Декорирование керамики с помощью напечатанных изображений-трансфертов разработан в середине XVIII века в качестве заменителя дорогостоящей ручной росписи. Низкая цена, массовое производство сделали изделия из фарфора и фаянса с переводными изображениями доступными для семей среднего класса.
Вот основные шаги при производстве трансферной печати. Сначала изготавливали лист меди с гравированным дизайном, затем синим пигментом заполняли выгравированные канавки. Бумагу для переноса изображения, которая напоминает папиросную, прижимали к меди и пигмент переносился на бумагу. Потом ее прикладывали к неглазурованной керамике, смачивали водой, при обжиге она сгорала,оставляя перенесенное изображение на изделии. Затем все покрывалось прозрачной глазурью и обжигалось при высокой температуре. Можно было наносить изображение и после глазурования, но подглазурный рисунок более долговечный.
Почему синий цвет? Кобальт был лучшим и наименее дорогим пигментом, способным выдерживать высокие температуры печей XVIII и XIX века. Также синий цвет в отделке использовали на дорогом фарфоре с ручной росписью, импортируемом из Китая. С 1776 года кобальт был основным цветом трансферной печати до 1828 года, когда для этого стали использовать зеленый, розовый в 1830, черный, светло-голубой (1845), коричневый (1852). В 1848 году продвинутая техника позволила использовать три цвета в одной передаче изображения. Для многоцветности также использовали ручную дорисовку.
О великолепном изобретении английских мастеров при трансферной печати — «синем потоке», расскажем в следующий раз.