Поговорим о маслах и жирах в мыловарении

  • Рубрика: Занимательные истории
  • Виды творчества: Мыловарение
Поговорим о маслах и жирах в мыловарении | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Выбор масел для создания очередного мыла — процесс увлекательный, творческий и требующий определенных знаний. Каждое масло уникально по своему составу и способно обеспечить готовому продукту определенные свойства. Комбинируя различные жиры, можно добиться удивительных результатов.

Классификация жиров для мыловарения.

В первую очередь жиры, используемые в мыловарении, можно разделить на две основные группы — животные и растительные.

Животные жиры используются несколько реже, чем растительные. Это может быть связано как со сложностью получения качественного материала, так и с этическими взглядами мыловара или его клиентов. При этом животные жиры придают мылу мягкость и устойчивую пену.

К животным жирам, пригодным для варки мыла, можно отнести:

  • смалец (придает мылу твердость, стабильную кремовую пену, не раздражает кожу);
  • овечий жир (не сушит кожу, придает мылу кремовую пенку);
  • говяжий жир (используется для получения очень твердого, белоснежного мыла, придает устойчивую, но невысокую кремовую пену, увлажняет кожу);
  • жир эму (не сушит кожу, придает мылу стабильную, нежную кремообразную пенку);
  • норковый жир (гипоаллергенный, придает мылу нежную пенку кремовой структуры).

Основная способность животных жиров — это обеспечение белого цвета для мыла и стабильной, очень нежной и устойчивой пены, благодаря которой его рекомендуют для детской и чувствительной кожи.

Растительные масла, использующиеся для варки мыла с нуля, добываются, как не трудно догадаться, из растительного сырья, к которому можно отнести:

  • семена растений, называемых масличными (это подсолнухи, соя, рапс, лен, кунжут, горчица, хлопчатник, конопля, мак, расторопша, черный тмин, горчица);
  • плоды масличных растений (например, маслины и оливки);
  • отходы переработки растительного сырья, содержащие масла (семена тыквы, дыни, арбузов, томатов, косточки абрикосов, вишни, винограда, пихта, облепиха, зародыши пшеницы, риса или кукурузы);
  • орехи (сюда можно отнести практически все виды орехов: грецкий, фундук, кокос, фисташки, макадамия, кедр, бразильский, миндаль, пекан и так далее).

Соответственно, масла принято разделять на два вида: из семян или из мякоти плодов. Но чаще всего встречается классификация по консистенции:

  • жидкие масла (оливковое, рапсовое, льняное, подсолнечное и так далее);
  • твердые масла, или баттеры (кокосовое, пальмовое, масло какао и так далее).

И те, и другие одинаково активно используются в мыловарении, придавая конечному продукту необходимые свойства. Для этого баттеры, как правило, предварительно растапливают, а затем уже смешивают с жидкими маслами.

Жирнокислотный состав масел.

Растительные масла состоят из триглицеридов жирных кислот и различных дополнительных веществ:

  • фосфолипидов;
  • свободных жирных кислот;
  • восков;
  • стеролов;
  • красящих веществ и так далее.

Наиболее интересными, с точки зрения мыловаров, являются именно жирные кислоты, так как они определяют физико-химические свойства масла.

Все жирные кислоты разделяют на два типа — насыщенные и ненасыщенные. Если не углубляться в дебри химии, можно сказать что первые кислоты придают маслам стабильность и долгий срок годности, а вторые — наоборот, укорачивают его.

Поэтому масла, богатые ненасыщенными кислотами довольно редко используются в мыловарении, ведь такое мыло тоже быстро портится. Чтобы продлить «жизнь» этим маслам и все таки добавить их в мыло для улучшения его ухаживающих свойств, используют витамин Е или СО2 экстракт розмарина, которые являются мощными натуральными антиоксидантами.

Зато очень активно масла с большим содержанием ненасыщенных жирных кислот используют в приготовлении ухаживающих кремов, сывороток или масок, которым они придают лечебные, ухаживающие, омолаживающие свойства, раскрывая свои способности в полной мере и отдавая максимум пользы.

Помимо жирных кислот в составе масел есть еще так называемая неомыляемая фракция. К ней относятся все те «полезности», которые предполагаются в маслах — витамины, фитостеролы и прочие. Они влияют на ощущения от использования мыла, а также придают маслу различные полезные свойства:

  • восстанавливающие;
  • антиоксидантные;
  • смягчающие;
  • увлажняющие и так далее.

Важно учитывать, что обнаружить все эти вещества можно только в нерафинированных маслах, так как при очистке (рафинации) состав масел существенно обедняется, а его неомыляемая фракция частично или полностью удаляется.

Однако, именно в мыловарении от масел требуются совсем другие функции. Они определяют способность мыла пениться и вид пенки, а также компенсируют агрессивность щелочи, не давая ей пересушивать кожу.

Свойства масел, используемых в мыловарении.

Описать абсолютно все масла и жиры, используемые в мыловарении невозможно, ввиду их большого количества. Однако, можно поближе познакомиться с самыми распространенными из них.

Базовые масла, которые используются практически в каждом рецепте домашнего мыла, придают ему твердость, обильную пену и очищающие свойства, особенно эффективные в уходе за жирной и комбинированной кожей. К ним относятся:

v  кокосовое (обладает также отбеливающим эффектом);

v  пальмовое;

v  пальмоядровое;

v  бабассу.

Ухаживающие свойства мыла обеспечиваются свободными маслами — пережиром. Проконтролировать, какие именно масла уйдут в эту категорию проще при варке мыла горячим способом, так как их добавляют уже после основной реакции. Здесь могут использоваться и те масла, в которых много ненасыщенных жирных кислот, компенсируя небольшой срок годности добавлением витамина Е или экстракта розмарина. Эти масла придают мылу мягкость, способность смягчать и кондиционировать кожу:

v  облепиховое;

v  какао (придает мылу сливочную текстуру и вкуснейший аромат шоколада);

v  миндальное;

v  виноградное;

v  льняное;

v  ши (карите).

Обильную пену придают мылу масла, богатые миристиновой, лауриновой, рицинолевой кислотами. К ним можно отнести:

v  кокосовое;

v  касторовое;

v  бабассу;

v  масло сливовых косточек;

v  масло пальмы мурумуру;

v  масло киви.

Важно помнить, что основная задача мыла — это очищение кожи и удаление с ее поверхности различных загрязнений. С этой функцией мыло справляется великолепно. Конечно, в некоторой степени оно может и ухаживать за кожей, но лучше все таки доверить это специализированным средствам — кремам, маскам, сывороткам.

Комментарии (3)
Спасибо за статью, люди сначала смотрят на мыло, потом нюхают, не задумываясь над тем, что запах не самое главное в мыле, главное масла в составе и ухаживающие свойства.

Согласна с заключением. Мыло - оно и есть мыло, требовать от него свойств крема или еще чего-то - не логично. Главное, чтобы не вредило и не слишком сушило. Спасибо за статью :-)

Спасибо за статью! Очень познавательно и интересно!