Обновление пароля

 >  >  >  > Дача "Эльза" в Пятигорске.

Дача "Эльза" в Пятигорске.

Это здание до сих пор одно из самых узнаваемых в Пятигорске. И пусть оно не является частью популярных экскурсионных маршрутов, но, похожий на рыцарский замок, особняк с невероятной силой притягивает всех, кто стремится постичь неведомое и раскрыть тайну, окутывающую это удивительное строение. Расположенный на склонах Машука в стороне от достопримечательностей, этот замок в миниатюре излучает нечто запредельное, за что его иногда называют домом с привидениями.

дача эльзы

Говорят, что особняк построил известный в прошлом пятигорский кондитер Аршак (Александр) Гукасов в начале XX века для своей возлюбленной Елизаветы, которая впоследствии стала его супругой, а дом был преподнесен ей в качестве свадебного подарка. Дочь немецкого купца - Эльза, славилась своей красотой и богатством. Да и сам кондитер считался весьма состоятельным человеком: его румяные булочки, воздушные и сладкие пирожные, ароматный кофе пользовались неизменным спросом у покупателей, и клиенты выстраивались к нему в очередь. Елизавета, так же не лишенная «деловой жилки», помогала мужу. Супруги хозяйничали вдвоем.

акулова светлана картины

занимательная история

В то время неподалеку от «Цветника», на Театральной улице, находились доходные дома. Взяв один из них в аренду, Аршак открыл ресторан, а Эльза занялась «мебелированными комнатами». Дела шли неплохо. Но у семейной четы не было детей. Их супружество не выдержало подобного испытания и брак развалился. Несчастная женщина, что называется, «ушла в работу», а Гукасов исчез из ее жизни, как, впрочем, и из города.

Продолжая быть хозяйкой подаренного бывшим мужем дома, Елизавета сдавала комнаты, а еще вывела в дачном саду новый сорт винограда. Одинокая, несчастная женщина, дабы избавиться от душевной пустоты, часто принимала у себя гостей, устраивала богатые балы. Дача Эльзы стала весьма популярна у посетителей Вод. В делах молодой женщине сопутствовал успех, и завистники поговаривали о том, что Эльза - ведьма и знается с темными силами.

По поводу дальнейшей судьбы госпожи Гукасовой определенно мало что известно, но существует множество легенд. По одной из них Елизавета была убита большевиками в 1920-м и ныне в стенах заброшенного особняка бродит ее дух. Еще говорят, что Эльза тяжело переживала развод со своим супругом. Спрятавшись от мира в стенах особняка, она, обессилив от страданий, умерла.

После революции дачу «Эльза» использовали как здравницу. Когда закончилась война, здание стало частью соседнего санатория имени М. Ю. Лермонтова. Чуть позже, в 60-х годах прошлого века, здесь разместилась творческая мастерская местного скульптора Ирины Федоровны Шаховской, где увидели свет многие ее замечательные работы.

В настоящее время это - зияющие глазницы окон, рухнувший балкон, граффити на стенах вперемежку с душераздирающими стихами о любви... Осколки прошлого.

Атмосфера полуразрушенного особняка довольно угнетающая, но весьма привлекательна для пессимистически настроенных посетителей. Частые гости дома с привидением утверждают, что ощущения от пребывания в стенах этого здания у всех разные: у кого-то преобладает чувство подавленности, тоски и безысходности, на некоторых, наоборот, снисходит умиротворение и благодать. Все это зависит от благосклонности Эльзы: будет ли она расположена к приему гостей, немаловажно и то, какое впечатление произведет каждый из пришедших на это создание иного мира.

Самым темным и таинственным местом дома считается подвал. Там редко выходят качественные снимки, чаще какие-то смазанные, с разводами, странными пятнами и линиями. В надежде пообщаться с духом Эльзы многие пробираются сюда после полуночи. Но пока нет реальных свидетельств того, что контакт с потусторонним существом произошел. Днем это тоже довольно жуткое место: темные комнаты, куда не попадает луч солнца, полуразрушенная лестница, грозящая неожиданно обвалиться, причудливая игра теней на стенах, изрисованных граффити, скрывающих свидетельства минувших эпох. Присмотревшись, можно прочитать на них несколько строк о несчастной любви юных поэтов, заглянувших сюда погрустить.

Если верить в существование духов, то Эльза - привидение явно с тяжелым характером, она не терпит неуважения к себе. Но знатоки утверждают, что, почувствовав в госте талант, дух помогает раскрыть его, но делает этот дар зловещим и мистическим.

На одном из балконов есть едва сохранившееся стихотворение, написанное как бы от лица самой Эльзы Гукасовой. Вот пара строк из него, вызывающих ужас и восхищение одновременно:

Найдите меня безгласную,

Умойте меня дождем.

Найдите меня угасшую,

Верните мой старый дом.

Во многих странах замки с привидениями считаются национальным достоянием, о строениях заботятся, делают все, чтобы духи чувствовали себя комфортно и хотя бы изредка являлись посетителям, дабы поддержать мрачную славу местности и привлечь еще больше туристов. В Пятигорске тоже есть дом с привидением, который мог бы со временем стать не менее популярной достопримечательностью, чем Провал или расположенная неподалеку Эолова арфа.

При советской власти дачи национализировали и стали перестраивать в санатории. В 1923 г. близ Холодных и Горячих нарзанов на бывших дачах Е. В. Гукасовой и И. Ф. Стрелкова был устроен один из первых советских санаториев – санаторий Управления КМВ «Красная Звезда» на 120 коек, который арендовало центральное управление социального страхования. На шпиле главной башни дачи была укреплена огромная металлическая красная звезда. Позднее бывшая дача Гукасовой вошла в санаторий ВЦСПС № 31 «Пролетарий», который имел 3 корпуса и столовую. Дача Эльза Гукасовой впослевоенные годы вошло в состав крупного соседнего санатория имени М. Ю. Лермонтова. В 1960-х годах здесь помещалась творческая мастерская местного скульптора Ирины Федоровны Шаховской (1917-2001), где родились многие ее замечательные работы. Ныне столетняя дача «Эльза» – это пустующий корпус санатория имени М. Ю. Лермонтова, который уже несколько лет ожидает капитального ремонта.

С уважением, Светлана Акулова.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email