ново, неожиданно и интересно, что я тут же поскакала к своему письменному столу, чтобы записать папины рассуждения. Навертела и отсебятины насчет одиночества Лермонтова в душной и циничной среде высшего света. Получилось не совсем логично, зато страстно и с душой. Признаюсь честно, я ожидала за свою работу аплодисментов переходящих в бурные авации.

С трудом дождавшись дня, когда наша русичка отдала проверенные тетради, я с наслаждением стала искать последнюю исписанную страницу, чтобы увидеть там справедливо ожидаемое 5/5, то есть «отлично» за содержание и «отлично» за грамматику с синтаксисом. То, что я увидела повергло меня почти в кататонический ступор. Две с половиной страницы моего почерка ни в одном месте не коснулась красная ручка учительницы. В конце текста стояло 4, то есть «хорошо» без объяснений почему, за что и в чем дело. К концу урока ступор сменился бешенством, и я не пошла выяснять причину такой оценки, опасаясь, что не сумею быть в разговоре достаточно почтительной. Больше я с собственным видением темы не экспериментировала, предпочитая делать классические, правильные, ожидаемые школьные отписки, а боль от невостребованности со временем превратилась в глухую тоску, которая где-то в глубине души притаилась так тихо, что я перестала ее замечать.

Конечно, дело не в одной маминой фразе и не в одной истории с сочинением, подобных сюжетов было много в моей жизни, просто ярко запомнились именно эти. И чтобы не получать вот такие оплеухи, постепенно начинаешь инстинктивно защищаться, скрывая себя истинную под маской удобной, приемлемой, стандартной и предсказуемой. А внутреннее желание доказать свою правоту и получить-таки адекватную оценку своей деятельности постепенно превращается в болезненно вывернутое честолюбие, толкающее на поиск возможностей одним махом выпрыгнуть «из грязи в князи». Где уж тут думать о таланте, предназначении, своем Пути и прочих изысках, когда жизнь превращается в гонки «Формулы 1», где ты можешь быть только первой. И, видит Бог, я выигрывала эти гонки не раз. Только когда заканчивались брызги шампанского, которым освежают победителя, почему-то становилось грустно и пусто, а ощущение фатальной несчастности перекрывало удовольствие от полученного Гран При.

В минуту одного из острых приступов тоски я вдруг вспомнила Евангельскую притчу, с которой начала этот рассказ. И меня вдруг посетил роковой вопрос: «А что я скажу Богу, когда придет момент отчитываться? Что у меня была мама, которая не хотела, чтобы я хоть что-нибудь делала лучше нее? Что у меня была русичка, которая не оценила моего новаторства? Что у меня был любовник, который смеялся над моими стихами?» В притче ясно сказано, что всем изначально было роздано талантов, кому-то больше, а кому-то меньше, но никто не остался с пустыми руками. Ведь Бог пожмет плечами и ответит: «Ты сама отказалась от своей судьбы и Моих даров».

талант зарытый, притча о талантах, самопознание

Свою первую повесть я читала с круглыми глазами, не веря, что у меня такой тонкий юмор, такой изящный слог, такой высокий стиль, такой глубокий смысл. Я ведь привыкла думать о себе совсем в других определениях: грубоватая посредственность, которой нужно прилагать титанические усилия, чтобы хоть кто-нибудь обратил на нее благосклонное внимание. Еще через несколько лет я с такими же круглыми глазами смотрела на свои свечи, особенно те, что расписаны геометрическими узорами, и с удивлением понимала, что я — умная. Реально умная, а не начитавшаяся умных книжек. И еще у меня незаурядные способности к математике, хотя в школьные годы на меня навесили клеймо «гуманитария», лишив всякой надежды на наличие логики, самоорганизации и способности к внутренней дисциплине.

В прошлом году я вдруг вспомнила, что в детстве очень любила научную фантастику, а моя первая книга, которую я прочитала в семь лет, называлась «Обыкновенная Мёмба» и описывала приключения трех школьников, попавших в результате какого-то природного катаклизма на другую планету. Потом был рассказ или повесть «Записки программиста Марта Снегова» и сборник «Белый камень Эрдени». А дальше все провалилось в какое-то небытие, и все те чудесные миры будущего, в которых я жила мечтами и где реально рассчитывала оказаться лет через 20-30, вдруг... исчезли вместе с огромным куском моего истинного «Я».

Еще один всплеск интереса к научной фантастике у меня случился в 22 года, когда первый муж принес ко мне домой свои любимые книги, но увы, душа моя уже оказалась изрядно покалеченной, и даже Айзек Айзимов не зацепил так, как цепляли книги далеко не таких талантливых авторов, но прочитанные еще в незамутненный родительскими ярлыками период жизни. Впрочем, о фантастике я расскажу как-нибудь в другой раз, здесь я вспомнила про нее только в разрезе «светлое будущее», которое почему-то во взрослой жизни вдруг перестало быть желанным.

Сподвигло же меня сесть за компьютер и начать размышлять о таланте воспоминание о словах одной моей приятельницы, для которой архиважно было узнать, есть ли у нее способности к какому-либо роду деятельности. Пока мы жарко обсуждали с ней тему, как важно знать о своем предназначении, как сложно жить не понимая, в какой сфере можно себя приложить наилучшим образом, все было хорошо. Но когда она прошла несколько профессиональных тестирований и выяснила, что у нее талант экспериментатора, причем в области физики, то столь бурно обсуждаемая нами тема быстро сошла на нет.

- Физика и я? - с удивлением и изрядным возмущением вопрошала моя приятельница, - ничего более несовместимого с моей жизнью даже придумать сложно! Я совершенно однозначно аналитик! Я всю жизнь не любила прикасаться к грубой материи. Для меня даже уборка дома, это тяжелое нервное напряжение. Там был какой-то неправильный тест, вечно у нас переведут западную методику, а в России совершенно иной менталитет.

Я все это молча слушала, потому что возражать в такой ситуации просто бесполезно. Все разговоры о необходимости знать, в чем твой основной талант, велись только для того чтобы потешить собственное самолюбие. Чтобы сладко устроившись на диване перед телевизором, подвинуть к себе поближе тарелку с чем-нибудь вкусненьким и впасть в дремотный транс, периодически переключая каналы в поисках интересненького. И быть счастливой, реально счастливой, а не добродушно сытой, убеждающей себя в том, что по сравнению с населением заброшенной деревни живешь ты даже очень хорошо, она не хочет.

Поразмыслив крепко в одиночестве на эту тему, я даже могу сказать — почему. Талант дает свободу. А свобода, это невероятно страшно, потому что нет лекал, по которым можно кроить свою жизнь, нет правил и догм, которые необходимо соблюдать. И раз всего этого нет, то ведь можно и ошибиться! А еще свобода, это ответственность за себя, за свои поступки, за свои чувства, за свои мысли, за свое настроение и внутреннее состояние, и это тоже слишком тяжкое бремя для очень многих, в том числе и для моей мамы, которая с таким удовольствием фиксировала факт, что у меня никакого таланта нет.

Долгие годы я была страшно на нее обижена за то солнечное весеннее воскресение, считая, что в тот день она подрезала мне крылья. Теперь перестала, потому что точно знаю, что Бог каждому дал какой-то дар, и у Него пустышек, рожденных для монотонного волочения ярма серых будней, нет. Мы все задуманы Богом уникальными, но искать Божий Промысл о себе желают немногие, потому что путь этот тернист и опасен, хоть и ведет к настоящему, а не придуманному счастью. И у меня есть тайная надежда, что с физической смертью этот путь не заканчивается, ибо нам обещана Жизнь Вечная, а Бог слов на ветер не бросает.

С надеждой на скорую встречу,
Майрин Ратман (Марина)

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз