Обновление пароля

 >  >  >  > Помни о вечном...

Помни о вечном...

Помни о вечном... | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

  Я хотела написать про необычный праздник " Проводы", но как вступление, решила объяснить отношение к жизни и смерти в Приднестровье.

Вступление получилось большим,  и мне пришлось сделать его отдельной частью.

Я пишу  с точки зрения городского человека, и многое для меня необычно в селе. Тем более в другой стране, где всё почти так-же, но немного иначе.

Текст я разобью фотографиями с вышивкой, в основном подушками - спутники всей жизни и значимая часть семейной истории.  Фотографии не иллюстрируют рассказы, и немного в разнобой, но не могу устоять, что бы не поделиться этой доброй красотой.

вышивка, народные традиции

 Вышитые подушки и полотенца готовились и к свадьбам, и к похоронам, их дарили  на дни рождения и на провожанье в армию, и на крещенье детей. Яркие  тюльпаны, розы, пионы, маки , другие цветы в изобилии растут и цветут около домов, и не удивительно, что эта красота переходит и на предметы быта. Здесь не боятся яркого цвета. 

приднестровье

 Но самым необычным для меня, немного пугающим, но одновременно и успокаивающим стало отношение к смерти и похоронам. Заметьте! Своим! 

 Я опишу как есть, а вы сами решите, что хорошо, что плохо и какие делать выводы.

пмр

 Первый раз я удивилась в гостях у очень хорошей, хозяйственной, доброжелательной женщины.  Она уже на пенсии, муж умер, но  дом, огород,  домашних животных ( свиней, кур, уток, кошек и собак), держит в образцовом порядке. Принимала она нас в касамаре ( парадной комнате, которая практически не используется, в основном служит для хранения красивых вещей) . К нежданному даже, визиту хорошие хозяева всегда готовы. Всегда есть что поставить на стол, есть  домашнее вино и водка, соленья, варенья, компоты, мясные  заготовки, что-то в холодильнике, что-то на скорую руку - и стол накрыт!

  Вот всё хорошо, сидим, общаемся, разговариваем.... Мне  и  ни к чему, что у хозяйки весь диван занят красивейшими подушками, пледами новыми, в пластиковых упаковках, , то-же, в упаковках , комплектами постельного белья, одеялами.  (Мы сидим на стульчиках, табуретках.)  Я обратила внимание на вышивку на подушках, вышивка - моя специальность, я этому училась, знаю и люблю! Знаю характерные традиции вышивки разных районов, и конечно интересуюсь всегда, когда вижу. 

подушки

 Говорим о вышивке, И хозяйка рассказывает -   "Сама вышивала, раньше на похоронах, в основном, подушки дарили, . Теперь пледы, одеяла, чтобы было чем накрыть, а у меня до ворот дорога долгая, мне ещё докупить надо, что-бы всё застелить....! " Это практически дословно!  - я не понимаю о чем речь, в голове картинка - воображение работает! сначала покойника накрывают подушками и одеялами, потом стелют одеяла (может вместо ковровой дорожки...) и   несут на плечах гроб по ним, одеяла и полушки в ногах путаются... ужас! Я помню в детстве, когда хоронили, ветки ёлок бросали от подъезда, до конца дома,  а тут может  принято одеяла стелить...

 Переспрашиваю... Нет, конечно одеяла не расстилают, и по ним никто не ходит!  и покойника  не накрывают!  Но!  подушки и одеяла ( в упаковках) кладут вдоль тропинки от порога до калитки. И на каждый предмет прикреплена записка ( написана тем кто умер, но ещё при жизни, конечно)  кому, что полагается. На память. Что- то вроде завещания. Я думаю это пошло с тех времен, когда домашний скарб был большой ценностью, и передавался из поколения в поколения. Ещё не так давно столы и шкафы передавали  и другую мебель, сейчас уже уже нет,  сейчас более облегченный вариант. Естественно, крупное имущество, сейчас как и веде наследуется по закону, завещанию, как положено.  А это для всех других родственников, близких друзей, соседей. НО для меня удивительно, что человек при жизни! готовит  "дзестру" ( вообще-то  дзестра - это приданное приготовленное невестой, но кажется и тут это слово уместно), это всё лежит, ждет своего времени, а человек может жить и еще 30 и 40 лет! И дай Бог! Но время и моль делают своё дело, приходится что-то менять, снова заботы, траты - а ведь и других дел выше крыши.... Меня поразил сам подход - заранее готовить подарки близким людям, на свои похороны!, и дарить  красивые, хорошие вещи - что бы тебя потом долго добром вспоминали.

на следующую фотографию попала женщина с подушкой, как раз с похорон идёт...

цветы

яркая вышивка

 Ещё случай - у одной старушки в дом вело довольно высокое крыльцо  с тремя высокими ступеньками, и оно начало немного разрушаться. Она попросила сына поправить крыльцо, вместо трёх сделать четыре ступеньки, что- бы крыльцо было удобным и красивым, а то когда она умрет, и её гроб понесут через плохое крыльцо,  ей будет стыдно...

народное творчество

И вот ещё случай, старичку, очень пожилому человеку стало плохо. Так плохо, что он решил, что умирает. Лёг, но полежал и отпустило, полегчало.    Почувствовал себя получше, и пошел за свет заплатить, чтобы если умрет, не было долгов по оплате.

россия

И ещё -  другой дедушка был очень работящим человеком, всё хозяйство на нем, всегда на ногах, всегда в движении,  что говорить, он до 80 лет на велосипеде мог по 20 км в день проехать, до районного города и обратно. Своему внуку он заранее сказал - "если лягу- готовьте домовину (гроб)- значит скоро умру" - так  оно и случилось. Почувствовав себя уже совсем плохо, он лег, полежал меньше недели, а перед смертью позвал внука, и начал говорить как устроить похороны. В том числе, что у него уже приготовлена пленка, что-бы закрыть коврики в коридорах и комнате, а то на улице " болото" - так говорят о грязи, ноябрь, люди будут приходить, натопчут, а бабушке стирать  коврики и дорожки уже тяжело.

украина

  И ещё история,  немного другая 

.В колхозном саду - площадь -30 гектаров! ( самый большой сад  - колхоз миллионер был! машины фруктами - ягодами грузились прямо в саду, и сразу в Россию!  был даже вертолет, для обработки с воздуха. Сад такой большой, что  местные могли заблудиться! и бригада 150 чел - для работы в саду, плюс школьники на сезонные работы.... Бригадир садоводческой бригады - начальник над всем этим хозяйством -  много работал, старался заработать разными способами ( всеми правдами - неправдами), что бы и дом большой был, и  хороший достаток в доме, и что-бы всего было вдоволь. Мимо рук ничего не пропустит, всё в дом!  Да и как говорят, жадный был.  И его ровесница, может и учились вместе, женщина- пьянчужка (таких совсем мало, но есть, как и везде),  а у неё уже и нет ничего, дом в запустении, живёт чем Бог пошлет., и вот дело к старости, уже видно, кто как прожил жизнь. И вот встретились они, а мужчина уже болеть начал, неизлечимо. И пьянчужка, маленькая, худая, страшная, говорит ему - Ну что,  Петро, умирать будем  и ты    ни  . . .     молдавия      возьмешь с собой, и я   ни . . .   молдавия   оставлю.

Только память.

 Большое спасибо всем, кто рассказывал мне истории, и всем кто позволил фотографировать своё имущество.  Всё это мои наблюдения и фотографии из реальной жизни. Если кому понадобится, при публикации ссылайтесь на меня. традиции

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email