Плетение из рогоза.

Плетение из рогоза. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

         Вы очень удивитесь, если я скажу, что самые красивые изделия придуманы самой природой. Наши предки знали это и всё что растет, цветёт и буквально лежит у ног, использовалось при изготовлении, как бы мы сейчас сказали, чистых экологических изделий.  И сегодня речь пойдет о рогозе, а точнее плетение из рогоза.

Как известно, рогоз любит сырость, он растет по берегам рек и озер, на болотах, заливных лугах, на влажных торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Любой ли рогоз подходит для плетения, как его заготовить? Раскрыть секреты заготовки и плетения нам поможет настоящий мастер рогозоплетения, заслуженный мастер народного творчества Украины Казновецкий Василий Николаевич.

плетение

        Рогоз бывает  широколистый и узколистый: у первого к оливково-зеленой окраске листьев добавляется сиреневатый или сероватый оттенок, у второго — скорее желтоватый. Плести можно и из того, и из другого. У узколистного полезная часть короче, но при плетении можно использовать любой рогоз и даже вперемешку, поскольку больше существенных отличий нет.

   Для плетения пригодна та часть низа листа, которая охватывает все остальные внутрисидящие листья.  Эта часть листа по краям имеет истончение (смотри на рисунке), все, что выше этого места, после сушки становится ломким, а потому и не используется.

плетение из рогоза

   Заготавливают листья рогоза начиная со во второй половины августа и продолжают до конца сентября. Октябрь зависит от погоды, рогоз может начать засыхать, а ведь надо еще успеть высушить его до заморозков.

    Жать рогоз можно из лодки или в сапогах-забродах. Главное, чтобы рос он в воде. Заготавливают только те растения, которые не имеют так называемого "эскимо", те, что с початками не годятся. Таким образом годится тот рогоз, который вообще не зацвел. Молодой рогоз.

Жнут с помощью серпа, у которого вместо ручки длинный черенок как у лопаты, который позволяет подрезать растение максимально близко к корню даже на приличной глубине.

СУШКА И ХРАНЕНИЕ РОГОЗА.

 Сушат рогоз не расщепляя на листья, стоя в снопиках. Вопрос на солнце или в тени не встает, поскольку у дедули уставлен ими весь двор, и даже за воротами вдоль улицы все уставлено. Таким образом, какие-то снопы оказываются на солнце, а какие-то в тени. Так что, не принципиально.

Когда рогоз высохнет, а это спустя 2-3 недели, обрезают лишнюю длину (как правило, это вся зеленая часть) и складывают на хранение прямо на улице. Укладывают горизонтально на деревянный поддон. При этом обязательно под навесом на случай дождя.

 ПОДГОТОВКА  РОГОЗА  К  РАБОТЕ.

 Расщепление на листья заранее не производится, только непосредственно перед плетением и в количестве необходимом для работы в данный момент. Если материал хрустит в руках при сжатии пальцами, то его сбрызгивают водой из пульверизатор и на какое то время оставляют.

Замачивание в воде с погружением он не делает,  да в этом и нет необходимости.

Листок разрезается ножом вдоль, как правило, пополам. Для мелких изделий, или если лист очень широкий, то и на три части.

Цельным листом практически не плетут, разве что, если  какое-то место сделать потолще или попрочнее.

А вот при изготовлении ручек к корзинам и бутылкам используются как раз цельные листья. Сама система  плетения напоминает плетение из лозы, только гораздо мягче материал.

По форме плетется все, и никакое мастерство при этом не имеет значения.

Формой служит сама бутылочка или кувшин, когда их оплетают.

Для плетения шляпы используется кастрюля, подобранная по размеру.

Для плетения лаптей применяют деревянные колодки, которые вырезаны под разные размеры ноги.

Для плетения корзин из досок сколочены формы разных размеров.

Использование форм для плетения обусловлено необходимостью затягивать плетение, чем достигается плотность и равномерность.

Основной принцип расскажу на примере корзины. Сначала на твердой опоре плетем дно "веревочкой", причем каждый ряд отдельной камышиной, а их концы оставляем, они будут основой при плетении боковых стенок изделия. Потом дно одеваем на форму.

природные материалы

Прижимаем его досочкой соответствующего дну размера, которую либо привязываем, либо прибиваем гвоздями. Теперь можно опустить все концы и дальше плести по форме.

экологические изделия

Такой принцип используется всегда. При плетении лаптей досочка прибита к подошве колодки, при оплетании бутылок вместо досочки используют крышечки соответствующего размера, которые привязываются к бутылке.

народные промыслы

Если в процессе работы рогоз начинает пересыхать, а это становится понятно по характерному похрустыванию при сдавливании листа, то его следует подмочить.Для этих целей   используется пульверизатор, при этом после сбрызгивания оставляем на несколько минут, чтобы рогоз впитал воду и помягчел. С такой же процедуры начинаем плести и оставленную ранее, но не доделанную работу. А еще в своей работе мастер использует, так называемую, затяжку в виде проволоки изогнутой петлей.

народные традиции

Готовые изделия мастер лакирует. Иногда для красоты красит анилиновыми красителями. Он говорит, что лакированные  и разноцветные охотнее покупают. Хотя лично мне больше нравятся в натуральном виде.Изделия из рогоза можно мыть обычными средствами для мытья  и вновь носить.

традиционное искусство

А в конце своего рассказа хочу сказать, плести можно из всего ,что растет и цветёт!Это и осока, и разные злаковые травы, солома и многое другое.

Лето только началось, а значит впереди заготовка и плетение уникальных работ.

Хорошего всем нам лета!

Комментарии (8)

Альбина, спасибо большое! Очень интересноая статья. Очень люблю плеттенные изделия, Каждый раз глядя на них любуюсь.

Спасибо,Вера{#} Я тоже люблю плести ,причем из всего (плету из лозы,бумажных трубочек,трав,рогоза)

и в скором времени выложу работы на ЯМ.

Альбина, буду ждать. Я тоже плету, но в основном макраме, иногда из бумажных трубочек, так хочется попробовать из соломы, камыша. Вот с лозой проблемки, хоть и пробовала, руки слишком слабые.

Плетите из рогоза,Вера! Это просто,а главное-мягко,приятные тактильные ощущения! А ещё ,медики утвердают ,непосредственное долголетие мозга человека чуть ли не на прямую связано с развитой мелкой моторикой,т.е. чем бы больше вяжем,плетём,работаем с глиной,валяем из шерсти ,тем больше шансов,что мы не будем болеть многими возрастными заболеваниями.А я думаю,что это не хуже,кроссвордов {#}

И маленький призент для Вас и посетителей блога..статьи ещё нет (работаю над ней),а несколько фото своих работ могу показать

Альбина! Красота какая! И сделаано все так аккуратно!

Спасибо!!{#}

Спасибо, интересно написали. Однажды купила шляпу из рогоза в Приморско-Ахтарске. С удовольствием надеваю её летом на рыбалку. От солнца защищает отлично, не жарко, ветерком продувает, прелесть! Вот только при покупке таких изделий я бы обязательно узнала, откуда они, из какой области, района. А то экология, знаете ли, у нас та ещё.

Спасибо,Анна за Ваш интерес к статье{#}

А по поводу экологии, вопрос до сих пор спорный.

Одни утверждают,что это совершенно безопасно,т.к. рогоз полностью высыхает на солнце + его можно мыть и стирать.А другие ,что радиоизотопы никуда не изчезают{#}А нам остается лишь уповать на чудо.