Технологии наших предков.

Технологии наших предков. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Нож – одно из важнейших хозяйственно-бытовых орудий наших предков. Уже в X–XI веках русские мастера успешно освоили сложные технологии пакетной ковки клинка, что подтверждают многочисленные археологические находки.

ОСОБЫЙ СТАТУС НОЖА

Роль ножа в жизни славян трудно переоценить. Он всюду сопровождал людей: им пользовались мужчины и женщины, представители всех социальных и профессиональных групп. Именно ножи чаще всего встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. Так, при раскопках культурных слоев в Новгороде их находили сотнями. Изъеденные ржавчиной металлические пластины были мало похожи на ножи, но результаты металлографических исследований* позволили не только подтвердить их назначение, но и определить технологии ковки, которые применялись в то время.

Результаты археологических раскопок в ряде регионов свидетельствуют о том, что ножи являлись обязательной принадлежностью в захоронениях славян – как мужчин, так и женщин. Нож, как символ домашнего очага, дарил на свадьбе жених невесте. Все это подтверждает значимость ножей в жизни людей.

ВКЛАД НОВГОРОДСКИХ КУЗНЕЦОВ

Если вспомнить основные исторические события, происходившие на рубеже X–XIII веков, не приходится удивляться, что расцвет ремесел (в том числе кузнечного дела) связан прежде всего с северными землями Руси.,

Изучение кованых изделий из новгородских раскопов позволяет сделать вывод о высоком технологическом уровне обработки металла неоспоримым фактом остается то, что именно новгородская Русь стала крупнейшим центром обработки металла, влияние которого распространяется затем на все окрестные регионы, включая Волго-Камское междуречье.

Ведущей технологической схемой обработки клинков можно считать трехслойный пакет, когда сваривались три полосы металла – две (железные) по бокам и одна (стальная) в центре.   Ламинированное строение клинка имеет важное значение, поскольку оно позволяет позволяет полосы из разных марок сталей объединить в одно лезвие. Простой способ представить себе этот тип конструкции заключается в том, чтобы представить себе бутерброд: Мясо - в центре, твердая сталь с высоким содержанием углерода и куски хлеба с обеих сторон - полосы стали с более низким содержанием углерода. Режущая кромка лезвия должна быть максимально твердой для того, чтобы дольше держать заточку и эффективно резать и рубить, но если бы весь клинок был таким твердым, он мог бы быть поврежден во время боя или работы. В конечном счете клинок должен быть способен выдерживать воздействие и боковых напряжений. Для придания клинку дополнительной прочности и гибкости к нему и приваривают дополнительные, более «мягкие» стальные накладки.  При многократной заточке на острие всегда выходит более твердая сталь. Новгородские мастера умело применяли кузнечную сварку и термообработку (то есть закалку). В подавляющем большинстве сварочные швы тонкие и свободны от шлаковых включений. Для того чтобы качественно сварить железо и сталь с различным содержанием углерода, необходимо знание температурных режимов сварки. До сих пор сварка клинка, когда сталь проковывается в пакете, считается одной из сложных технологических операций.

   Самым важным преимуществом трехслойных сталей является , сочетание вязкости наружного слоя в соотношении с твердостью сердцевины .Наружный, наиболее вязкий слой предохраняет изделие от сколов при экстремальных нагрузках. А сердцевина прекрасно сохраняет заточку, остра как бритва и долговечна.

Комментарии
Комментариев пока нет