Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > Белорусский народный крест «Фигура»

Белорусский народный крест «Фигура»

Виды творчества:   Разные виды творчества

поклонный крест, женские рукоделия

Есть в полесском крае, в районах, примыкающих к Беларуси, такая традиция — ставить на обочинах дорог «фигуры». Так с давних времен там называли поклонные кресты. Кто бывал в тех краях, того не удивишь тем, что встретить такую «фигуру» можно и в селе, и в чистом поле и даже в глухом лесу — везде, где дорога вьется.

полесье, история рукоделия

рукоделия, старинные рушники

Удивительный и неповторимый вид у них. Крест ставился высокий, сторонами на восток-запад, в центре креста крепилась икона Спасителя, а по бокам — настоящие металлические предметы, или деревянные муляжи клещей, гвоздей, молотка, то есть орудия пыток Христовых.

ткачество, старинная вышивка

С обратной стороны креста крепиться икона Божией Матери. Вокруг «фигуры» устанавливается невысокий заборчик с калиткой. Но самое впечатляющее зрелище — украшение креста! Иконы обязательно украшаются вышитыми рушниками, цветами и множеством разноцветных лент, протянутых от креста к каждой штакетине заборчика. Зрелище неописуемой красоты!

 вышивка, ленты

Но самое удивительное — в древней традиции изготовления «фигуры». По рассказам бабушек, ровесниц века, ставили ее в XVIII-XIX веках всем «миром», то есть всем селом, и не было ни одного человека, от мала до велика, кто бы не принимал в этом участия. Начинали работу под вечер после окончания всех домашних дел. Собиралось село вместе со священником, и после молебна начиналось самое главное тайнодействие. Мужское население собиралось в одной хате, женское — в другой, а девичья стая со своими приятными хлопотами — в третьей. Девичья задача была самая незатейливая, им нужно было выбрать и отрезать каждой по цветной ленте, цветы изготовить, а главное — всю ночь, без умолку, петь, потому и собирались они в хате вдовы или старушки, которой это помешать не могло.

рушник, шишкин

Женская работа была самая рукодельная — нужно было «с нуля» соткать и вышить два рушника, потому женщины могли собираться небольшими группами в разных домах, каждая из которых выполняла свою часть работы. Мужская задача была самой трудоемкой — нужно было за светла срезать и подготовить дерево, а затем и крест сделать с заборчиком. На это выбирали самых искусных плотников и столяров. И все это нужно было изготовить за одну ночь! А с восходом солнца Крестным ходом шли все на место, где и устанавливали «фигуру».

столярное дело, история полесья

Старые люди рассказывали, что особой красотой и затейливостью вышитого узора тогда эти рушники не отличались — времени было совсем немного, потому узоры делали либо тканые, либо саму простую вышивку. Сейчас традиция ставить «фигуры» снова вернулась на полесье, и вид они имеют такой же нарядный — с лентами и рушниками, но традиция ее изготовления вряд ли где-нибудь сохранилась. 

плотник, украинское полесье

В материале использованы картины И. Шишкина, А. Морозюк.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email