Обновление пароля

 >  >  >  > Производство чешского бисера. Часть 1: Десна

Производство чешского бисера. Часть 1: Десна

Виды творчества:   Работа с бисером

Производство бисера достаточно сложный процесс. В мире всего несколько компаний производят бисер и сотни компаний которые делают бусины. Попасть на производство достаточно сложно, поэтому вокруг бисера собралось много мифов и небылиц.  Мы постараемся максимально подробно объяснить все этапы производства бисера.

Совсем недавно завод в Десне праздновал юбилей. 170 лет со дня начала стекольного производства. Мы проведем виртуальную экскурсию по всем этапам производства чешского бисера. А во второй части посетим завод в Засаде где происходит дальнейшая обработка бисера.

В нашем рассказе мы сосредоточимся на производстве чешского бисера, хотя завод в Десне выпускает и роды и изделия из дутого стекла. Заводы в Десне и Засаде принадлежат компании Прециоза Орнела и входят в группу компаний Прециоза. Прециоза является крупнейшим производителем хрустальных компонентов и единственным производителем бисера в Чехии.

На территорию завода можно попасть только по пропускам. Также запрещено фотографировать производственный процесс. Нам разрешили фотографировать продукцию на разных этапах производства. Ещё мы нашли в открытых источниках материалы, которые помогут представить производство.

Территория завода в Десне.

чешский бисер

производство

Речка протекает через завод. Как шутят работники, из-за большого количества очистных сооружений вода, которая вытекает более чистая, чем та которая втекает :)

бисер

Производство бисера начинается с варки стекла.
Варка идёт 2 способами: ручная варка в печи на 8 горшков и варка в современных печах на один тигель/горшок.

Ручная варка.
Эта печь на 8 горшков сделана по старинному образцу. Выглядит как прямоугольный домик с окошками.

бисер чешский

Каждый горшок на 300кг стекла. Печь топится газом, но можно топить и деревом. На заводе есть стратегический запас бука, если вдруг отключат газ.
Стекло производится из смеси песка, оксида и бракованного бисера или трубочек прошлого производства. Пропорции компонентов зависит от размера будущего бисера и цвета.

На территории завода часто встречаются контейнеры, забитые остатками производства. Все пойдет повторно в плавку.

цвета бисера

производство бисера

стойкость бисера

Печь загружается вечером, ночью идёт плавка стекла. Утром рабочие проверяют и начинают производство трубочек, которые потом режут на бисер. И так по кругу - печи остановить нельзя. Если процесс варки остановится то придётся выкидывать все горшки.
Горшок в печи используется месяц, потом его нужно заменить. Новый горшок подготавливают пред использованием. Его постепенно разогревают в отдельной печи и потом переносят в основную печь.
Цвета варятся в определённом порядке: от светлого к тёмному. Самый последний чёрный.
Сваренное стекло достают в ручную специальным ковшом. Чтобы из этого стекла сделать трубочки:

  • его или помещают в специальное устройство, которое подогревает стекло. Из него уже выходит трубочка с отверстием.
  • вручную формируют болванку в виде снаряда. Внутрь вставляют стержень, которой формирует дырочку в трубочке: круглую или квадратную. От формы снаряда зависит форма бисера: круглый или рубка.

Формирование снаряда (рабочий в левой части).

покрытия бисера

Для того чтобы сделать полосатый бисер нужно сформировать «снаряд» базового цвета. Потом на него в ручную накладывают полоски нужных цветов.

Это «снаряд» вставляется в специальное устройство, которое подогревается.
Дальше рабочий в ручную протягивает трубочку по конвейеру примерно 20-25 метров до валиков.

Вытягивание трубочки.

И потом валики тянут трубочку с заданной скоростью. Чем больше скорость, тем меньше диаметр трубочки.
В конце конвейера трубочки режутся на куски длинной 1 метр. Далее они попадают в соседнее помещение где при помощи сит с разными отверстиями идёт сортировка по диаметру.

Сортировка метровых трубочек идет вручную.

Современные печи.
Их на заводе 6 штук. Каждая может варить 3.5 тонны стекла в день. Это печи уже электрические. Деревом их топить нельзя, поэтому есть резервное питание. В этих печах замена тигля происходит каждые 6-7 месяцев. Стоимость одной такой замены — 1 млн долларов.
Эти печи нельзя остановить, поэтому изменение цвета происходит в течении недели. Все что будет произведено во время этого периода — брак.
Как в старых, так и в новых печах сырьём для варки является песок+оксид+брак от производства или бракованный бисер.
Точные пропорции компонентов меняются в зависимости от цвета и размера трубочки.
Отличие современных печей ещё в том, что из печи выходит сразу трубочка с дыркой и её тут же проверяют лазером на диаметр. Потом трубочку тоже режут на куски длинной 1 метр. Из этих трубочек делают вязки по 10кг.

Новые печи на заднем плане. В воронках сырье для плавки.

Резка трубок.
Трубочки хранятся на складе рядом с помещением для резки.

Трубки режут на специальных станках. Нож ходит очень быстро, работники подают трубки в ручную. После резки происходит отсев брака через сетки.
В цехе очень шумно из-за работы станков. На резке работают почти одни женщины. За смену каждый сотрудник режет 400кг трубок.
На этом этапе получается ещё не бисер, а что-то типа рубки — цилиндрики с острыми краями.

Полу заготовка для бисера.

Обработка края и получение шарообразной формы.
Полученный цилиндрики смешиваю с белым порошком (состав секрет, но похож на мел). Он должен плотно забить отверстие в будущем бисере. Далее эти заготовки помещаются в специальную камеру типа бетономешалки. Она нагревает бисер и вращается. Таким образом происходит оплавка края бисера. Процедуру повторяют от 2-х до 5-ти раз пока не достигнут нужной формы. Время и количество процедур зависит от цвета бисера. Дольше всего обрабатывается белый цвет.
Когда начался большой спрос из-за бума вышивания икон бисером, то именно тут был основной затык в производстве.
После того как бисер достигнет нужную форму, его отправляют на мойку. Слабым раствором кислоты вымывают порошок из дырочек. Далее сушат бисер в центрифуге.

После сушки проводят сортировку бисера отсеивая брак.
Сортировка проходит в 2 этапа:

  1. по размеру. Бисер помещается на вибрационный станок, где его просеивают через сетки разных размеров. Отсеянный брак возвращают на варку.
  2. сортировка по форме. После 1-й сортировки весь бисер проверяют на соответствие формы. Для этого есть специальные барабаны. По стенкам которого идёт желоб. Если бисер правильной круглой формы, то он скатится по нему до самого низа и попадёт в мешок. Если бисер имеет иную форму, то он не может развить скорость чтобы скатится и упадёт в центр. Все что упало в центр уходит в брак и возвращается на варку.

Бисер до первого этапа сортировки.

1 этап сортировки бисера. Вибрационный станок.

Помещение для сортировки. В воронках примерно 100-120 кг бисера.

Шаблон образец для определения размера. Им пользуются для проверки соответствия бисера заданному размеру.

На этом заканчивается производство базовых цветов бисера.

Продолжение здесь>>

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email