Бирюза. Вопросы и ответы.

Бирюза. Вопросы и ответы. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Часто меня спрашивают: "А это у вас натуральная бирюза"? Чаще всего я отвечаю: "Это натуральный камень, но не бирюза" или "Это восстановленная бирюза". За время моей работы, как в работе на заказ, так и на ярмарках/выставках мне задавалось множество вопросов о бирюзе. Я решила объединить ответы в одну статью.

Сразу отмечу, что в своей работе я чаще всего использую восстановленную бирюзу,  а так же натуральные имитации бирюзы - варисциты, говлиты, кохалонг. В описаниии украшений указаны точные материалы. 

БИРЮЗА 

Бирюза издавна считается одним из самых легко имитируемых камней. Всевозможные имитации составляют более 80% (!) современного рынка бирюзы. Большая их часть - это облагороженные камни (прессованные из бирюзовой крошки и окрашенные или же пропитанные цветным воском). Обилие подделок под бирюзу объясняется тем, что бирюза всегда пользовалась огромным спросом, а также дефицитностью природного сырья. Ювелирные разности бирюзы составляют на каждом месторождении не более 5 - 10%. 

В 1546 году Агрикола писал: "Никакой другой драгоценный камень невозможно настолько неотличимо имитировать, как бирюзу..."

Бирюза имеет большое количество имитаций, среди них: 

- облагороженная, восстановленная, прессованная бирюза;

- минералы схожего облика: варисцит, лазулит, хризоколла, халькосидерит;

- минералы окрашенные: "туркенит", кварц, халцедон;

- искусственные минералы и материалы: стекла, эмали, керамика, пластмасса и др.;

- дуплеты.

бирюза, прессованная бирюза, туркенит, магнезит, украшения с бирюзой

Классификация бирюзы из американской юридической и ювелирной терминологии: 

 Природная (натуральная) бирюза/Natural turquoise 

Это необлагороженная, ничем не прокрашенная и не пропитанная, несинтетическая, твердая (нерыхлая), непористая бирюза наивысшего качества. Это материал в данном случае "девственный", "созданный природой", нетронутый человеком, и означает, что природная бирюза изначально такова, что не нуждается в дополнительной обработке и никогда не подвергалась какому-либо изменению (кроме шлифовки или огранки) со стороны человека. 
Это, конечно, наиболее ценная и дорогая бирюза, она не предназначена для массового рынка и практически не встречается в современных ювелирных изделиях. 

 Укрепленная (стабилизированная) бирюза/ Stabilized turquoise 

Среднего качества бирюза (более мягкие и пористые или известковистые (chalk) образцы природной бирюзы), качество её улучшается пропиткой различными прозрачными натуральными или искусственными органическими цементами (например полистиролом, эпоксидной и алкидной смолой, маслами, воском, парафином, жиром, выпаренным кварцем и т.п.). 
Укрепленная бирюза при хорошей обработке внешне ничем не отличима от высокосортных природных образцов и часто продается по той же цене, иногда немного дешевле. Обработанная таким способом бирюза настоящая и не является подделкой. 
На глаз такую бирюзу нельзя отличить от натуральной, а стоит она обычно (но не всегда) значительно дешевле. 

 Облагороженная бирюза/Color-Treated turquoise 

Если помимо цементирования по предыдущему способу бирюзу ещё и подкрашивают (обычно подражают персидской голубой бирюзе, которая является эталоном цвета, или просто затемняют матрицу, чтобы она сильнее контрастировала с основным цветом), то такую бирюзу называют "облагороженной" (treated) или "усиленной цветом" (Color-Enhanced). 
Целью и результатом обработки здесь является укрепление твердости структуры, восстановление и/или изменение изначальной природной окраски в ювелирных целях. 
Облагороженная бирюза может быть распознана по внешнему виду: она имеет характерный пластмассовый глянец, неестественно голубой цвет и отполированность.
Поэтому обработанная лишь с помощью бесцветного воска или искусственной смолы укрепленная бирюза ценится дороже, чем облагороженная, обработанная с помощью красителей. Первая - как натуральная, красивая от природы, вторая перенесла слишком заметное вмешательство человека и стала гораздо меньше похожа на себя.
Но обработанную таким способом бирюзу также нужно считать настоящей. 

Восстановленная (прессованная) бирюза 
Reconstituted turquoise 

Она также не является имитацией и подделкой — это измельчённые в порошок частицы низкосортной и некондиционной (изветсковистой (мелоподобной) бирюзы), либо отходы высокосортной природной бирюзы, скрепленные между собой органическими или синтетическими цементами и спресованные в брикеты для дальнейшей обработки и огранки. 
Это наиболее дешевая разновидность бирюзы, которая в России часто обозначается термином "прессованная бирюза". 
Некоторые называют такую бирюзу подделкой, имитацией или "синтетическим бирюзоподобным продуктом". Но такая бирюза не является ни имитацией (поскольку сама является бирюзой), и тем более подделкой: при условии, что такая бирюза целиком реконструирована из бирюзы без добавления других материалов кроме цементов и не продается под видом и по цене природной.

натуральная бирюза, имитация бирюзы, турквенит, натуральные камни

Имитация бирюзы 
Imitation turquoise 
Имитация бирюзы из других минералов 
Некоторые минералы имеют сходные с бирюзой цвет и физические свойства, и используются в качестве ее аналогов. Примерами могут служить хризоколла, варисцит, амазонит, лазурит. 
Часто в описании украшению с "бирюзовыми" камнями вы можете увидеть надпись "туркенит".    Туркенит/турквенит (turquoise и turkenich) - общепринятое название имитации бирюзы из натуральных минералов. Чаще всего туркенитом называют минералы магнезит (карбонат магния) или говлит (боросиликат кальция). 
Изначально и магнезит, и говлит имеют белый цвет. Окрашенные в небесно-голубой или зеленоватый, минералы представляет собой достойную имитацию бирюзы на основе натурального материала. Для придания цвета используются красители на основе окиси меди. Это ещё больше приближает имитацию к оригиналу, так как цвет бирюзы также обусловлен медью. Благодаря доступной цене и практически 100% сходству с настоящей бирюзой, туркенит стал одним из популярнейших поделочных камней для изготовления ожерелий, браслетов, брошей и других украшений.
Имитация бирюзы из искусственных материалов 
Бирюзу очень часто подделывают пластмассой (при нагревании она плавится и сильно неприятно пахнет, она не пористая по структуре), поверхностным окрашиванием медью кости и подобных материалов (внутри такая поделка белая), из стекла, фарфора, обожженного гипса и алебастра.
Можно встретить такие наименования :
 "Венская бирюза" - это имитация, получаемая путем совместного дробления, нагревания и прессования смеси малахита, гидроокиси алюминия и фосфорной кислоты. При нагревании эта подделка чернеет или сплавляется в черное стекло, а не растрескивается, как бирюза.
 "Синтетическая бирюза" - распространена с 1957 года. Камень приятного внешне голубого цвета, иногда с извилистыми прожилками "основной массы". Это смесь байерита и фосфата меди, а основная масса - аморфное соединение железа.
 Искусственная бирюза, состоящая из мелких зерен голубого и белого материала, сцементированных алкидной смолой была создана В 1953 г. в Америке. 
 Стекло и эмаль - впервые использовались как имитации египтянами за 5 тыс. лет до н. э. для получения материала, похожего на бирюзу. Эмали, имитирующие бирюзу, представляют собой слега обесцвеченное силикатное стекло с примесью смеси окислов металлов. Большинство имитаций из стекла имеет более высокую плотность по сравнению с природной бирюзой.
 Пластик - это конечно самая дешевая имитация бирюзы. Из него отливают кабошоны, иногда с характерным для бирюзы рисунком паутины. Но окраска пластиковых изделий слишком совершенная. Они легче, мягче, не пористые и без характерного воскового блеска, наоборот - блестят глянцево. 
 Дуплет. За бирюзу часто также выдают и дублет из халцедона и стекла.     Колье моего авторства "Египет" в котором используется восстановленная бирюза и туркениты (а так же сердолик). 

восстановленная бирюза, варисцит, говлит, украшения из бирюзы

Комментарии
Комментариев пока нет