Это страшное слово - война....

Это страшное слово - война.... | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Война, какое страшное слово! Ужас,боль, страдания, голод, сироты. Как танком она проходит через судьбы целых семей, оставаясь не только памятью о погибших, о пережитых страданиях и лишениях, она накладывает отпечаток на последующее мировосприятие, на взаимоотношения внутри семьи, и не только переживших это страшное испытание, но и детей и внуков и правнуков.

Так случилось, что мой отец встретил войну будучи ребенком 5-ти лет. Кроме него, был еще старший брат 6-и лет. Мать (моя бабушка) умерла через год после рождения отца, поэтому их воспитывали отец (мой дед) и мачеха. Когда пришла война, дед ушел воевать и они остались на попечении мачехи, у которой, кстати, был еще и свой сын. Было голодно, тяжело и трудно, хоть они и жили в Средней Азии, в Киргизии, но терпели лишения, как и вся страна. Спасла их всех моя прабабушка, которая собрала всех своих детей и внуков в 1941 году вокруг себя, не в одном доме, но рядом.

Мачеха не утруждала себя большими заботами о "чужих" детях и все, что ей удавалось добыть, доставалось ее сыну и лишь малые крохи моему отцу и дяде, тогда совсем еще малышам. И не сильно была озабочена сохранением верности своему мужу, моему деду. И, конечно, все это происходило на глазах мальчишек.

В итоге ребят воспитывали тетя, соседи, школа, армия.

война

дети войны

день победы

  Он вырос болезненно застенчивым, успешно потом борясь с этим, развивая силу воли, занимаясь спортом, делая успешную карьеру военного. Но увы, в нашей семье было не принято открыто выражать чувства, радоваться успехам с чувством, нежно обнимать, делиться сокровенным, это считалось слабостью и отвергалось. Не думаю, что он был счастлив. Отголоски всего этого, конечно, есть и в наших с братом семьях.

Всю жизнь отец не любил и не вспоминал о том периоде своей жизни.Настолько не любил, что я не знаю ни имен, ни истории своей семьи. В моем детстве на все расспросы либо отмалчивался, либо говорил то немногое о чем я сейчас пишу. В моем подростковом возрасте, конечно, это стало неактуальным, в юности тоже. Только сейчас я стала все чаще себя упрекать в том. что не расспросила настойчивей, не узнала хотя бы отчество и годы жизни деда. И теперь и не спросишь, папы не стало 11 лет назад.

Вы скажете. при чем здесь война? Если бы не война - дети росли бы с отцом, если бы не война - они бы не голодали, увидели тепло и ласку. Наверное все равно все было бы чуточку по другому. Но история не знает сослагательного наклонения. Случилось так, как случилось. А я только сейчас, став совсем взрослой стала это понимать. Прости меня папа.

Не дай Бог нам всем снова это пережить. С Днем Победы друзья! Мирного неба над головой и тепла в семье!

Фото из сети интернет. не нашей семьи. У нас они увы не сохранились. Ни одной.

Комментарии (8)

Ольга, спасибо! Так пронзительно Вы написали...

Спасибо, Галина! Очень стала много размышлять на эту тему, видимо пришло время когда "собирают камни"...

Да, и когда выходят из шаблонов.

верно!!!

.

Любовь 08.05.2017

Оленька. читала, и просто расплакалась... Так хорошо написали. Сказать просто не знаю что... все понимаю, все чувствую, дедушка обо всем дал понять, но ничего не мог расказать... слишком это за пределом... Будем помнить и будем любить!

Да, Люба, это так.. именно за пределами, какое правильное выражение..Спасибо. И помним и любим..

Любовь 09.05.2017