Удивительные картины Елены Киселевой.

елена кисилева

Елена Киселёва родилась в Воронеже, в семье педагога и математика Андрея Петровича Киселёва, который преподавал в Воронежском институте народного образования. Это его учебники математики установили рекорд долговечности, оставаясь свыше 60 лет самыми стабильными учебниками в школе XX века, и это они определили уровень математической подготовки нескольких поколений в нашей стране. Его жена, Мария Эдуардовна, помимо воспитания троих детей, занималась благотворительностью, совместно с мужем открыла в собственной усадьбе Отрадное школу для крестьянских детей, которая после революции была превращена в детский дом.
Первые частные уроки рисования Елена Киселёва получила у Михаила Пономарёва, известного воронежского фотографа и художника. Затем обучалась в Воронежской рисовальной школе под руководством художника Льва Соловьёва, по окончанию которой поступила в Мариинскую женскую гимназию. Закончив гимназию с золотой медалью, Киселёва продолжила обучение на Бестужевских курсах в Санкт-Петербурге, на математическом факультете.
Но в 1898 году, после перенесённого тифа, Киселёва осознала, что её больше привлекает творчество и поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств. Двумя годами позже она уже училась в Академии, в мастерской Ильи Репина и была одной из его любимых учениц. В 1903 году Репин поручил Елене и и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорам к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга.
За свою дипломную картину "Невесты. Троицын день" Елена Киселёва первой из женщин-выпускниц Академии получила возможность продолжить учёбу в Париже.

Первый раз Елена Андреевна вышла замуж в 1905 году ещё будучи студенткой, за красавца-мужчину Н.А. Черного-Перевертанного, сына председателя Воронежского суда. Брак оказался неудачным и продолжался всего три года.

Для картины "Ревность" позировали сестра художницы Мария с мужем Дмитрием Комиссаровым.

картины киселевой

Ревность, 1907. Собрание Олега Арюхина, Санкт-Петербург

В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет "Дома", где Киселёва изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А.И. Куинджи. На стенах мастерской висят, возможно, её собственные работы.

история жизни киселевой

Санди (Портрет художника Александра Стюарта-Хилла), 1910

художник елена киселева

Художница с зелёной вазой. Автопортрет, 1910

Следующая картина написана в родительском имении Плясово-Юрасово под Воронежем. Позировала Виктория Федяевская, близкая знакомая семьи Киселёвых.

В 1911 году художница вернулась в Россию. Лучшим периодом в творчестве Елены Киселёвой стали 1910-е годы. Художнице сопутствовал неизменных успех на многочисленных выставках, о ней много писала пресса, она пользовалась уважением и поддержкой со стороны Ильи Репина, часто бывала в усадьбе своего учителя в финском Куоккале. Критики были благосклонны, отмечая в творчестве художницы соединение классической школы и постимпрессионизма. Картины покупали охотно. Известно, что несколько полотен приобрел для собственной коллекции Максим Горький.

На дачах в Куоккале Елена Киселева встречала много интересных людей.

В Европе Киселёва училась в знаменитой Академии Эжена Каррьера и Академии Рудольфа Жюлиана, участвовала в международных выставках в Мюнхене и Риме. Живя и работая в Европе, Елена Киселева принимала активное участие в выставках: она демонстрировала свои работы в экспозициях Нового общества и Союза русских художников.

публикация

Розовый зонтик, 1910

Художница Елена Киселёва не раз подчёркивала, что ей очень нравится писать портреты красивых женщин и что для нее живописные задачи важнее психологизма.

В 1917 году Елена Киселёва переехала в Одессу. Здесь она встретила Антона Билимовича, с которым познакомилась еще в 1914 году во Франции. Профессор механики, позже ректор Новороссийского университета, Антон Билимович стал постоянным спутником жизни художницы. В мае 1917 года у них родился сын Арсений.

В январе 1920 года Антон Билимович, Елена Киселёва и их маленький 2-х летний сын Арсений эмигрировали в Королевство сербов, хорватов и словенцев и поселились в Белграде, где профессор Билимович получил работу в университете. Жизнь семьи была обеспеченной, был свой дом, думать о куске хлеба Елене Андреевне не приходилось. Но вот творчества в ее жизни стало меньше, о чём она постоянно сожалела.
На картине изображен Арсений Антонович Билимович (1918-1944), его судьба оказалась трагичной.

картины вдохновение

Портрет сына, 1925

Елена Киселёва постепенно отошла от художественной деятельности и полностью посвятила себя семье. В начале 30-х Киселёва ещё приняла участие в нескольких групповых выставках русских живописцев-эмигрантов. Но она так и не влилась в художественное сообщество Сербии.

В своих воспоминаниях Елена Киселева писала: "Мой муж был слишком большим учёным, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Всё было на мне. У нас много людей бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой".

Окончательную точку в своём творчестве Елена Киселёва поставила после кончины сына. Находясь на оккупированной немцами территории, Арсений вместе с женой в 1942 году попал в концлагерь. Два года спустя, после их возвращения в 1944 году, Арсений тяжело заболел и вскоре скончался.
В 1970 году Елена Андреевна похоронила своего мужа, Антона Билимовича, и оставшиеся годы провела в одиночестве, дав обет молчания и много времени посвящая цветам и любимому саду. Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.

С уважением, Светлана Акулова.

Комментарии
Комментариев пока нет