Cписок чувств,которые мы испытываем.
Почему и зачем?
Конечно и безусловно - наследие гештальт-подхода.
Приходя в терапию, лично у меня был свой и очень маленький словарь чувств.
Всего с десяток, возможно, еще меньше.
И так иногда это было сложно и долго - вспоминать, пытаться ощутить и примерять, сличить и выбрать нужное.
Почему?
Просто потому, что мы даже слова эти слышим редко -
отвращение, вина, боль, презрение, нежность,
не говоря об умении прикладывать слово к чувству, с нами глубоко происходящему.
И это... такая себе азбука для меня. И уже давно, для моих клиентов и участников мастер-классов и тренингов.
Почему?
Моя метафора:
Это сказать ребенку - какого цвета этот кубик?
А в арсенале ребенка есть всего 6 базовых: черный, синий, красный, желтый, зеленый, белый.
А предлагаемый кубик, например, коричневый.
И вроде мы надеемся, что либо он когда-то где-то слышал такой цвет,
что кто-то другой, кроме нас, рассказал ему что существует коричневый,
что возможно он как-то догадается...
Не знаю, может это и не правильный подход, и я слишком облегчаю работу.
Но лично у меня - работает.
Мужчины и женщины любого возраста с вниманием и интересом изучают слова,
как правило, обнаруживая, что все эти "Слова" с ними происходят.
И вырабатывают свою стратегию, стратегию обучения чувствам.
Например, с одной девушкой, которая была сильно диссоциирована,
именно этот список дал большой толчок в первоначальной работе.
Она буквально не знала, как к нему подступиться, и когда речь заходила о чуствах,
начинала читать все слова подряд, ища то, которое облегчит ее состояние.
Кто-то читает, пока что-то где-то не зашевелится от "слова" в списке.
Кто-то произносит, смакуя, пропуская через себя, ощущая где это хранится и как может выглядеть именно у него.
Припоминая ситуации или истории с тем или иным чувством-словом.
Нет, не сразу слова могут стать чувствами. Но этот процесс неизменно происходит. У каждого со своей скоростью и глубиной.
Итак, всегда, ценно видеть эти встречи человека, слова и чувства.
Иногда это реальная Встреча. Встреча с самим собой. Вполне себе осязаемая и удивительная.
Как будто глухой учится слышать, или кто-то с плохим зрением вдруг одевает очки и наконец Видит,
ярко и четко то, что так долго было смазанным и размытым.
Конечно, строчка выше относится ко всему процессу терапии.
Но я сейчас именно о словах.
Словах-чувствах. Словах, которые становятся чувствами.
О том, как клиент становится больше и трезвее на каждое слово-чувство в ходе работы.
Как присваивает самого себя и свою реальность.
Зачем?
Когда мы приходим в школу, нам дают букварь. И только после мы учимся бегло читать и писать. Шаг за шагом.
На мой взгляд, это один из первых шагов в терапии.
Опора, Азбука, которая останется у клиента ,вне зависимости от того,что будет происходить дальше.
( Е.Новикова)