Помандер: от прошлого до настоящего

Помандер: от прошлого до настоящего | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Cлово pomander (душистый шарик) — происходит от французского pomme d'ambre — амбровое яблоко, lit.«ball of amber» — амбровый шар. Изначально так называли душистые шарики, пропитанные пряностями в смеси с ароматическими веществами вроде амбры, мускуса. Помандер является своеобразным ароматерапевтическим лекарственным изделием, изготовленным из различных типов восков, эфиров, трав, специй и натурального мускуса.

«Помандером» также называют специально сконструированные, богато украшенные, перфорированные или ажурные контейнеры для ношения этих ароматных липких шариков. Их носили на поясе или на руках, как тип ювелирных изделий  в качестве «аксессуаров красоты» — включая духи, или как «лекарственный» амулет, который, как считалось, предотвращал болезни (например, чуму, которая в те времена была настоящим бедствием).

Контейнер мог быть сделан из золота или серебра и в конечном итоге эволюционировал в форму орехов, черепов, сердец, книг и даже кораблей. Помандеры украшали драгоценными камнями и эмалями. Помандеры маленьких размеров присоединялись цепочкой к перстню и держались в руке. Ещё меньшие версии служили бусинами четок.

помандер

ювелирные изделия

аксессуары красоты

ароматерапия

Помандер мог быть также шитой сумкой, содержащей ароматные травы.

История.

Помандеры впервые упоминаются в середине 13 века. Они использовались в позднем средневековье и ренессансе, вплоть до 17-го века. Их носили на шейной цепочке или поясе, подвешивали в каретах и комнатах.

Средневековые помандеры были сначала сделаны как религиозные сувениры.

Ренессанс.
Археологический журнал от 1874 года описывает  формулу 1587 года изготовления помандер, которая была также опубликована Фредериком Мэдденом в его книге истории 1831 года:

Бензойную смолу, каламит, лабданум и сторакс измельчали ​​в порошок, растворяли в розовой воде и помещали в кастрюлю на огонь. Свареная смесь затем удалялась с огня, вкачивалась в яблочную форму и покрывалась порошкообразной смесью корицы, сладких шлифовальных кругов и гвоздики.  После этого готовили смесь из трех компонентов: амбры, оленьего и циветного мускуса. Сначала растворялась амбра, а олений и циветный мускус примешивали позже. «Яблочный» шар прокатывался через мускусную смесь для смешивания этих ингредиентов, а затем замешивался, чтобы объединить и сформовать снова в форму яблока.

Понсет-бокс (Pouncet box).

В конце 1500-х годов появилась маленькая коробочка, которая, сохранив традиционные черты помандера, была предназначена для хранения жидких духов, смешанных с порошком и впитанных в губку или кусок хлопка. Этому способствовали высшие классы, которые ценили деликатность жидких духов. Его название связано с тем фактом, что коробка была «наброшена» или проколота, чтобы выпустить запах.

Во времена королевы Виктории.

Помандеры приняли различные формы, в том числе маленьких продолговатых пенальчиков или флаконов разных форм. Их часто носили, прикрепив на цепочки к шатленам.

В наши дни.

Это прежде всего традиционное рождественское украшение, производится путем шиповки апельсина или других фруктов с целыми сушеными гвоздиками и высушенное, после чего он может храниться несколько лет. Этот современный помандер выполняет функции парфюмирования и освежения воздуха, а также содержания шкафов с одеждой и бельём в свежести, с приятным запахом и без моли.

Примеры помандеров разных времён:

Комментарии (68)

Мой словарный запас пополнился новым словом "помандер" :) Очень красивые штукенции, особенно понравились с цветной эмалью - даже стало жаль, что они давно вышли из моды! :)

Ну если снова начать выливать нечистоты на улицы - то снова войдут в моду изящные штучки с ароматным наполнителем))))

Известно, что они "вошли в моду" в Азии, и пришли в Европу именно оттуда. Ничего не слышала о выливаниях нечистот на улицы в восточных странах{#} Напротив - культура чистоты в тамошних местах широко известна. Вместе с тем, ароматы на Востоке были популярны ничуть не меньше, чем на Западе, и также пришли оттуда.

А ароматерапия и сейчас нашла своё применение, немного видоизменившись. Такая роскошь, конечно, сейчас не распространена, серебряные и золотые флакончики превратились в скромные керамические, которые носят на шнурках на шее. А пахучие бальзамы (типа "золотой звёздочки") упакованы в аптечные и промышленные баночки, ну и тд и тп{#}

Елена MosSoap 07.05.2017

в средневековье в Европе с гигиеной было совсем плохо,они почти не мылись, церковь не разрешала. и да, нечистоты на улицах и испражнялись где попало, включая углы бальных залов. поэтому актуальны были все приходящие идеи, которые хоть как-то влияли на нейтрализацию этих "ароматов". Помандер - чудесное слово! А я тоже всегда думала, что это коробочки для вшей, а тут вон оно как)))

Простите, но вы пишите ерунду о том, что в Европе не мылись.

Извините, но "ерунду" пишет вовсе не Елена MosSoap.{#} Вы хотя бы погуглите тему "гигиена средневековой Европы" - будете потрясены! Исторический журнал "Дилетант" рассказывает множество интересных фактов на эту тему:

К примеру, королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей.

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще.

Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона.

Ну и так далее.

А вы погулите информацию об этом на немецком, английском или французском языке. И узнаете мноно интересного. А то, что вы пишите взято из одного источника в рускоязычном гугле.

Что касается мытья. Как пример приводятся монахи, которые от излишка «святости» не мылись годами, вельможа, который тоже от религиозности не мылся, чуть не умер и его отмыли слуги. Изабелла Кастильская , которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года.
Но опять-таки выводы делаются странные – отсутствие гигиены объявляется нормой. То, что речь во всех примерах о людях, которые дали обет не мыться, то есть видели в этом какой-то подвиг, подвижничество, не принимается во внимание. Искусство мытья принесли в центральную Европу римляне, римская империя заанимала большую часть Европы, и этот обычай не был утерян- европейцы мылись.А если почитать историю ванн, а еще лучше – сходить в соответствующий музей, то можно поразиться разнообразию форм, размеров, материалов, из которых делали ванны, а также способов подогрева воды.

Туалеты в средневековых замках тоже были. Эти комнаты назывались гардеробные и

Они представляли наклонный желоб для выброса испражнений либо заметно выступали из стен, благодаря чему выделения выбрасывались за стенами замка в ров, не касаясь каменной кладки. Увидеть подобные «туалеты» можно на старинных гравюрах: на внешних стенах имеются небольшие пристройки, представляющие отхожие места с отверстиями, а не сторожевые стрелковые башенки, как может показаться. Подобные «ласточкины гнезда» можно заметить в различных замках.

Елена MosSoap 07.05.2017

{#} это общеизвестный культурологический факт. Начиная с раннего средневековья в среде монахов был принят аскетизм, отказ от жизненных удовольствий, куда и включалось и созерцание своего тела во время мытья, ибо вводит в искушение. Зачастую накладывался пожизненный запрет на погружение в воду своего тела. Оттуда пошло распространение в народ. все это вылилось в европейскую эпидемию чумы, которая подкосила больше половины населения. Чумную палочку переносили крысы, которые жили стадами на улицах, т.к. они были завалены помоями. порой даже короли по городу не могли проехать, ждали, пока им дорогу расчистят)) Так что рядом с этми колоритными дамами и кавалерами на картинах в реальности стоять мы бы не стали без противогаза. Ну и вши, вши, вши. Ловить на себе прыгающих вшей и складывать их в коробочку (инкрустированную алмазами {#}) было очень распространённым и увлекательным занятием.

Согласна с тем, что со средневековами вельможами рядом стоять было сложно, они пахли и пахли сильно-духами. Так они заглушали запах пота. Одежда, которую они носили стиралась редко, Одежду изготовленную из сукна и бархата и других натуральных и тяжелых тканей нельзя было стирать, ее только чистили и проветривали. В те годы даже зажиточный человек имел небольшой выбор одежды, поэтому подолгу приходилось носить одно платье и со временем натуральные материалы вбирали запах пота, именно от него и спасались духами. А стоять с сильно надушенным человеком рядом очень сложно. А вам не знаком запах пота летом в переполненном транспорте при условии того, что современная парфюмерия предлагает большой выбор дезодорантов.

Да, блохи и вши были настоящим бичом Европы. Этому способствовало большое количество домашних животных (у кого есть собака, тот хорошо знает – как ее не береги, блохи все равно заведутся), сложная многослойная одежда, которую чаще чистили, чем стирали, да и просто несовершенство средств борьбы с паразитами. Единственный реально действенный способ был – волосы обрить, а белье прокипятить. Но насколько долгий эффект это давало? Даже в наши высокоцивилизованные времена, стоит одному ребенку в садике обзавестись вошками, как проверяют абсолютно всех, потому как эти насекомые имеют милую особенность перескакивать на всех живых существ, находящихся поблизости.

Вот что я думаю об этом... да, конечно, сейчас это распространённое видение ситуации. По поводу Рококо - есть масса статей и документов, подтверждающих Вашу точку зрения, что касается средневековья, нам сейчас трудно судить. Скептикам, утверждающим, что в средние века люди не мылись вообще, стоит напомнить, что с тех времён сохранилось немало гравюр со сценами омовения.

Показать все