Збручский каменный идол.
ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ - является, пожалуй, наиболее интересным из дошедших до нас изваяний славянских божеств. Это каменный идол, найденный у села Гусятин, ныне Тернопольская область, Украина, в реке Збруч (приток Днестра) в 1848 году. Идол представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Дата создания идола — приблизительно X век.
Прежде всего бросается в глаза трехярусность изваяния, отражающая трехярусность мира в представлении славян. Нижний ярус отображет мир Нави, то есть души предков, поддерживающие средний ярус - мир людей (мир Яви), а выше - гораздо крупнее первых двух изображен мир богов или мир Прави. Верхняя часть идола оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой, под шапкой расположены четыре лица - двух женщин и двух мужчин в длинной подпоясанной одежде. Одна женщина изображена с рогом, вторая — с кольцом. Мужчины соответственно изображены один — с конём и мечом, второй — с солярным знаком на одежде, кругом с шестью лучами внутри него.
Средний ярус схож с верхним, однако его фигуры значительно мельче. Фигуры также разделяются по полу — под женскими фигурами верхнего ряда также изображены женские, под мужскими — мужские. Одежды людей также длинные, но без пояса. Фигуры изображены с расставленными руками, как бы образуя хоровод. На грани нижнего яруса, противопоставленной пустой, изображён усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими руками средний ярус. На двух прилегающих гранях нижнего яруса эта же фигура показана сбоку, и обращена коленями к пустой грани. Таким образом, представляется возможным определить лицевую сторону всего идола.
Известный исследователь язычества древних славян академик Б.А. Рыбаков дал идолу такую трактовку - "Женская фигура с рогом - это Макошь, богиня плодородия, а фигура с кольцом — Лада, богиня весны, покровительница брака и любви. Мужская фигура с мечом и конём легче всего поддаётся определению, эти атрибуты свойственны Перуну, богу грозы и войны. Божество с солярным символом может быть определено либо как Хорс, бог солнца, либо как Дажьбог, бог плодородия и солнечного света. Скорее всего здесь изображён именно Дажьбог, для которого солярный знак был лишь опознавательным символом, из-за чего солнце изображено не в руках, а на одежде бога. Мужское божество, держащее на себе Землю может быть сопоставлено с Велесом (Волосом)." Существуют другие версии трактовки изображений идола, как например такая, что он принадлежит одному 4-хликому солнечному богу Световиду (ведь шапка-то одна на всех головах!) и 4 его лица - соотносятся с 4-мя важнейшими языческими праздниками славления солнца зимнее (день Коляды) и летнее (день Купала) солнцестояние и весеннее (день Ярилы) и осеннее (день Лады) равноденствия.