Обновление пароля

 >  >  >  > Семен Щедрин — родоначальник русской пейзажной живописи

Семен Щедрин — родоначальник русской пейзажной живописи

Виды творчества:   Живопись и рисование
Живопись и рисование > Живопись

17 апреля (1745 года 270 лет назад) родился Семен Щедрин — русский живописец, художник-пейзажист, родоначальник русской пейзажной живописи.

публикация в журнале

Отец его был солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. В 1759 он устроил старшего сына в только что открытую Академию художеств. Через пять лет он отдал в Академию и второго сына, Феодосия, ставшего впоследствии выдающимся скульптором, а его сын Сильвестор Феодосьевич Щедрин — замечательный художник. 

Семен Щедрин обучался сначала гравированию, а затем орнаментальной скульптуре. С 1765 года он учился «ландшафтному художеству» и так преуспел, что уже через два года (1767) получает за «программу» (дипломную работу) вторую золотую медаль и право на заграничную командировку. Это было первое официальное признание «ландшафтного художества». До того, пейзажу в молодой Академии художеств не уделяли серьезного внимания: не было не только специального класса, но и преподавателя. Ландшафтной живописи учили «заодно» с прочими, причем в качестве образца брали модный тогда условно идиллический пейзаж. Подобные картины и эстампы можно было видеть в собрании Академии художеств. На них обычно изображалась равнина с горами и живописными руинами, с ручьем и перекинутым через него мостиком.

Для оживления пейзажа, придания ему «естественности» и создания особой идиллии на нем обязательно изображали мирно пасущиеся стада с пастухом. Большую роль в таком пейзаже играли эффекты освещения, чаще всего заката солнца.

акулова светлана

Щедрин был одним из семи выпускников Академии 1767 года, получивших медали и заграничные командировки. Всех их отправили в Париж. В Париже они представились послу князю Голицыну и знаменитому энциклопедисту, теоретику и критику искусства Дидро, которому Академия поручила руководство пенсионерами. Оба отнеслись к молодым художникам тепло и внимательно и подыскали им соответствующих руководителей. Семен Щедрин попал к славившемуся батальными и ландшафтными картинами художнику Казанове. Обучение у Казановы, в доме которого Щедрин и поселился, было прямым продолжением и завершением его занятий в Академии.

Большое значение в формировании художественных воззрений и вкусов Щедрина сыграла передовая эстетика Дидро, пропагандировавшего идеи реализма — отображение в искусстве повседневной действительности.

семен щедрин

история семена щедрина

Вернувшись в 1776 году в Петербург, Щедрин стал руководить классом ландшафтной живописи в Академии Художеств и, кроме того, при "Кабинете Её Величества" Екатерины II он писал виды пригородных дворцов и парков.
  С 1780-х Семен Щедрин занимался еще и реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в АХ. Расцвет его творчества приходился на 1790-е. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге.

Педагогическая деятельность Федора Семеновича была длительна и плодотворна. Вскоре по возвращении из-за границы в Петербург Щедрин был назначен руководителем пейзажного класса в Академии художеств, возможно, тогда же выделенного в самостоятельный. В 1787 году Щедрин стал инспектором живописных классов, а в 1798 — адъюнкт-ректором. В следующем году под его «распоряжением» организован граверный пейзажный класс для исполнения в гравюре видов дворцовых парков. Отсюда вышел ряд превосходных граверов и литографов: Галактионов, братья Ческие, Ухтомский. Созданная Щедриным система пейзажа стала общепризнанной в Академии и от нее исходили в начале творчества многие пейзажисты первой половины XIX века.

день рождения щедрина

Благодаря Щедрину пейзажная живопись обратилась к изображению своей русской действительностью. Это был тот исходный пункт с которого действительно началась самостоятельная жизнь русской пейзажной живописи.

Умер Семен Федорович Щедрин 13 сентября 1804 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище, позже прах перенесен на Лазаревское кладбище (в Некрополь Х века).

 С уважением, Акулова Светлана.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email