Исчезнувший жемчуг новгородчины

Моя небольшая публикация  про Новгородский торг вызвала ваше одобрение, это придало мне сил и вдохновения, и, как обещала, развиваю эту тему дальше. Мы вспомнили о том, что новгородские купцы открыли Россию для Запада. Благодаря торговле развивалось бесчисленное количество ремесел. Для того, чтобы жить в достатке в таком богатом городе мастера без устали работали и совершенствовали свой труд. Жемчужный промысел — один из самых старинных на Руси, процветал на северо-западе России.

Да-да, не удивляйтесь! Русским жемчугом жила немалая часть местных жителей — старателей-добытчиков, ювелиров и швей.

Ну а жемчужное шитье достоверно известно с Х века, хотя, по-видимому, появилось значительно раньше. Жемчуг очень почитался на Руси. Еще в византийских летописях упоминается, что князь Святослав носил золотую серьгу с двумя жемчужинами, а у Ивана Калиты был пояс, украшенный жемчугами. 

В начале XVI столетия новгородцы ездили за  жемчугами в Азов и Кафу (Феодосия), для правильной покупки в торговой книге были такие правила: «А купите жемчуг все белой, чистой; а желтого никак не купите, на Руси его никто не купит». 

Но добыча сказочного сырья развивалась и в северных реках. Новгородский жемчуг был особенно ценен. Зерна его источали волшебный блеск, были поразительно красивы и благородны. Лучший жемчуг называли «скатным», то есть круглым, катящимся. Он часто упоминается в старинных русских былинах и сказках. Так Илья Муромец, чтоб умилостивить злого царя Калину, подносит ему чистое серебро, красное золото и скатный жемчуг.

Добыча жемчуга была обставлена ритуалом: сначала искатель шёл к местному священнику для покаяния и отпущения грехов. Промышлять следовало с хорошим и радостным настроем, не допускать при этом ссор и брани. 
Только помывшись в бане и надев чистые одежды, можно было начинать работу. Вот такой ритуал чистоты!

Промыслом жемчуга занимались исключительно мужчины. Температура воды в быстрых северных реках очень холодная, поэтому нырять за раковинами никто не отваживался. Но как сквозь рябь и блики на поверхности воды разглядеть лежащую на дне небольшую ракушку? Для этого старатели использовали оригинальное, хотя и незамысловатое приспособление — «водогляд». Он представлял собой полую берестяную трубу,  которая опускалась одним концом в воду сквозь отверстие в плоту,   а к другому концу добытчик плотно прижимался лицом, разглядывая дно реки.

ярмарка

Жемчуг, вынутый из раковин, твердеет не сразу. И чтобы при затвердении он не попортился, его подвергали так называемому «замариванию». В старинных книгах  о ловле жемчуга   в XVIII веке пишут: «Промышленники, увидя зерно, от мяса его отрывают и кладут себе в рот, в коем держат часа два и сие называется «замариванием» После этого жемчуг в мокрой тряпке держат за пазухой, пока он окончательно не затвердеет». 

В новгородских музеях тоже рассказывают, что жемчуг клали за щеку и перекатывали языком, чтобы жемчужина стала гладкой и податливой. Потом её катали по столу, придавая более-менее правильную форму, так и получался ровный скатный жемчуг. Для вышивания жемчужин, пока не затвердела, протыкали тонкой иглой.

Крупные жемчужины считались зёрнами, а мелкие — весом.

Есть данные, что по добыче речного жемчуга Россия многие столетия стояла на первом месте. Достаточно сказать, что герб карельского города Кемь, включает жемчужный венок на голубом (водяном) поле. А вывоз русского жемчуга за границу в 1860 году оценивался в 182 тыс. рублей. По тем временам — огромные деньги (около миллиарда в нынешних ценах).

До начала XVIII века монополия на добычу и продажу жемчуга принадлежала всемогущей церкви. Сан священнослужителя можно было определить по количеству жемчуга, украшавшего его одежды — чем выше он в церковной иерархии, тем больше жемчуга. 

новгородские ремесла

Но в 1721 году Петром I был издан указ, по которому весь добытый жемчуг должен был сдаваться в государственную казну. Не все у Петра получилось, но на добычу жемчуга это, конечно, повлияло.

В архивах указывается не меньше 20 рек, в которых добывали жемчуг в петровское время. К сожалению, сейчас в них жемчужниц уже давно нет. Возможно, что именно в петровский период новгородским популяциям жемчужницы был нанесен наибольший урон — ведь жемчуг приказали собирать и сдавать государству. Сначала из рек извлекли всё, что только можно было извлечь, а позже стала портиться их среда обитания, и популяция не восстановилась.

Но продолжим о жемчужном ремесле. После старателей материал поступал к мастерам. И тут начиналось волшебное преображение привычных предметов и вещей.

Российский жемчуг красовался в царских коронах, на дорогих окладах икон, платьях и кокошниках, свадебных венцах. Он шёл в изобилии на изготовление ювелирных украшений. Ожерелья, серьги, кольца — всё было из местного сырья. Жемчуг из местных рек отличался серебристо-белым или голубоватым отливом.

Если жемчуг тускнел, в деревнях знали, как вернуть ему блеск. Его спарывали и отдавали курам, потом  промывали и пришивали на прежнее место.

Фотографий и картинок с изображениями изделий, украшенных русским жемчугом, конечно, вы много раз видели в интернете и подобных статьях. Я же хочу привлечь внимание именно к новгородской тематике.

На фреске древнейшего Софийского собора в нашем городе Пророк Соломон изображен в митре, украшенной жемчугом.

новгородский торг

Жемчугом унизывали оклады икон и другую церковную утварь. 

жемчуг

Икона из Грановитой палаты г. Великий Новгород.

жемчужный промысел

Митры, украшенные золотом и жемчугами, вставленные в Грановитой палате Новгорода.

А теперь немного о самом  процессе украшения.

Жемчужное низание — от слова «низать», то есть собирать несколько жемчужин или бисеринок на проволоку либо нитку Жемчуг предварительно разбирали по величине и подбирали необходимые размеры согласно узорам, затем просверливали дырочки и нанизывали на нить или тонкую проволочку, так получалась жемчужная нить. Её накладывали на настил и после каждой жемчужины закрепляли стежками. Таким образом, достигалась прочность вышитого узора и создавались узоры на ткани. Низали разными способами: есть низанье прямое или вкось, в три пряди, в виде сетки, решётки, клетками или в шахматы, в одну или несколько нитей, фонариками, и так далее.

новгородский жемчуг

Роль жемчуга была очень велика. Праздничные женские одежды передавались по наследству, это был капитал — не столько денежный, сколько социальный — богато украшенные одежды показывали трудолюбие семьи, ее бережливость и приверженность традициям. Один исследователь, прибывший в 1843 году из Германии в Нижегородскую губернию, был потрясён украшениями русских женщин — даже самые бедные рыбачки носили на шее по  нескольку ниток природного жемчуга. Представительницы  высших сословий (купчихи, например) на торжества являлись совершенно унизанные перлами. От такой пышности чужестранцы теряли дар речи. 

цветочные акценты

В женском головном уборе могло быть до 16 кг жемчуга.

русский жемчуг

Сегодня русский жемчуг можно увидеть только в музеях. Приезжайте к нам в Великий Новгород и обязательно посетите выставку сокровищ в Грановитой палате. И там, возможно, как тот иностранец, вы потеряете дар речи от великолепия и богатства, созданного руками неизвестных русских мастеров.  

Комментарии (87)
image image image image image image image image image image image image image image

Красиво, Интересно, Оригинально.Спасибо!

Tania Dav(DragonPorter) 16.07.2017

Читала не отрываясь... {#}

Мария Фролова 13.06.2017

Спасибо большое за статью. Очень познавательная. И очень жалко, что жемчужниц не осталось. Интересно, а что еще у нас на севере из ресурсов уничтожили бесследно, что мы даже и не увидели?

Караван-сарай 05.06.2017

Спасибо за интереснейшую публикацию и замечательный подбор иллюстраций! Понравился "водогляд", прям прадедушка батискафа image

Валентина 29.05.2017

Интересно, спасибо большое!

очень богатая фактами и интересными фото публикация, автору просто невероятно огромное спасибо! обожаю жемчуг, узнала о нем столько нового и в свете истории, хотя казалось, что и так знаю немало. Забрала в избранное.

Гульназ (gulnaz_g) 11.05.2017

Огромное спасибо! Я как раз в последнее время увлеклась историческими украшениями. Вашу публикацию читала взахлеб. {#} Благодарю!))

Елена 10.05.2017

Как безумно интересно! Спасибо Вам за публикацию!
Интересно, а "замаривание" жемчуга во рту имеет ли отношение к идиоме "заморить червячка"?

Елена, обязательно посмотрю)) спасибо за отзыв

Спасибо. Очень интересно.

Tori Jewelery 09.05.2017

спасибо за интересную публикацию!!!!{#}

Анна 09.05.2017

Спасибо огромное за статью, прочитала с удовольствием и интересом. Пишите, пожалуйста, еще.

Спасибо за такую познавательную статью.

Никакие вышивальные техники никаких времен рядом не стояли с нашими золотным и жемчужным шитьем! Это не просто великолепие, а наикропотливейший труд, начиная с приготовления сырья и матерьялов до самих техник шитья и низания. Как не от мира сего были те, кто занимался этим, язык не поворачивается назвать это чудо-рукотворение "ремеслом". Откуда брался такой тонкий вкус и чутьё соразмерности и еще масса прикладываемых к этому действу умений и прочих качеств?.. Без сомнения, свыше давалось..._

да, Маргарита, очень точно вы подметлили, мне часто, при просмотре старинных фотографий приходит мысль - какой же вкус у мастериц был при отсутствии справочников, а часто и вообще без всякого образования. Без цветовых кругов и схем они каким-то чудом создавали гармоничные по цвету и содержанию работы.

Спасибо, так интересно!{#}

Спасибо, Ольга! Очень интересно и красиво!

Сердечно благодарю за публикацию.! Очень интересная !!!Недавно вспоминала о нашем речном жемчуге !!!

Нина Miller (nina-m) 08.05.2017

Интересно! Вас, Ольга, очень полезно почитать) Пишите еще!

Позабавило, что жемчуг с помощью кур чистили) Неужели это так?) ( Интересно можно ли ювелирку почистить с помощью кота))))))))

Жаль, что теперь нет жемчуга в русских реках....

izolda.listova 08.05.2017

Спасибо за столь интересный рассказ.

Rozali 08.05.2017
Благодарна Вам за этот великолепный пост! С удовольствием посмотрела на эти роскошные работы неизвестных рукодельниц. В принципе, тогда почти каждая женщина была рукодельницей. Спасибо за красоту!

Спасибо за интересный,познавательный пост!!!{#}{#}{#}

К сожалению, жемчуг в принципе недолговечен. И во многих музеях при реставрации наш речной старый жемчуг давно заменен на культивированный импортный. Не зря до наших дней не дошла ни одна известная жемчужина древности.
очень интересная и познавательная статья! Поразило в каких количествах добывали жемчуг. И еще головной убор весом 16кг, только для настоящих русских женщин.
Ольга 08.05.2017

Удивительно интересные факты. Спасибо за рассказ, пронизанный любовью к своему краю. Я прикоснулась к прошлому, традициям русского народа и очарована смекалкой и умениями предков.

Наталья 06.05.2017

Спасибо большое за полезную статью.Узнала много нового для себя))){#}

Спасибо, очень интересно! Незнакомые странички российской истории рукоделия и творчества. Как же богата наша земля и людьми и запасами недров.

Это очень интересно. Спасибо!

Людмила (vintagg) 06.05.2017

Спасибо))Очень красиво))

Илона 06.05.2017

Спасибо за бесценную статью - всё собрано в одном месте: от и до. Очень люблю жемчуг! Многого не знала (первичная обработка). Хотя, в принципе, и новгородцы, да и все славяне славились сметливостью)) Главный уход за жемчугом - его регулярно носить. А как вот в музеях с этим)) он же тускнеет... Спасибо и за публикацию о новгородских ярмарках! Всегда гордость охватывает за наш город!

Волшебной красоты работы и незаурядное мастерство!! Спасибо за публикацию!!

Спасибо за публикацию! Очень познавательно и интересно. Жаль, что промысел жемчуга на Руси пришел в упадок. Даже и не знала, что его добывали в таком кличестве. И преполняет гордость, что вся эта красота сделана нашими мастерами и из нашего же жемчуга!

Интереснейшая публикация!

Огромное спасибо!{#}

Спасибо за интересный и познавательный рассказ! Очень люблю жемчуг)

Очень интересная статья! Большое спасибо за такую полезную публикацию!

Как выяснилось, я совершенно была "не в теме", но сколько нового и интересного узнала только что! Огромное спасибо!

Очень интересно и познавательно, хорошо написано. Прочитала на одном дыхании. Пишите еще - у Вас это получается. Теперь понимаю, почему он так дорого ценился - такой трудоемкий процесс! Жаль, что мы не ценим своих богатств!

Margarita 05.05.2017

Неужели в наше время в российских пресноводных реках моллюски жемчуженицы исчезли? Почему нельзя заняться культивацией жемчуга? Почему китайцы делают это с успехом и при этом умудряются селекционировать новые виды моллюсков, а мы нет? Ничего не исчезло. Дело в элементарном наплевательстве и лени!{#}

Спасибо за интересную статью. Особенно удивило приспособление с трубой, раньше о таком никогда не слышала.

Это сколько труда, времени и терпения нужно было, чтоб такую красоту вышивать!

Уютный чердак 04.05.2017

Спасибо! Очень интересно и познавательно!{#}

Спасибо внимательным читателям, хотелось раскрыть темы, которые всем были бы интересны и выложить факты, в свое время поразившие меня саму.

Очень нравятся северные жемчужные украшения! Спасибо за интересную и информативную статью!

У Вас исключительно интересные публикации, спасибо! Очень жаль что Россия не имеет теперь своего жемчуга, это огромная потеря. Очень удивило, что жемчуг был мягким и затвердевал со временем.

Спасибо за статью! Узнала кое-что новое!{#}

Очень познавательная статья. Спасибо автору {#}

Olga Stegura 04.05.2017

Поеду этим летом в Новгород - очень люблю этот город! Потрясающая у него история, можно вечность изучать! Огромное спасибо за статью, очень интересно! С нетерпением жду еще {#}

Очень интересная публикация! Спасибо большое! 16 кг на голове - впечатлило!

Виола 05.05.2017

Да, я тоже сразу подумала - пуд жемчуга на голову, это ж какую накаченную шею надо иметь... Есть женщины в русских селениях)))

Статья замечательная! Большое спасибо))

Лора 04.05.2017
Красота!!!

Опять очень интересно!!! Спасибо, Ольга!

Красивые наряды и головные уборы!

Спасибо!!!{#}

Ольга, огромное спасибо за статью, это настоящий урок истории. Очень интересно написано, читается на одном дыхании. Не останавливайтесь! Обязательно пишите еще!

Спасибо Юлия, после таких отзывов - обязательно продолжу, в голове еще много идей и информации, которой хочется поделиться

zolotce52 (zolotce52) 04.05.2017

Я уже потеряла дар речи!{#} И не столько от роскошнейших головных уборов в жемчугах, сколько от интереснейшей публикации!{#} Многих фактов я даже и не знала! большое спасибо!!!

С удовольствием и удивлением прочитала Вашу интересную публикацию. Благодарю за тему.

Присела за компьютер глянуть одним глазком, по диагонали, с середины вернулась, захотелось прочитать все внимательно. Много нового узнала, спасибо большое!!!

Ольга, сколько нового и интересного мы узнали! Спасибо вам огромное!{#}

светлана 04.05.2017

Спасибо большое, Ольга! Очень интересно, и жемчуг я тоже люблю! Пишите ещё!!! Какие фотки замечательные , красотищщща!

Очень интересная статья, спасибо! Много нового узнала, вызывает уважение трудолюбие простых людей, создавших необыкновенные наряды и украшения , расшитые северным жемчугом.

Замечательная статья! Спасибо большое!{#}

Спасибо за публикацию, прочитала с большим удовольствием. История - это всегда интересно, а если это история промыслов и искусства в России - то вдвойне.

С интересом буду ждать новых публикаций.

Спасибо, прекрасная статья!

Остается только сожалеть об утраченном и надеяться, что хотя бы в ближайшее время истребят не все природные богатства . Что-то я сегодня настроена несколько пессимистически.

Ирина, может быть Вам в утешение - есть попытки возрождения этой культуры моллюсков, а в северных реках они до сих обитают. А мы будем стараться делать новую красоту. Вон какая у вас вышивка шикарная, вы как раз и сохраняете культурное наследие))

На мой взгляд сохранением культурного наследия занимается практически вся Ярмарка Мастеров! А еще преумножением)))

А возрождение - это замечательно. Жалко только, что слишком часто "что имеем, не храним, потерявши плачем". Будем надеяться, что и наши дети-внуки будут разумными в отношении к природе и друг другу.

Grandvintage 04.05.2017

Огромное спасибо!!! Читала как детектив!!

Интереснейшая публикация!{#}Натуральный жемчуг ничто не заменит! Он прекрасен...и всегда в моде.

Статья интереснейшая!!! Спасибо большое,Ольга!!!! Сразу видно,как автор внимательно относится к каждому слову,к каждому фото! Очень приятно читать такие публикации!
Fairy Elvi Creations 04.05.2017

Очень интересно! Благодарю за публикацию! И приглашение посетить Великий Новгород! {#}

С удовольствием прочитала! очень интересно! спасибо!

Glamourvintage 04.05.2017

Спасибо, с большим удовольствием прочитала, очень информативно; особенности добычи и "первичной обработки" жемчуга удивили природной находчивостью и сметкой новгородцев) - интересно {#}).

Русский Город Мастеров - Новгород! - Единственный грод на Руси, где власть установливалась не княжеским мечом и где основа процветения были не княжеский грабеж, разбой и насилие, но предпримчивость и свободный!!! труд, свободного!! человека - отсюда и результат... печально, что так не долго...

Отдельное Благодарю! за возможность увидеть роскошные экспонаты Новгородского музея. Спасибо!!

Спасибо за публикацию!

Новгород - это один из моих любимых городов, а тут как будто еще раз пробежалась. Отдельное спасибо за фреску, 12 век - моя слабость.

Скрипка Лада 04.05.2017

Интересная информация! Особенно всегда интересовало как сверлили крохотные жемчужены.

Замечательно! А то недавно на блошке меня отчитали, что речного жемчуга не бывает...

?? обалдеть, ну в любом случае китайский - в миллионколичествах, Русский, да, пропал, но в северных реках, говорят еще есть

Спасибо большое!Очень-очень интересно.{#}

Очень понравилась статья-особенно фотографии интересные.Даже и не думала, что у нас на новгородчине такая штука была...хотелось бы еще что-нибудь прочитать...пишите еще!!!

Юлия спасибо, обязательно продолжу)) сама увлечена историей всего, что делается руками и рада, что нахожу здесь поддержку. Ждите продолжения, надеюсь заинтриговала)))

ЮС-Бижу 04.05.2017

Интересно, информативно, красиво, спасибо.

Одна из тех публикаций, которые читаешь взахлеб: интересные исторические факты, грамотное изложение, и все это дополнено фотографиями по теме.

Ольга, я очень благодарна Вам за Ваши труды в подготовке публикации и внимательное отношение к своим читателям. Спасибо!

Ксения, а я благодарна за внимание таким прекрасным читателям, действительно, публикации пишу не очень быстро, по 100 раз выверяю и переделываю, вижу, что не зря. Спасибо вам.

Jelena ( Уютная) 04.05.2017

Спасибо, мне было очень интересно читать. Вы хорошо подаете информацию и нет перегрузки картинками. Все грамматноimage

Елена, спасибо, что отозвались и заметили. Действительно, не люблю публикации-комиксы, картинки дело хорошее. но интернет-то он - общий, жду от чужих статей хоть какой-то информации или анализа, или отношения автора.

Спасибо большое за интересную публикацию!

Спасибо за статью, было интересно читать. Нам бы как китайцам вообновить разведение жемчужниц.

Спасибо за интересную публикацию, очень люблю жемчуг и наши северные украшения и шитье с ним. До чего же гармоничны и красивы уборы и одежды с жемчугом! Только тяжеловаты )))

Большое спасибо за публикацию! Очень интересно и познавательно!