Зачем Русскому человеку ДАЧА?

Зачем Русскому человеку ДАЧА? | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Когда я спрашиваю у знакомых, зачем им эти пресловутые шесть соток, зачем вбухивать столько денег в обустройство, во все эти домики, бани и террасы, мне отвечают примерно одно и то жеСначала, словно оправдываясь, перечисляют полезности: «Ребенок на свежем воздухе!», «Загар без лямочек», «Мангал! Запеченная скумбрия!», «По подсчетам экспертов, с обрабатываемых шести соток в средней полосе России собирается около 540 кг картофеля и овощей и до 250 кг фруктов в год». А потом все говорят о душе. И тут у них даже тембр голоса сразу меняется. Люди говорят: «Конечно, можно отдохнуть хоть в санатории. Но все же своя земля, свой дом — это совсем другое». Или: «Там есть самое главное. Высокие деревья, красивые цветы и садовые качели. Так хорошо! Приехать, сесть на скамейку и отталкиваться ногой. И ни о чем не думать». Или: «На даче никаких соседей, верхних и нижних. Сверху только звезды, а снизу — трава». Или: «С возрастом отношение к даче меняется. Мы с мужем лет до тридцати пяти даже думать о ней не хотели. Рассуждали так: дача привяжет нас к одному месту, а мы хотим путешествовать, отдыхать на море. А сейчас… Всё. Только там мы дома. Никуда не спешим, никуда не опаздываем, успокаиваемся».Да, с годами доходит, что в этом-то и смысл русской жизни: быть привязанным к одному месту. Конечно, и в Италии хорошо, и в Паттайи классные пляжи, и все мы граждане мира, но как только начинают набухать на деревьях почки, горожане в российских городах расцветают тоже, улыбаются: «Как же на дачу хочется». Что-то внутри нас подсказывает, что пора возделывать свой сад, ехать на свою землю, по которой должны бегать босиком наши дети.Поэтому такое количество россиян все свои взрослые годы переживает конфликт между городской и сельской жизнью. В какой еще стране такое количество граждан обладают «зимним» и «летним» жилищами? У нас же таких людей миллионы. С одной стороны, у нас напряженные, загруженные рабочие будни в мегаполисах. И противоположность этой суете — размеренная жизнь на даче в выходные или в отпуске, простое, почти деревенское существование, в своем ритме, под открытым небом. Психологи говорят, что это малогабаритное городское жилье выталкивает уставших горожан в вольготную пригородную зону. Но все же есть и еще кое-что.Это в городе мы сидим в модных кофейнях, пьем капучино, фраппучино или, прости Господи, «Колд Брю», соответствуем, держим марку на совещаниях и спину на свиданиях. В городе господствует пренебрежение природой, развязываются войны, устраиваются политические дебаты, покупаются в кредит машины представительского класса и вкачиваются филлеры в носогубные складки.А на даче — все настоящее. Дом лучше деревянный. Безделушки, орнаменты, картины на стенах или лаконичная чистота интерьера — это не важно, лишь бы без всякого там хай-тека. Натуральные материалы, естественные цвета. Пробуждение без будильника. Чай на веранде, под плетеным абажуром, с чашечками на блюдцах. Игры — не за компьютером. Есть бадминтон, есть дедушкины книги, мячик, речка и собака Пушок. Что еще надо для счастья?Сельское население России, согласно Росстату, сейчас составляет всего 26 процентов, а еще до середины 1960-х оно преобладало над городским. Из деревни действительно вырывались яростно, из года в год. Но как теперь вырвать деревню из нас? При слове «Родина» мы представляем не бетонные городские районы, а березки хрестоматийные, маковки подсолнухов, щавелевый лист и калиновый куст, и тропинку, и лесок, в поле каждый колосок. Родина — это где с крыльца шагаешь на землю, а не на площадку у лифта. Где велосипед вязнет в пыли, за день на солнце нагревается вода в рукомойнике и ручьи бегут вниз, к реке, а не в ливневую канализацию.На даче каждый может быть собой: мужчина и женщина, старый и малый. Чувствовать, думать и, в основном, делать что хочет. Как говорил один персонаж из пьесы Максима Горького «Дачники», «дачная жизнь хороша именно своей бесцеремонностью». На шпильках здесь никто не ходит, костюм с галстуком не надевает и запросто может заглянуть к соседу без предварительного звонка: «Алла Сергеевна, я иду мимо, смотрю, а вы кабачки, что ли, на той грядке посадили?».Впрочем, за городом нам и без кабачков неплохо. Ведь не случайно образ рая — это сад. Поэтому нас так тянет на природу, будь это хоть шесть соток, хоть огромная усадьба с газоном и альпийскими горками. После зимнего заточения в городских бункерах мы рвемся в свой рай, чтобы почувствовать, как выходят из нас мрак и холод этих шести месяцев. На даче мы вдруг замечаем и воспринимаем как откровение землю и траву, стук дождя по крыше, огонь в камине, зеленые ростки и зрелые плоды, зарождение жизни и ее угасание.

Ничто не длится вечно. Поэтому мы впитываем в себя весну и лето, как пчелы — цветочную пыльцу. Мы запасаем мед и варим варенье. К черту покупное! В России мы варим свое, выковыриваем косточки из вишни, маринуем огурцы, сушим грибы, жадно торопимся законсервировать солнце и счастье. Как у Пастернака:

Лист смородины груб и матерчат.
В доме хохот и стекла звенят,
В нем шинкуют, и квасят, и перчат,
И гвоздики кладут в маринад.«Мам, ну куда тебе столько банок! — раздраженно говорит дочь-подросток, вынимая наушник. — Кто все это будет есть?». Мама смотрит строго. Дочь еще слишком юна, слишком нетерпелива и нетерпима, устремлена вперед и не способна осознать, что «всему свой приходит конец», и дело не в количестве банок. Когда-нибудь она сама будет таскать детей на дачу, подсовывать им ягоды: «Ешь, наедайся впрок», будет перетирать смородину, как воспоминания, стараясь сохранить для себя и для родных этот вкус, этот теплый день, скрип половиц и ажурную тень от занавесок. Когда-нибудь она поймет, как коротко лето. Как коротка любовь. Как коротка жизнь. И еще она обязательно поймет, что этот обычный дачный день — и есть жизнь. А пока: «Так, все, не путайся под ногами, принеси еще сахар».

дача

лето

русская дача

цветы

сад

отдых

травы

Комментарии (33)
Татьяна 18.07.2017
Давно не читала свою ленту,и вот, в отпуске, сидя на даче, вижу этот ваш текст. Спасибо,очень в точку. Присоединяюсь к словам о смысле русской жизни,о простом существовании, о том,что на даче все настоящее и ты сам тоже более настоящий. И это не "отдых" и путешествия, это не море. Это просто твои корни. Не знаю как в деревне,там наверно немного по-другому. А я с детства росла на даче. Мы а семье говорим,что в городе мы зимуем, а живем на даче)) И дело не в огороде. Мне 30 с небольшим и меня не тянет пока ничего выращивать килограммами для "заготовок")),но если бы я в детстве не лазила по деревьям в драном свитере, не строила бы с папой кухню, не пилила бы с родителями дрова, не грелась бы у печки и не шагала бы с крыльца на траву, я бы была другим человеком, это точно. И именно это на даче так успокаивает и восстанавливает — корни. Когда ты видишь дом,который построил дед, дерево, которое посадил дед, печку,которую сложил отец, и ешь огурец, который вырастила мама, фотографируешь ее пионы, ты просто становишься собой. Наверное дача - это место где люди живут так,как эти же люди жили бы в раю. Не зря же у всех сады)) Кто-то бы выращивал что - нибудь, кто-то бы мастерил и строил,кто-то бы вязал и шил и рассказывал бы сказки)). И никаких городов и работ))Но мы не в раю, и дача только его земной образ))
Ogra (Ольга) 16.06.2017

неистово плюсую!!!

я бы еще добавила, что практически у всех у нас деревенские корни и мы по сути своей - крестьяне. Вот земля и не отпускает. С возрастом мы просто лучше понимаем себя и четче слышим ее зов.

Я в 27 лет продала нелюбимую дачу, на которую ездила как на каторгу (потому что надо , потому что бабушке тяжело, у отца сердце больное, а посадить все надо успеть). Лет 10 ничего не закатывала - наелась в 90е, да, конечно, дача спасала, но сколько же ж можно эти кабачки/помидоры/огурцы! Но от себя не убежишь -и вот уже 4 года являюсь счастливой владелицей своей дачи, по своему проекту, где все так, как мне нравится. На даче есть и клубничка, и парничок, и грядки, и картошка, а главное - розы и пионы. И много места для всех.

Вместо слов:

у нас конечно же у нас не такая шикарная дача, а скромный домик, но из 6 соток мы уже собрали 7 вёдер клубники, два таза гороха, уже на подходе красная смородина и т.д. А почему сейчас выгоднее иметь дачу- есть полная увереннось что во фруктах и овощах нет нитратов

Ogra (Ольга) 16.06.2017

хорошо у вас, тепло... а у нас неделю назад клубника зацвела и картошка только-только проклюнулась
зато ягоды в июле будут ))

Как замечательно написано!!! Я вот в свое время так же рвалась из деревни в город, переехала, перетащила семью, сделала карьеру, купили квартиру, живу. И спустя 15 лет такая тоска берет, хочу обратно, в свой сосновый лес, в свою лесную речку...Вот так, что имеем не храним, потерявши плачем. Чтобы совсем уж не тосковать купили 6 соток, развели огород, но это не то, совсем не то...

Нужно русскому человеку жить на своей земле, без неё он чахнет и душа каменеет.

Мне иногда всё же приходится оставаться на ночь в городе, особенно когда выставки - никогда теперь там не могу выспаться, хочется скорее вернуться к своей тихой загородной жизни. Несмотря на её прелести, мы всё равно по-прежнему много путешествуем, но какое же это счастье - открыть дверь своего дома, вдохнуть запах дерева, пройтись по дому, поздороваться, растопить печку, несмотря на имеющееся цивилизованное отопление, поставить чайник, выйти на веранду - счастье!..

Делава 15.06.2017

Дача-это воздух,флора и фауна,позитив и ягоды! В то время когда все "пахали"на даче с детства(с родителями) у нас она так и не появилась(обделили ..в рассвет блата).С удовольствием ездила к друзьям когда приглашалии и мечтала о домике у моря,бзик такой был-хочу отдыхать у моря в своём домике! Четыре года назад -хочу дачу!Окружающие с недоумением смотрели,так, как все, в то время, стали продавать и избавляться.Купили дачу... у речки!{#} это как раз:Хочу(домик у моря) и Могу(дача у речки).

Красивые интерьеры-здорово!

Отлично написано! После прочтения появилась надежда, что наши двадцатилетние дети тоже в будущем полюбят дачу. А то муж переживает кому все это достанется, столько вложено сил, а у детей совершенно нет интереса к загородной жизни ))
Показать еще