> Журнал > Публикации > Материалы и инструменты > Как развести литьевую фарфоровую массу (шликер)

Как развести литьевую фарфоровую массу (шликер)

Виды творчества:   Керамика

Сегодня я хочу поговорить о том, как разводить шликер (фарфор литьевой).
Сразу оговорюсь, что я не собираюсь отнимать хлеб у заводских технологов, моя статья не о производстве шликера в больших масштабах, а о решении проблем небольших мастерских, частных мастеров и кукольников.
Хотел бы обговорить еще один момент. Есть фирмы, которые продают материалы для керамики, в том числе и готовый шликер. Но такая покупка выходит гораздо дороже (минимум​ в 2 раза), чем самостоятельное разведение. К тому же в процессе работы с готовой жидкой массой остаются обрезки или неудавшиеся отливки, которые всё равно надо уметь разводить для повторного использования.
Если вас интересует готовый шликер, то его можно приобрести в:

  1. Портал Керамики.
  2. Керамика Гжели.
  3. Куклобаза.
  4. Ceramicstore.

Для разведения шликера нам понадобятся:
1. Фарфоровая масса (100%).
2. Электролиты:
а) Жидкое стекло (натриевое): 0,2 - 0,3℅ от 100% массы.
Его можно купить в магазинах, продающих краски, грунтовки и шпатлёвки. Иногда мне хватает только его и соду с диспергатором я не добавляю.

Или

Диспергатор (современная замена жидкого стекла). Купить можно только в специализированных магазинах, продающих материалы для керамистов (этой теме посвящен отдельный пост). Его нужно в 2-3 раза меньше, чем жидкого стекла.
б) Кальценированная сода (или стиральный порошок): 0,1 - 0,2% от 100% массы.
Купить её сложнее, но можно. Часто используется, когда в массе много стекла.
3. Вода: 30 - 40% ( от 100% массы).

шликер, керамика ручной работыкак приготовить шликер

литье фарфорашликерное литьё

Шликер можно развести из массы, купленной в порошке (сухом виде) и валюшке (пластичном виде). Разберем оба варианта.

Разведение шликера из массы в сухом виде (порошке)

Пример: 10 кг сухой массы + 3-4 литра воды + 10-20 грамм соды + 20-30 грамм жидкого стекла.
1. Высыпаем в емкость, где будем мешать шликер 10 кг сухой массы.
2. Берем небольшую емкость и смешиваем в ней 20 грамм соды и 30 грамм жидкого стекла. Электролиты вводят в смесь, чтобы при малой влажности текучесть шликера была хорошей.
3. Берем пустую емкость и наливаем в нее 3 литра воды и половину смеси электролитов (25 грамм), перемешиваем все между собой.
4. Получившуюся жидкость медленно вливаем в 10 кг сухой массы и начинаем перемешивать. В этом процессе главное не переборщить с электролитами, иначе шликер превратится в студень и не будет течь.
При необходимости добавляем по чуть-чуть оставшиеся 25 грамм электролитов и воды.
5. Хорошо перемешиваем массу и оставляем на сутки отстаиваться.
Жидкое стекло даёт мелкие пузыри, поэтому шликер нельзя использовать сразу, иначе ваша отливка будет вся в пузырях, а избавиться от них в процессе замывки невозможно.
6. Через сутки процеживаем шликер через мелкое сито и перемешиваем.
Если масса густовата, то можно добавить чуть-чуть воды. Нельзя использовать оцинкованную посуду!

Разведение шликера из массы в пластичном виде (валюшке)

Пример: 10 кг массы в валюшке + 3-4 литра воды + 5-10 грамм соды + 10-15 грамм жидкого стекла.
1. Нарезаем мелкими кусочками валюшку и залеваем горячей водой так, чтобы кусочки не были покрыты водой полностью.
2. Берем небольшую емкость и смешиваем в ней 10 грамм соды и 15 грамм жидкого стекла вместе с 3 литрами воды. В данном случае электролитов нужно в два раза меньше, чем в разведении шликера из порошка. В пластичной глине они уже есть, а перебор с ними ведёт к шликеру — «студню» и «трескучим» отливкам.
3. Берем пустую емкость и наливаем в нее 3 литра воды и половину смеси электролитов (10-15 грамм), перемешиваем все между собой.
4. Добавляем электролиты в емкость с нарезанной валюшкой.
5. Дайте немного ( 2-4 часа) отстояться, а потом перемешайте все, чтобы комков не было совсем.

приготовление шликера  фарфор

Особенности разведения шликера

Шликер должен получиться по текучести как кефир или ряженка. Если вы видите, что он очень густой, то оставшуюся вторую половину электролитов разбавьте небольшим количеством воды и добавляйте по чуть-чуть во время перемешивания, пока не получите нужную консистенцию.
После перемешивания готовому шликеру нужно обязательно дать настояться (обычно сутки). Необходимо учесть, что настоявшись он становится немного гуще.
Бывает, что шликер превращается в студень и сливается, только если потрясти форму (это значит, что переборщили с электролитами). А бывает, что расслаивается, немного постояв (это значит, что в массе много воды).

Как мешать шликер

Для больших производствах используют специальные мешалки: бак с крышкой, на которой закреплён мотор + штифт с лопостями).
В нашем случае достаточно дрели. Выбирайте​ дрель с регулируемыми оборотами. Если размешивать на больших оборотах, то вся глина из емкости будет на вас и на стенах. К дрели надо купить насадку для размешивания краски или шпатлёвки. Проследите, чтобы она подходила к дрели по диаметру.

как развести шликер  обучение декупажу

Спасибо за внимание!

Если у вас остались вопросы с удовольствием на них отвечу.

Текст: Александр Комарьков

Ключевые слова:  
 
Благодарю, image image image Для меня, очень актуальная тема!!! Напишите пожалуйста, чем вы посоветуете смазывать форму для литья из гипса? Или можно, я вам чуть позже в личку напишу,
KASTdecor
Можно и в личку) но здесь тоже отвечу) - есть два вида смазок: стеориновая(парафиновая) и мыльная. Стеориновую используют для липнины когда в гипсовую форму заливают гипс. Позже залить туда глину невозможно. Мыльную используют для изготовления форм под глину, фарфор и тд , позже напишу статью как лучше их разводить.

Ух!! Каааааакая полезная статья. Пока с фарфором не работаю, но в ближайшее время хочу закупиться для кукломаньячествования... {#} знала что надо мешать с жидким стеклом, но не знала пропорций.

Буду следить за вашими публикациями с интересом. Спасибо, что делитесь знаниями.

KASTdecor
Спасибо за отклик! В теме фарфора много тем, так что есть о чем поговорить image

Статья очень полезная. Единственное уточнение по поводу соды. Сода также является электролитом, но автор статьи справедливо не рекомендует ей пользоваться, т.к. сода крайне плохо влияет на сам гипс, и со временем (достаточно небольшим) гипсовая форма приходит в полную негодность.

KASTdecor
Спасибо Алексей за уточнение! В статье указана сода для общего понимания о том, какие бывают электролиты. Приведённая формула разведения стандартная как в учебнике. Для первого разведения сода действительно не обязательна. Но бывают случаи когда без неё к сожалению не обойтись: разведение обрезков в которых много стекла, некоторые виды глин ну совсем не хотят без неё разводиться. А в остальном всё правильно- лучше обходиться без соды).
Нюра Cikugi

написано очень хорошо для полупромышленных методов

жидкое стекло -это =силикатный клей из канцелярского магазина за 30руб

если не производство -можно ложечкой помешать, а не дрелью. и пробить через сито

я не советую покупать готовый шликер - там просто за воду платят. не вопрос самим намешать, но с кукольными массами это несколько не так

это всё очень професионально, но пару литров намесить можно гораздо проще

зы. соду не ввожу

и что очень важно -масса(кусочки) перед замочкой в шликер должна быть просушена, мокрую нивжисть не развести.там стабильная коллоидная система, если очень надо -поговорим

KASTdecor

Именно по этому и надо описывать разведение шликера максимально близко к промышленным- профессиональным методам но понятным языком. Для нас с Вами всё просто, но люди желающие попробовать поработать с фарфором впервые сталкиваются с тем, что негде узнать подробности. Большинство статей- о том как всё просто но без пропорций и мест где купить.

По поводу соды: в девяностых массу просто негде было купить и приходилось левым путём брать обрезки с заводов, так вот развести без соды было не реально. Сейчас она нужна только в трудных случаях когда стеклом просто не получается)))

Нюра Cikugi

вы не совсем в разумном разделе поместили тему, надо бы в МК в керамику,там скорее найдётся даже через годы

зы для девочек . силикатное стекло вводится на глаз, не надо ввзвешивать, там буквально капелька на на литр разведенной массы, прямо в раствор.улучшает литейные свойства. много нельзя , плохо будет. это для любого шликера так, не только для фарфорового. для фаянсового и глиняного всё вышенасказанное годно

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email