Слёзы богини неба

Этот небесно-голубой камень уже множество столетий манит людей всей планеты. Он упоминается практически во всех мировых культурах, ему приписывают чудесные, порой пугающие свойства. Императоры дарили его своим возлюбленным, многие цари и короли всегда носили его при себе, веря, что он оберегает и защищает их. Сегодня мы поговорим о бирюзе – голубом минерале, который так любили древние персы, а за ними и весь остальной свет. Название камня произошло от персидского слова firuza, что означало «камень счастья». Минерал и его разновидности имеют и другие названия: каллаит, ацтекский камень, лазоревый шпат, небесный камень, египетская бирюза, камень войны, кальчихюитль. Но именно в персидской культуре впервые упоминается этот камень, так что именно персов считают первым народом, который познакомил остальной мир с этим камнем. На территории современного Ирана до сих пор расположены копи, в которых бирюзу высшего качества добывают уже более пяти тысяч лет.

Наверное, нет другого такого камня, который оброс таким количеством легенд, мифов и поверий. Например, в исламском мире существует легенда, что пророк Мухамед, принёсший миру Коран, вырезал все его положения на камне бирюзы, что пересекается с легендой о скрижалях Моисея, которые были сделаны из лазурита. Какого размера должен был быть этот камень, если в Коране содержится 114 сур (глав), можно только предполагать, но стоит отметить, что порой находят действительно большие камни бирюзы.

Сама бирюза обычно небесно-голубая, но встречаются и сероватые или зеленоватые образцы. С зеленоватым цветом камня связано одно любовное поверие, что этот минерал образуется из костей людей погибших из-за любви. Возможно, это связано с тем, что порой люди находят окаменевшие кости с зеленоватым или голубым оттенком, но это связано с тем, что такие кости долгое время находились в земле с высоким содержанием меди, которая при окислении приобретает зеленый цвет. Но, тем не менее, с бирюзой связано великое множество легенд о любви.

Например, у народов Кавказа и Древней Азии бирюза считалась и до сих пор считается обязательным элементом свадебного украшения невесты. Отсюда идёт поверие, что если бирюза в кольце подаренном невесте начинает тускнеть и терять свой цвет, суженная разлюбила своего избранника. Персидский поэт Саади так писал в 13 веке о бирюзе: «И блекнет бирюза влюбленных, когда проходит любовь».

Так как бирюза считалась камнем невест, ей стали приписывать свойство охранять любовь, беречь чувства суженных, помогать им пережить долгую разлуку. Персы дарили её своим избранницам, желая показать той своё искреннее и чистое отношение к женщине. В России и Германии долгое время существовал обычай скреплять брачный союз именно кольцами с бирюзой, так как люди были уверенны, что этот камень укрепляет брак, помогая любящим сердцам легче проходить семейные размолвки, находить компромисс и не ссориться по пустякам. К сожалению, этот обычай почти ушёл из наших жизней, и немецкие бюргеры тоже перестали дарить своим избранницам кольца с бирюзой, но на другом конце света - в США - этот обычай вновь возродился, и многие американцы, как наши предки, теперь скрепляют свою любовь именно этим камнем.

бирюза

Древние римляне приписывали бирюзу богине любви - Венере. Но какой народ первым объявил бирюзу камнем чистой любви, точно неизвестно.

Даже Наполеон Бонапарт не обошёл бирюзу своим вниманием: заказав своей возлюбленной Жозефинне в качестве свадебного подарка роскошную тиару из бриллиантов и нефрита, он приказал заменить нефритовые вставки именно на бирюзу. А последняя императрица Ирана – шахиня Фарах Пехвели в качестве свадебного подарка так же получила тиару с бирюзой, в центра которой был вставлен самый большой розовый алмаз в мире. 

легенды

Но небесному камню приписывают не только любовные свойства. Бирюза возведена в культ на крыше мира – в Тибете. Там её настолько ценят, что среди тибетского народа распространено очень много «бирюзовых» фамилий. Например, самая распространённая из таких имён рода на русский переводится, как «бирюзовая крыша». Тибетцы искренне полагают, что бирюза отводит несчастья от человека, помогает ему устроить свою жизнь. И действительно, обладатели «бирюзовых» фамилий в Тибете обычно оказываются из богатых и знатных родов.

Но не только тибетцы приписывают ей охраняющие свойства: «Всякое зло отступает от человека, если на нём бирюза», – говорили на Древнем Востоке. Владельцу камня не были страшны ни яды, ни отравления испорченной пищей. Бирюза способна защитить своего хозяина даже от удара молнии. Насколько этому утверждению можно верить, решать только Вам. Но хочу привести слова великого персидского мудреца и поэта, автора знаменитого рубайата – коротких философских стихов. В одном из своих произведений он приводит легенду о последнем сасанидском шахе Ездигерде Третьем: в один солнечный день отдыхал в прохладной тени дворцового сада в уютной беседке. На руке у него блистал крупный перстень с бирюзой, с которым он никогда не расставался. Вдруг раздался свист и удар. Неизвестно откуда в сад влетела стрела и вонзилась прямо в бирюзовый камень. Бирюза осталась невредима, только выскочила из оправы и упала на землю.

Существует поверие, что бирюза охраняет всадников от несчастий. Старая поговорка гласит, что тот, кто носит с собой бирюзу, никогда не упадёт с лошади. Возможно, она связана с арабскими наездниками, которые всегда считались одними из лучших в мире, как и их знаменитые арабские скакуны. Ведь со времён Персии, арабы чтут бирюзу, и практически каждый наездник в арабском мире носил при себе бирюзовый амулет. Думаю, с этим же фактом связано поверие, что фигурка лошади, вырезанная из бирюзы, помогает торговцам лошадьми вести свой бизнес успешно. А в Средней Азии бирюза была амулетом именно для лошадей. На этот случай существует старая поговорка: «Как солнце совершает свой быстрый бег по небесному своду, так стремителен бег лошади по земле, если уздечка ее украшена бирюзой».

мифы

Так же считают, что этот небесно-голубой минерал охраняет здоровье, или предупреждает о надвигающейся смерти. Например, русский царь Иван Грозный предвидел свою кончину благодаря бирюзе: в его руках она мгновенно тускнела. Сохранилось свидетельство английского путешественника Дж. Горсея, которому Иван Грозный говорил: «Посмотрите на бирюзу и возьмите ее в свои руки. Она по-прежнему ярка у вас в руках, но как тускнеет она, если положить ее мне на руку! Я заражен болезнью, и потому бирюза теряет свой цвет. Она предвещает мою смерть». Это свойство бирюзы даже подтверждается современной наукой. Дело в том, что камень имеет пористую структуру, и впитывает в себя влагу и жир, от чего теряет свой светло-небесный свет.

Древние ацтеки называли бирюзу «Слёзы богини неба». Этот камень считался подарком богов людям, поэтому её использовали только в особо важных ритуалах, и владели им лишь самые знатные из ацтеков. Бирюза была главным камнем при сопровождении погребальных церемоний вождей. В захоронениях ацтеков обнаружено почти 50 000 ритуальных украшений из бирюзы. Но особенно производят впечатление маски из черепов, инкрустированных этим минералом. Бирюза являлась символом земли, воды, надежды, здоровья и процветания. Североамериканские индейские племена считали бирюзу волшебным камнем и не обходились без него при совершении ритуалов и религиозных обрядов. 

В общем бирюза многие столетия ценится по всему миру, ей приписывают множество полезных свойств: от помощи в любви и делах, до изгнания демонов. Но даже если отринуть все легенды и мифы, которыми оброс этот камень, бирюза всё равно несёт в себе какую-то магическую загадку. А её светлый, голубой оттенок притягивает людей современного мира не меньше, чем древних персов или ацтеков. 

Комментарии (10)

А разве на первом фото не амазонит?

)))Во всяком случае, не бирюза) Структура камня совсем другая.

Бирюза НАТУРАЛЬНАЯ!

Это Бирюза!!!

Татьяна 11.10.2017

У Александра натуральные камни. Это монгольская бирюза, судя по фото.

https://shop.gabilo.com/ukrasheniya/ukrasheniya_s_biryuzoj/obrazec_biryuzy_mongoliya

Стоимость этого камушка - 25000 руб. на gabilo.com ( всё дорого, но натурально)

Татьяна 11.10.2017

И хотелось ещё сказать заодно об "Аризонской бирюзе", которой пестрит вся ярмарка. Это месторождение выкуплено и закрыто в 2012 году. В США бирюзу добывают в Неваде, например, но никак не в Аризоне.

Если Вы знаете, то цена бирюзы зависит от названия месторождения, где её добывают. Аризонская бирюза - дорогая, но её нет на рынке сейчас. Возможно встретить её в винтажных украшениях, привезённых из-за рубежа.

Ирина 25.02.2017

Спасибо, Саша!image Интересно как всегда.

Татьяна 25.02.2017

Актуально, спасибо! Как раз подбираю, что-то для дочки)

Лариса Ткачук 25.02.2017

Познавательно, спасибо!

Евгения 25.02.2017

Спасибо! Очень интересно!{#}