За последние несколько дней на Ярмарке Мастеров было выложено несколько публикаций, посвященных творчеству Мариано Фортуни. Это неслучайно, ведь совсем недавно в Эрмитаже закрылась выставка с его тканями и нарядами. Я не буду писать про биографию, историю его творческих поисков и рассказывать про знаменитую плиссировку. Всю эту информацию легко найти в интернете, на нашей любимом Ярмарке в том числе.
Как человеку, имеющему отношение к созданию текстиля, мне было интересным узнать "подноготную" процесса превращения простого отреза ткани в шедевр. Хочу поделиться своими наблюдениями с вами. Кураторы отлично поработали, выставка получилась логичная, достаточно полная и, главное, с эскизами и пробниками!
Фото с телефона, прошу прощения за качество.
Выставка открывается с первых поисков художника и вещей, его вдохновлявших. В начале пути художник обращался к коптским тканям. Копты — христианские египтяне, ткачество которых удивительно тонко. С них начинаются все учебники по истории шпалер :) Приятным сюрпризом оказалось то, что были выставлены образцы эрмитажного коптского текстиля. Я считала, что в России копты есть только в ГМИИ. Оказывается, у нас тоже есть, только мы никому не покажем никогда и ни за что, пусть пылятся в запасниках.
Тканая нашивка. Размер примерно 12х12 см, размер внутреннего квадрата с птичкой примерно 6 см!
Эскиз Фортуни. Я бы назвала его свободной копией. Орнамент переработан, но все же очень близок к оригинальным коптским вещам. Эскиз даже имитирует ткачество, хотя на самом деле это набойка.
Освоив традицию, художник создает свои орнаменты. Интересно то, как он работает с орнаментом. Разрабатывает отдельные элементы, а дальше приклеивает их на выкройку туники в том порядке, какой его устраивает. Готовая туника не та, что на эскизе, зато видно, что элементы не используются единожды, они трансформируются и кочуют из изделия в изделие. Дальше мы увидим эту особенность в полном масштабе (еще раз спасибо устроителям выставки).
Тут набойка по крепированному шелку. Цвет почти ровный, идеальные попадания в стыки раппорта. Крой туники простейший - прямоугольник, сшитый по бокам и дырка для головы. Сейчас такие делают направо и налево, а раньше это было революцией.
Попозже художник решает обратиться к истории своей страны — Италии. Кураторы добавили к экспозиции итальянскую и испанскую майолику эпохи Возрождения, мы отчетливо видим, "откуда ноги растут" у орнаментов Фортуни.
Фортуни использует ткань с невысоким ворсом, поэтому получается эффектная фактурная поверхность. Набойка прижимает ворс, а краска слипает ворсинки в мелкие чешуйки. Чешуйки переливаются от света, а бархат остается мягким и матовым. Смотрится роскошно. В такой технике, казалось бы, невозможно сделать тонкий четкий рисунок, но мы увидим, как Фортуни вышел из положения.
Немного фото разных платьев
Бирочка на отрезе ткани. Я не поняла, фирменная она или таким образом ткани продавались после. Подобные мелочи спускают шедевры на землю. Вот вам ткань, вот ее метраж и состав — пожалуйста, покупайте. Кстати, это не бархат, а хлопок. Набойка сделана так качественно, что было сложно понять, какой цвет набивали, а какой служил фоном. Оказалось, что золото по синему. Светлое набить на темное сложно, так как краска жухнет, темнит, ее нужно наносить толстым слоем. А здесь ткань дышит, видны переплетения нитей. Сейчас уже так не делают. даже на производствах.
В центре зала стояли самые известные работы Фортуни — платья с плиссировкой. С точки зрения изготовления ткани и пошива здесь все понятно. Непонятно только, КАК они сделали плиссировку на шелке, которая держится уже столетие :)
Позади витрины стоит вдохновение художника - древнегреческая скульптура. Разница в посыле. Греки в одежде уподоблялись архитектуре, стройным рядам колонн. Фортуни же делает складку мельчайшей, использует струящуюся ткань. И вместо массивной прямой колонны мы видим женственность, плавность и нежность.
Душу можно продать за обработку края. Тоненькая обметка с бусинками. Очень деликатно и ненавязчиво.
В самое сердце меня поразили работы ниже.
Рисунок на бумаге сзади — то, что набито на ткани.
Я сначала не понимала, как это сделано, почему такой мелкий рисунок. Набойка ли это или срезанный ворс бархата. Все оказалось очень просто — запечатывается не рисунок, а фон! Чешуйки ворса теперь не создают орнамента, а обволакивают его. Оказалось, что в большом пространстве они имеют свою фактуру, которая добавляет игривости в ткань. В случае, когда краской набивается сам орнамент, такой эффект малозаметен.
Автор достиг совершенства в технике, добился тончайших линий и красивых переходом набойки из орнамента в фон и наоборот. Мне это напомнила эволюцию древнегреческой вазописи, где от простых орнаментов, темного силуэта на красной керамике, художники перешли к прорисовке деталей внутри красного силуэта на темном фоне.
Фортуни занимался не только набойкой, но и созданием тканого орнамента. Так делали итальянцы в 16-17 веке.
Италия, орнамент из бархата. По всей видимости кое-где подстриженный под корень для придания объема рисунку.
Фортуни. Золоченая нить проходит через весь уток в определенных местах, выходя на поверхность в виде петелек. Ткать бархат — задача не для слабонервных, а плюс еще вовремя нити золоченые на поверхность вытягивать...Ух!
Кусочек ткани целиком.
Следующая ткань не бархатная. Зато нам дают подсмотреть весь процесс от создания эскиза до готовой ткани.
Организаторы выставки целую стену выделили на то, чтобы показать, как один и тот же орнамент может смотреться по-разному. Приглядитесь.
Фрагмент поближе. Орнамент соткан.
Кусочек зеленой подушки также с похожим орнаментом.
Здесь тот же орнамент набит поверх бархата. Видно, как кончается кайма и начинается набойка. Органично смотрится.
А если совсем приглядеться, то можно увидеть почти такой же орнамент несколько фото ранее, где я писала про бархат итальянцев. Вот так перетекают и трансформируются мотивы. Если не вглядываться и не анализировать, никогда не скажешь, что все ткани одними и теми же штампами набиты, просто в разных комбинациях. Мастерство!
Кстати о штампах. Их тоже выставили, правда совсем чуть-чуть. Зато компенсировали пробниками этих штампов. Сколько можно получить эффектов, используя лишь один штамп! Пробники набиты на тонком вощеном хлопке, которую художник использует в качестве бумаги, и на шелке.
Также были выставлены фото барышень-современниц Фортуни в платьях его фабрики, фото мастерской, чертежи станков. По монитору транслировался современный показ нарядов, созданных по эскизам и технологиям Фортуни. Обширная интереснейшая выставка. Потрясающий художник с отменным вкусом и превосходным чувством гармонии. Особенно важно, что он не изобретал велосипед, а черпал вдохновение в своих корнях, в традиции.
При копировании публикации прошу указывать авторство и ссылку на источник.
Спасибо, что прочли до конца и написали отзыв о публикации :)