Жемчужина Дрездена: богатейшая сокровищница «Зелёные своды»

Жемчужина Дрездена: богатейшая сокровищница «Зелёные своды» | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Думаю, что  Дрезден в первую очередь ассоциируется со знаменитой  Дрезденской картинной галереей. И это понятно. Сикстинская Мадонна... Шоколадница... Шедевры, известные всем и каждому.

Но есть в Дрездене и другая жемчужина. Это музей «Зелёные своды» (нем. Grünes Gewölbe) — знаменитая коллекция драгоценностей, бывшая княжеская сокровищница Веттинов — одна из богатейших сокровищниц Европы.

сокровища саксонии

Я очень давно мечтала попасть в этот музей. Но я даже не представляла, какое впечатление он на меня произведёт!

Конечно, я бывала в Оружейной палате и Эрмитаже. Удалось мне побывать в Алмазном фонде и королевской сокровищнице Тауэра... Но ничто так не потрясло моего воображения, как Зелёные своды — «Грюнес Гевельбе».

Каждый экспонат можно рассматривать часами. Каждый из них — чудо! И, скажу вам честно, стоя перед каждым из них, я чувствовала ответственность за то, что делаю я в своем секторе творчества...

К сожалению, фотографирование в сокровищнице запрещено. Поэтому свою публикацию я сопровождаю в основном  фотографиями из интернета.

Но обо всём по порядку...

Сначала немного об истории создания музея.

Имя того, кому более четырёхсот лет назад пришло в голову назвать музей таинственным  Грюнес Гевельбе, сегодня достоверно неизвестно. И хоть название это происходит от цвета отделки сводов внутренних залов, получилось очень романтично, не правда ли?

Часть помещений дрезденской резиденции, где сейчас размещается сокровищница, ещё в XVI в. носили название «тайное хранение зелёных сводов» и служили в те времена исключительно целям сохранения ценных предметов (драгоценных металлов, особо ценных произведений искусства, а также важных документов, грамот и рукописей), но не обозрению публикой. Это место считалось наиболее безопасным в случае пожара.

Коллекция была основана примерно в 1560 году саксонским курфюрстом Августом.

Коллекции, включающие в себя произведения различных видов искусства, возникали во многих европейских столицах как способ демонстрации государственной мощи и богатства. Предметами собирательства становились  диковины, редкие природные экземпляры, предметы искусства, науки и техники. Но то, какие произведения покупались, как они хранились и демонстрировались, зависело от вкуса и финансовых возможностей каждого правителя.

В эпоху правления Августа, страна достигла высокой степени экономического развития. А стало быть финансовые возможности для приобретения произведений искусства у Августа имелись. Он любил  и умел выбирать и покупать великолепные работы художников и ювелиров. И средств он на это не жалел.

А потому коллекция росла и пополнялась регулярно, но лишь спустя полторы сотни лет  в период правления другого Августа - Сильного залы, в которых хранились сокровища, стали доступны для посетителей.

Войти в сокровищницу можно через современный вестибюль — дворик с очень простой и понятной системой оплаты — билеты продаются на определённое время.

сокровища

Из дворика мы проходим в гардероб музея.

музей

Коллекция демонстрируется сейчас в двух постоянных экспозициях — «Исторических Зеленых Сводах» и «Новых Зеленых Сводах».

Исторические Зелёные Своды — это настоящая сокровищница, вход в которую осуществляется через воздушный шлюз. И при себе иметь нельзя ничего-сумки, телефоны, камеры, паспорта, верхнюю одежду нужно оставить в камере хранения. Необычные ощущения:)

В исторических Зелёных сводах экспонаты разделены по материалам. Есть зал драгоценностей, зал ювелирных изделий, зал белого серебра, зал янтаря и так далее. Там собраны изделия из самых разнообразных материалов: ценных пород дерева, кокосовых орехов, страусовых яиц, стекла, перламутра и целых раковин морских моллюсков, слоновой кости, бронзы, разнообразных поделочных камней. Самый маленький экспонат -—вишневая косточка, украшенная искусной резьбой (её рассматривают через мощные линзы).

Итак,несколько фото Исторических залов Грюнес Гевельбе...

Зал белого серебра.

дрезден

Зал позолоченного серебра.

Зал ювелирных изделий.

Зал драгоценностей.

Зал гербов.

Наверное, самый масштабный экспонат сокровищницы — это Двор Великого Могола — произведение ювелирного искусства эпохи барокко.

Двор украшают 4909 алмазов,160 рубинов, 164 изумруда, 1 сапфир, 16 жемчужин и 2 камеи.

Не менее впечатляюще выглядит золотой кофейный сервиз.

В Зелёных сводах хранится невероятная коллекция ювелирных изделий с барочным жемчугом.

Роскошное стекло и горный хрусталь.

Фантастические кубки из самых разных материалов.

Витрины в зале ювелирных украшений переливаются всеми цветами радуги. Я даже представить себе не могла, какими красивыми могут быть алмазы и бриллианты. Может быть, дело в их размере?

Совершенно невозможно передать хоть малую толику того великолепия, что скрывают в себе стены сокровищницы. Эта публикация и не имеет такой цели. Мне просто хотелось привлечь ваше внимание к этому великолепному музею.

Я была потрясена тем фактом, что в интернете очень мало хороших фотографий экспонатов «Зелёных сводов»! И ещё раз порадовалась, что купила книги с иллюстрациями. Вы даже не представляете, какое удовольствие было их рассматривать всю обратную дорогу в Москву. Сколько мастерства, сколько невероятных идей воплотили Мастера в своих работах.

Честно скажу... какими же грубыми и безвкусными теперь мне кажутся имитации этого великолепия. Стоя у музейных витрин, я дала себе слово пытаться хоть немного соответствовать (не Мастерам, конечно), а хотя бы кустарям ушедших эпох...

Комментарии (44)
Потрясающий рассказ! Вероника, была несколько раз в Дрездене, но этот музей не посещала, но, оказывается, мои родители там были! Спасибо за экскурсию!

Зелёные своды в таком виде существуют только с 2006 года. до этого часть сокровищницы не были реставрированы. Так что можно родителям снова ехать).

А вообще я бы туда и ходила, и ходила, и ходила...

Альбина, спасибо!!

длжд 15.10.2017

Какое великолепие! Спасибо!

Ой, Вероника, спасибо за экскурсию! Даже по этим фото можно представить какие ощущения получаешь, когда находишься внутри! Как говорил один сатирик в советские времена, " мы видим мир глазами Сенкевича"... Спасибо, что сейчас мы имеем возможность смотреть мир Вашими глазами!(надеюсь, будет и на нашей улице праздник...) Уверена, что Вы там не только восхитились, напитались эмоциями, но и вдохновились. А значит, впереди у нас много интересного и необычного, будете вдохновлять нас!

Впечатляюще выглядит музей! Особенно поразил Двор Великого Могола. Большое спасибо, что рассказали о данном чудесном месте :)

Меня там поразило ВСЁ! Я даже не могу назвать, что больше всего.

Спасибо!!

Olgalevas 13.10.2017

Спасибо,Вероника за рассказ об этом музее!Если когда -нибудь еще буду в Германии, обязательно запланирую себе посещение этого музея, чтобы увидеть все это великолепие своими глазами!

Спасибо, Ольга! Это стоит увидеть!!!

Kiarina 13.10.2017

Спасибо большое за такую экскурсию! К сожалению, нам в Дрездене хватило времени только на самостоятельный осмотр картинной галереи. С ужасом вспоминаю беготню по площади и набережной с довольно бестолковым экскурсоводом. Полезла смотреть еще сведения о коллекции - как ее спасали во время войны. Удивилась, что и эти сокровища были вывезены в Москву и возвращены ГДР в 1958 году. Поскольку, понятно, Дрезден был в руинах после адской бомбардировки союзников. И что только в 2006 завершилась реставрация этого здания. Немцы не пожалели 45 миллионов евро на восстановление "Грюнес Гевёльбе".

Еще раз спасибо. Ради этого стоит еще раз вернуться в Дрезден.

Я не стала рассказывать о всех перепитиях Дрездена и всех его музеев. Это отдельная очень большая история...И очень интересная история...Её ещё изучать и изучать...

Думаю, что деньги на восстановление дал Евросоюз- на это они денег не жалеют.

Вернуться надо обязательно! И я тоже хочу обязательно вернуться.

Спасибо!!

Как жаль, что не довелось там побывать...Зато будет к чему стремиться!)))

Вероника, благодарю за интересную публикацию!{#}

Спасибо, Надежда! От всей души желаю Вам побывать в Дрездене вообще и в сокровищнице в частности!

Илана 12.10.2017

Невероятно красиво!Хотелось бы посмотреть все это великолепин вживую.Спасибо,Вероника,за прекрасный рассказ!

И мне бы очень хотелось, что бы у всех была возможность видеть это своими глазами!!

Спасибо, Илана!

Спасибо! Как мне знакомы эти экспонаты! У родителей есть книга с фотографиями сокровищ из Зеленых сводов. В детские годы я частенько с упоением разглядывала эту красоту. Этим летом случайно увидела эту книгу, и погрузилась в детские воспоминания. А Вы мне еще раз напомнили)

P.S. О, дочитала комментарии, оказалось, что у меня есть коллеги)) Только мы жили не в Дрездене.

Очень, очень рада, что напомнила Вам прекрасные годы детства!

Спасибо!

Вероника, самое большое спасибо! Я и не знала про такой музей)

Даже фото очень впечатляют! И здание, залы, работы!

Представляю как это в реальности. Наверное, словно с драгоценную шкатулку с сокровищами попадаешь...

И этих сокровищ так много! И такое всё...ТАКОЕ!!!)))))))))

Спасибо, Ольга!

Спасибо за публикацию. Мне тоже посчастливилось быть в этом музее. Двор великого Могола просто потряс, там все фигурки выполнены с большой точностью, ( а они просто крошечные)- когда их близко рассматриваешь. И с барочным жемчугом фигурки прелестны! Можно часами ходить и восхищаться сокровищами этого музея. Если будете в Дрездене - обязательно посетите это чудо!

Спасибо, Елена!

Сказать красиво - ничего не сказать! После такого великолепия, свои работы жалки… и страшны…

но не буду унывать) я только учусь))) пока пятый помощник подмастерья

К сожалению, сначала именно такая реакция. Но потом понимаешь, что это всё таки несколько другое.

Мы не ювелиры. Просто не надо наши " поделки" шедеврами называть. Это смешно по меньшей мере))))))))))

Поедем в Дрезден?)))

Однозначно!!!! 5 лет жизни в этом чудесном городе)))

BUSOMAN 12.10.2017

В очень раннем детстве я с родителями жила в Дрездене и была здесь в этом музее. Мало что запомнила в силу возраста, но эту статуэтку помню очень хорошо, почему то))

А знаете из чего сделана эта фигурка? Это грушевое дерево. Ну это не считая золота и каменьев))

Спасибо!

BUSOMAN 12.10.2017

Родители книгу привезли, атлас музея. Любимое занятие было в детстве - перелистывать странички с этими сокровищами))) Но тогда я описания мало читала)

Да, были в детстве такие альбомы, засмотренные до дыр))

Слово в слово хотела написать)))) Я тоже жила в Дрездене в детстве, родителю меня водили (как слона)))) по многим музеям, а из этого я тоже помню именно эту статую. Может она на детей производит такое сногшибательное впечатление?))))) И хрустальную сову запомнила очень хорошо. Остальное много лет разглядывала в книге об этом музее.

Тета (TetaS) 12.10.2017

Великолепие во всем....надо стремиться посетить

О.да! надо стремиться побывать!

Я три раза проезжала мимо, и вот на четвёртый раз наконец попала в Зелёные своды.

Спасибо!

Двор Великого Могола - это что-то невероятное! Буду с нетерпением ждать, когда вы отсканируете вашу книгу и выложите детали этой потрясающей работы!

Да! Обязательно отсканирую книгу- пополню библиотеку интернета)

Спасибо!!

Лилия 12.10.2017

Вероника, огромное БлагоДарю! Вы так интересно всегда описаваете свои впечатления, что создается ощущение собственного присутствия. Какая вы Умница, путешественница. Жаль, что не имею возможности (пока) самой побывать в таких великолепных местах. А потому очень жду очередных рассказов.{#}

Большое спасибо, Лилия! Я очень рада, что было интересно почитать и посмотреть! Хотя всё роскошество коллекции не могут передать никакие фото. Да и рассмотреть всё так, как хочется, за один раз невозможно. Была бы в Дрездене несколько дней- каждый день бы туда ходила.

Интересный рассказ, спасибо!

Спасибо!)

Спасибо большое за интересную публикацию! Сокровища музеев всегда вдохновляют! Замечательные фото!

Спасибо, Светлана! Рада, что вдохновила))

Ирина. 12.10.2017

Спасибо, Вероника за публикацию! Великолепные фотографии!

Спасибо, Ирина! К сожалению, хорошие фото оказалось очень трудно найти.Я купила великолепные альбомы со столь же великолепными фото, но сканер требует ремонта. Обязательно позже отсканирую иллюстрации и выложу в интернет.

Кошка Тиу 12.10.2017

Спасибо за рассказ! Ах, как хотелось бы рассмотреть всё в подробностях!

Очень желаю всем побывать в этом музее и рассмотреть всё- всё!!!

Спасибо!

Действительно, сокровищница! Спасибо!

О-го-го какая сокровищница))) Спасибо!