Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Хитрости и советы / Lifehack > Как сделать композицию гармоничной: выбор и местоположение доминанты

Как сделать композицию гармоничной: выбор и местоположение доминанты

Виды творчества:   Декорирование
Декупаж
Как сделать композицию гармоничной: выбор и местоположение доминанты | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Каждый, кому когда-нибудь приходилось строить фронтальную (плоскостную) композицию, сталкивался с проблемой правильного размещения отдельных элементов внутри композиции.

И это совсем неудивительно. Ведь для того, чтобы композиция состоялась,  чтобы она была привлекательной, уравновешенной и приятной глазу, необходимо в ней правильно расставить приоритеты — выделить главное и второстепенное.

О выборе композиционного центра (доминанты) и его местоположении в композиции мне и хотелось бы поговорить сегодня.

Для того, чтобы вам было проще понять основные правила, текст я буду сопровождать простейшими схемами.

Подобное наглядное пособие соорудить совсем несложно (это рамка и несколько отдельных элементов разной формы), но этот «тренажер» поможет вам самостоятельно поискать идеальные варианты расположения доминанты.

Итак, начнём с того, что определимся с понятием доминанты (или композиционного центра — далее КЦ).

Доминанта — это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание. Он может отличаться от окружения цветом, размером, формой, фактурой и т. д. 

Почему важно наличие такого КЦ?

Дело в том, что наш мозг всегда стремится выделить главное. Когда мы можем выстроить иерархию, то мы чувствуем себя спокойно и комфортно. Композиция, лишенная доминанты, будет вызывать беспокойство.

Что может быть КЦ?

1. Это может быть один элемент.

декупаж

2. Это может быть два соподчинённых элемента (то есть один из них обязательно должен доминировать).

декор

3. Это может быть группа элементов.

композиция

4. Или это может быть пустота — отсутствие элементов.

гармония

А теперь давайте рассмотрим все эти варианты более подробно.

Если мы выбираем в качестве доминанты, например, один цветок, то нам необходимо его правильно разместить на поле композиции.

Мы можем разместить его выше или ниже «географического» центра композиции.

В первом случае мы слишком утяжеляем нижнюю часть композиции, а во втором случае — слишком упираем цветок в верхнюю границу композиции.

Нельзя сказать, что эти композиции недопустимы, но построить их так, чтобы они выглядели хорошо сбалансированными, труднее.

Если же вы хотите, чтобы цветок выглядел расположенным в центре, вам нужно расположить его чуть выше геометрического центра фигуры.

Если же мы будем смещать цветок влево или вправо, то рискуем получить крайне неблагоприятную композицию.

И если в первом случае цветок, расположенный слева, хорошо уравновешивается пустым пространством правой части композиции,то во втором случае композиция перестаёт быть уравновешенной — правая часть перевешивает.

А происходит это потому, что наш взгляд перемещается слева направо, и внимание мы фиксируем именно на правой стороне композиции. Она в любом случае для нас всегда более значима, чем левая. А здесь она ещё и утяжеляется цветком.

Надеюсь, что вы почувствовали то, о чём я пишу.

Ещё хотелось бы отметить, что композиция может быть построена, как на подобии линий, так и на их противопоставлении.

Посмотрите, как меняется характер композиции при этом.

Теперь поговорим о композициях, в которых мы хотим объединить несколько элементов.

Посмотрите на первый вариант расположения двух равнозначных элементов.

Ситуация, когда мы объединяем два практически равных по значению элемента, недопустима.

Думаю, что рассматривая этот вариант, вы можете поймать себя на том, что переводите взгляд с одного цветка на другой и обратно. Вы пытаетесь понять, кто же из них более значимый. И не находите ответа. И это вызывает беспокойство.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что цветы могут быть отвёрнуты друг от друга.

А если мы попробуем из развернуть «лицом » друг к другу ? Станет ли композиция лучше?

Безусловно! Композиция выиграла от такой ориентации цветов.Они начинают объединяться.Но по-прежнему спорят между собой.

А если мы соединим их полностью?

Теперь они потеряли индивидуальность и воспринимаются единым целым! Они вместе стали КЦ.

Бывают ситуации, когда мы объединяем два неравнозначных элемента — например, большой цветок и маленький бутон.

Всегда лучше будет выглядеть та композиция, у которой оба элемента будут развёрнуты к центру.

Во втором варианте хорошо просматривается доминирующий элемент. При этом он очень хорошо уравновешен небольшим элементом. И прекрасно читается «диалог» между ними. А значит , композиция состоялась.

И наконец, ситуация , когда КЦ является пустота, окаймлённая цветами. В этом случае очень важно следить за тем, чтобы эта пустота составляла ощутимо — большую часть композиции.

В первом варианте это читается хорошо.

А вот здесь пустое пространство и цветочная кайма практически равны по площади. И мы возвращаемся к ситуации, когда мы получаем подобным расположением два композиционных центра...

И ещё один важный момент для построения композиции — наличие свободного пространства вокруг неё — «воздуха», которым она будет дышать.

Старайтесь не зажимать композицию рамками, не перегружать её. И чем сложнее форма элементов, объединённых композицией, тем больше воздуха они требуют.

Мне очень хотелось бы, чтобы эта информация оказалась для вас полезной и, вместе с тем, не слишком сложной.

Ведь мы рассмотрели лишь некоторые аспекты построения гармоничной композиции. А существует ещё и цвет... И объём... И фактура... Пропорции, масштабность и выразительные средства композиции :)

Но не буду вас пока пугать всем этим. Буду рада, если будет интересна пока эта моя публикация.

Благодарю за внимание. 

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email