> Журнал > Публикации > Интервью > Ангелы из саквояжа: интервью с Татьяной Адаменко

Ангелы из саквояжа: интервью с Татьяной Адаменко

Это лето по некоему скрытому замыслу больше похоже на осень, а всем так хочется тепла и солнышка. Поэтому мы решили порадовать вас согревающим и очень добрым, а местами по-настоящему захватывающим интервью с удивительным мастером, Татьяной Адаменко.

Ее магазинчик Ангелы из саквояжа — обиталище трогательных и романтичных кукол. В дружеской беседе Татьяна рассказала о рукодельных морях, домашнем Бермудском треугольнике, сачках для ловли снежинок и том, что куклы тоже пользуются косметикой.

интервью

ярмарка мастеров

— Татьяна, на наш взгляд, Вы действительно нашли свой творческий путь и идете по нему очень уверенно. Расскажите читателям об истоках этого пути.
— Все начинается в детстве, так ведь? И именно в детстве на меня просто обрушилось понимание того, что я хочу быть Вольным Художником Города Мастеров. Этому пониманию пришлось долго гнездоваться внутри меня, поджидая своего часа. За это время, не прекращая мечтать и плавая в разных рукодельных морях — от рисования до лепки, от вышивания до фриволите, я просто жила. Закончила несколько ВУЗов, создала семью, открыла салон красоты. Была успешна и востребована… Но мечта-то никуда не делась, а потом, как Кольцо Всевластия, вдруг решила, что пришло ее время. И подсунула мне статью об авторских куклах.

Изумление, что это возможно сотворить самому, сумасшедшее желание этому научиться, узнавание, что вот оно — именно то, что я всегда хотела создавать, сделали свое дело. И звезды сошлись так, что буквально за месяц я изыскала ресурсы, чтобы отправиться на индивидуальные курсы в Санкт-Петербург к замечательному художнику Саше Лузанову, преподававшему тогда в Школе кукольного дизайна.

кукла

кукла ручной работы

— Мы почти уверены, что Ваша первая кукла была именно ангелом! А где она обитает сейчас?
— Моя первая кукла до сих пор у меня, в моей мастерской. То острое счастье, которое меня не покидало все время учебы, до сих пор светится в «цыплячьих» готических крылышках Ангелицы, идею которых подсказал именно Саша. Да, первой куклой стал Ангел. И уже десять лет 90% моих кукол — это именно ангелы. С маленькими «цыплячьими» крылышками…

коллекционная кукла

— Многие Ваши творения — трогательные и задумчивые созерцатели. А откуда Вы черпаете идеи для создания своих ангелочков? Откройте нам личные источники Вашего вдохновения.
— Вдохновение — это вся моя жизнь, каждый ее день… Все эмоции, события, переживания переплавляются в текучую эфемерную субстанцию, из которой это самое вдохновение можно черпать большой ложкой в любое время. Я очень много читала с четырех лет, у родителей была прекрасная библиотека, поэтому художественные альбомы с репродукциями были настольными книгами. Люблю свой «дикий» сад с беседками, в которых можно сидеть со скетчбуками, с качелями, на которых так классно пить горячий черный кофе…

ангелы из саквояжа

Еще я не мыслю себя без путешествий, обожаю дорогу. Я видела моря, океаны, горы… Мировые столицы и крошечные деревушки. Обмирала от восторга в музеях Ватикана, в Лувре, Прадо, Дрезденской галерее, Уффици, Орсэ, Рейксмузеуме, в садах Живерни и Кекенхофа… Слушала уличных музыкантов на площадях Рима, Мюнхена и Брюсселя, органные концерты в Праге, Париже и Турине… Любовалась соборами и часовенками с витражами, статуями Мадонн, огоньками приалтарных свечей. Пересматривая потом тонны и гигабайты фото, сама не верю, что вот это все мне повезло видеть, слышать, осязать…

ангел

ангел

— Можете ли Вы назвать какое-то из путешествий самым плодотворным для будущего творчества?
— Пролистала сейчас мысленно все свои походы «из варяг в греки»… Все дорогие, все значимые, из каждого взят «пятый элемент» для творческого перпетуум-мобиле. Из каждой поездки со мной возвращаются трэвелбуки, переполненные фотографиями, записями, музейными билетами, проездными в метро и обтрепанными лоскутами карт городов. Я так люблю шелестеть их объемными страницами, вспоминая: «Вот в этой поездке я познакомилась в Гентском соборе с художником из Брюгге, который, увидев у меня в руках молескин и линер, тут же нарисовал для меня быстрый скетч и вручил с автографом», «А в этом году я впервые увидела на площади Страсбурга еще мало кому известного менестреля Люка Аргобаста, сейчас он звезда, и я с упоением смотрю его клипы в стиле средневекового фэнтези», «А вот тут...», — ну и так долго-долго :)

— Расскажите, как же рождаются Ваши куклы, что самое сложное в этом процессе, а что самое интересное?
— Вячеслав Полунин в одном из своих выступлений сказал, что, когда есть любимое дело, даже спать жалко. Мне очень часто бывает та-а-ак жалко спать! Потому что садясь за рабочий стол, беря в руки проволоку для каркаса, глину для лепки или разглаживая кружева для костюма, я могу забыть про все — от времени суток до неотложных дел. Накрывает волной счастья.
Этапы работы… Сначала это образ. Кукол я не придумываю — они приходят сами. Иногда прорезаются как зубы, болезненно и непонятно, иногда просто толпой, сталкиваясь лбами. У меня всегда с собой блокнот в льняном вышитом переплете, куда все моментально записывается и зарисовывается. Самое трудоемкое — это лепка. Я перепробовала много материалов и поняла, что мое — это холодные пластики. Они позволяют мне воплотить все задуманное за счет своей вариативности, гибкости и многофункциональности. Папье-маше и бумага вместе с пластиками составляют основу всех моих работ. Сейчас открыла для себя пеноплекс как вспомогательный материал и радуюсь, как много возможностей он мне открывает. На материалах для работы никогда не экономлю. Мне эстетически приятно работать с качественными и красивыми вещами. К тому же, в меня вмонтирован чип «Делать нужно только то, что ты сама хотела бы иметь». А я хочу иметь только лучшее! Поэтому если бисер для костюма, то японский и чешский, если кружево, то антикварное или добытое собственноручно в Бельгии и Италии, ну и так далее.

Очень долго шлифую, срезая и долепливая до нужной мне формы. Потом тонировка и роспись пастелью, акварелью и, как дань прошлой работе в салоне красоты, профессиональной французской косметикой. А самое мурлыкающе-прекрасное — это костюм и декор. О, как я это люблю! У меня километры кружев, включая антикварные, которые привожу из всех поездок. Коробки с тончайшим батистом, театральным газом и шелковыми тканями. Прозрачные контейнеры, по самую маковку засыпанные хрусталями и японским бисером. Комоды с лентами, мехами, рисовой бумагой, гобеленовой тесьмой и прочими сокровищами… Я очень люблю создавать цветовые образы — обыгрывать в костюме оттенки одного цвета, дополняя и разбавляя их контрастными. В целом, на одну куклу у меня уходит минимум три недели работы.

— Наверняка Вы, как настоящая волшебница, творите в какой-то особенной обстановке. Как же выглядит Ваше рабочее пространство?
— В нашем доме у меня есть личное сокровенное пространство — моя мастерская. Это самое прекрасное место на земле, хотя иногда я думаю, что знаменитый Бермудский треугольник должен выглядеть как-то очень похоже :) Рабочее пространство — пять столов. За одним я ваяю кукол, за другим шью и вышиваю, за третьим рисую и пишу, остальные используются в зависимости от того, где мне сейчас не хватает дополнительных горизонтальных поверхностей. Все стены в мастерской увешаны любимыми картинами и коллажами, которые я делаю, возвращаясь из путешествий. На полках и стеллажах все, что необходимо для работы и мои маленькие коллекции фигурок ангелов и авторских кукол. Во время работы слушаю старые фильмы или музыку, не отрываясь от работы. Или же включаю аудиокниги или записи лекций Паолы Волковой, Натальи Басовской, Александры Барковой, Татьяны Черниговской… Двойная польза — и работа любимая, и умнеешь прямо на глазах :)

— А что из музыки, фильмов и аудиокниг поставить читателям, чтобы тотчас же ощутить себя в гостях в Вашей мастерской?
— Я люблю музыку 30–40 годов: все эти танго и фокстроты под шипение патефонной иглы, бездонный французский шансон, мистику Krypteria, скрипку Дэвида Гарретта, фаду Сезарии Эворы, джазовую классику Армстронга… Аудиокниги: это либо практически бессюжетная вкусная проза — Джеймс Джойс, Умберто Эко, Марсель Пруст, Герман Гессе, либо классические детективы Стаута, Кристи, Сименона. Фильмы у меня идут на последнем месте, больше люблю спектакли. Но всегда есть под рукой режиссерская версия «Властелина колец», «Пуаро» с Дэвидом Суше, «Мисс Марпл» с Джоан Хиксон и «Ищите женщину!» с Софико Чиаурели :)

— Как Ваши близкие относятся к тем моментам, в которые Вы с головой уходите в творческий процесс? Или на семью у Вас всегда находится время?
— У взрослых моих сыновей считается уже закономерным, что маму иногда можно за целый день поймать (если повезет), только если ей срочно нужен черный крепкий свежесваренный кофе :) Они у меня самостоятельные парни и даже решили, что мной можно гордиться! И мне фантастически повезло с мужем — вот уже почти тридцать лет он поддерживает меня во всех моих проектах и «прожектах», он любит моих кукол так же как я, воплощая для них придуманные мною атрибуты: от цирковых барабанов и резного кресла-качалки, до качелей и сачков для ловли снежинок...

— Сколько времени Вам понадобилось, чтобы найти свой уникальный стиль? Как Вы думаете, развитие в ручной работе — это бесконечный процесс или все-таки когда-то можно прийти к совершенству?
— Это Бесконечность с большой буквы! Это дорога, которая сама по себе, но она не против, если вы пойдете вместе. А пока идешь — смотришь на все, что она тебе предлагает. И пробуешь. И делаешь. И внутри тебя азарт, сила, желание. И по спирали вверх — я точно не знаю, к совершенству ли, но то, что к счастью — это стопроцентно :) И я себя ощущаю именно еще идущей, мне нравится предвкушать и принимать все, что там, за поворотом.

— Есть ли какие-то виды творчества, которые Вы еще не освоили, но Вам очень хотелось бы сделать это в рамках создания кукол? Или даже вне рамок вообще?
— Вне рамок — это фотография. Макросъемка, стилизация, сюжетная — во все хочется нырнуть! Тем более, что я с двенадцати лет не расставалась с пленочным фотоаппаратом «Зенит», сама эти пленки проявляла, готовила реактивы и печатала фотографии… До сих пор жив фотоувеличитель — он уже вышел на пенсию и перешел в ранг арт-объекта, как и фибровые чемоданы деда, прялка бабушки и прабабушкин «Зингер».

Еще у меня непреодолимая тяга к созданию украшений… Я собираю в единое целое медную монету петровских времен, крохотный зеркальный овал, часовую шестеренку, бисер, жемчужину, — и получаю сумасшедше-прекрасную и неповторимую брошь в личном стиле «Гармония Хаоса». Эта тяга выросла из моего желания иметь вещи штучного производства — только у меня и только для меня! За четыре года создания хаотического эксклюзива, к вящему удивлению, в моем распоряжении оказались всего два браслета и одна брошь. Все остальное было куплено! :)

Так вот, мне очень хочется и в украшениях поиграть в ассоциации на тему внутренних миров. Я начала делать вещи с лепными ликами, с элементами стимпанка, со своими кабошонами из эпоксидной смолы. Мне очень нравится! И глаза горят, и блокнот с идеями пухнет от вклеек и рисунков. Так что по этой «верной дороге» я тоже буду идти, тем более что браслеты, как выяснилось, производят на людей неизгладимое впечатление. Например, в парижском бутике «Герлен» на Елисейских полях, куда я сунула свой любопытный нос, вознамерившись узнать, как «выглядит» любимый аромат Катрин Денев, меня встретил такой английский денди, что мне захотелось сказать ему: «Добрый день, Дживс» :) Наш Дживс провел меня куда-то в золото и хрусталь, и стал флегматично открывать флаконы… А потом увидел мои украшения и преобразился — на его месте стоял восторженный француз, который сказал «Вау», потом «Супер!», потом похвастался мне своим кольцом с черным агатом, а потом мы с ним, как Кузьмич с горячим финским парнем — на смеси франко-англо-русского — выразили друг другу обоюдный восторг и восхищение...

А в куклах… В куклах я постепенно реализовала почти все, что задумывала. Мне, например, очень хотелось смиксовать в своих работах то, от чего у меня в душе незабудки, а в животе бабочки — микс-медийное коллажирование, фактурность, стилизацию, бисер, ткань, бумагу, стекло. И я делаю это не оглядываясь на «правильность» и «низ-з-зя». Можно все! И вот за эту свободу игры я люблю своих кукол не передать словами как.

— Есть ли у Вас какие-то особенные мечты в творческом плане? Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером?

— Мечтать — это как дышать… Я постоянно что-то себе намечтываю, а потом решительно (или сомневаясь) начинаю это претворять в жизнь. Вот сейчас готовлю новую коллекцию кукол для осеннего Международного Салона в Москве. Я счастливый человек, ведь почти все, чего мне хотелось, сбылось... Я стала Вольным Художником Города Мастеров, я придумываю и создаю то, что люблю всем сердцем. И самое главное, то, что я делаю, нравится не только мне. Когда я слышу или читаю слова тех, у кого поселились мои работы, понимаю, что жизнь-то, оказывается, прожита не зря!

Нет, не берусь советовать, просто могу показать на себя и сказать: я верила, знала и шла. И у меня все получилось. Все и даже больше. Я стала художником по куклам. Меня приняли в Творческий союз художников России и Международное Объединение Авторов кукол. У меня прошло несколько персональных выставок, мои куклы разлетелись по разным странам, частным коллекциям и арт-галереям. Я была уверена, что не умею продавать, но, закрыв глаза от страха, открыла здесь свой магазинчик, которому в этом году исполнилось уже 5 лет! У меня было все: и неверие в себя, и радости, и неудачи, и минуты растерянности, и состояние полета… И все это время я делала то, что люблю — своих кукол. Поэтому, пожалуйста, верьте в свои крылья и у вас все получится!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email