Путь к этой брошке начался очень давно...
...Однажды, сто лет назад, я впервые увидела фахверковые дома и влюбилась в них! Любовь была неосознанной, зато крепкой - вот уже сколько лет выдержала. Неосознанной потому, то совершенно ничего не знала об этом стиле, его возникновении, значении того или иного элемента... Просто смотрела и наслаждалась. Впитывала...
И наверное, для меня фахверковые дома стали символом уюта и традиции. И индивидуальности.
.................................................................................................................................................................................................................................................
Итак, с чего же начался фахверковый дом?
1. С простейшей столбчатой конструкции, где деревянные столбы закапывали в землю, а сверху на них вешали прогоны. На прогоны укладывали стропила и соломенную кровлю. Пол, как правило, был земляной или глиняный. Все - в полном соответствии с технологиями тех отдаленных времен. Заполнение каркасных стен делали из самана (глина, армированная соломой или камышом).
1. 2.
2. Потом столбы перестали закапывать в землю, так как они начинают скоро загнивать, и постройка приходит в негодность. Стойки каркаса начали ставить на уложенные в земле камни – по одному большому камню на каждую стойку. На смену бревнам пришли конструктивные элементы (стойки, балки..) прямоугольного сечения. А для лучшей устойчивости сооружения в конструкцию стен начали добавлять наклонные элементы – распорки и подкосы.
Самая старинная конструкция каркасного дома, относящаяся еще к эпохе Неолита, - столбчатая, "Стандерхаус".
На балки нижней обвязки ставили столбы во всю высоту дома. Со стороны фронтона столбы были тем выше, чем ближе они к вершине крыши. Вес крыши, таким образом, передавался непосредственно на все стойки внешних стен. Балки перекрытий врезалия в боковые стойки.
Такая конструкция неудобна тем, что в ней сложно разделять дом на комнаты и этажи, а также затруднительно строить на наклонных местностях.
Однако, самая серьезная проблема - строительство высоких многоуровневых домов, когда необходимо использование очень длинных стоек.
В Германии существуют исторические сооружения, построенные в XIV веке, одно из которых, датируемое 1347 годом — в Кведлинбурге. Кстати, этот дом был заселен до 1965 года! А сейчас в нем - музей.
.................................................................................................................................................................................................................................................
Понятно, что это очень существенный недостаток, делающий строительство сложным и трудоемким. И с ним справились на следующем этапе развития фахверкового строительства.
Теперь высотой под крышу были только боковые стойки и центральный, самый высокий столб, несущий на себе коньковый брус. Такая техника была наиболее распространена в XV-XVI веках.
Иллюстрацией этого этапа служит исторический памятник фахверковой архитектуры, так называемый "Фирстстандерхаус" 1571 года постройки (в 1614 году перестроен).
..................................................................................................................................................................................................................................................
На следующем этапе зодчие отказались и от чрезмерно высокого центрального столба. Этому способствовало появление балок верхней обвязки по всему периметру здания. Теперь стеновые стойки каркаса ограничены по высоте, на них лежит верхняя обвязка, на нее и опираются конструкции крыши.
Самые распространенные в средневековой Европе дома имели два этажа + чердачный полуэтаж, который нередко использовался как жилое помещение "kniestock". Высота всех стоек (реже - только угловых) в такой конструкции равнялась высоте двух этажей, то есть применяемые в строительстве вертикальные элементы каркаса, все же, были довольно длинными. Такая техника постройки Фахверкхаусов получила название: "метод длинных столбов".
..................................................................................................................................................................................................................................................
В процессе эволюции конструкции, мастерами, наряду с традиционными способами, использовались и различные технические приемы, кажущиеся им наиболее удобными и логичными. Эти методы совершенствовались, накладывала свой отпечаток как личность как самого зодчего, так и его заказчика. Отсюда, каждый фахверковый дом по своему красив и уникален, хотя концептуальные принципы фахверка остаются неизменными.
..................................................................................................................................................................................................................................................
...В средние века не было такого понятия, как многоквартирный жилой дом, зато был класс бюргеров с амбициями, состояние и общественное положение которых позволяло иметь им огромные многоэтажные жилища. И если влиятельные феодалы в те времена возводили себе каменные замки в своих владениях, то бюргеры строили солидные Фахверкхаусы в городах, достигавшие порой 5-7 уровней, включая чердачные этажи.
Но дело было не только в амбициях зажиточных горожан. Для строительства собственного жилья в городах выделялись очень маленькие земельные участки, и дома росли вверх. Сохранившиеся старинные немецкие города компактны и очень плотно застроены.
Так в XIV-XV веках появились т.н. "Готикхаусы", построенные старым столбчатым методом. И если в двухэтажных "Стандерхаусах" все стойки были высотой "под крышу", то в трехэтажной и выше конструкциях такое было невозможно. Здесь "под крышу" были только стойки боковых стен. Во всю стену врезались длинные горизонтальные и наклонные элементы.
Фронтонная стена, будучи самой высокой, делилась на секции по этажам. Секции второго и последующих этажей во фронтонной стене установлены на выступах, образованных за счет выдвинутых вперед балок межэтажных перекрытий. Самый верхний этаж и фронтон, чаще всего объединены в один блок и выполнены по принципу старого "Стандерхауса".
Конструктивные элементы было очень непросто заготавливать и подгонять из-за их громоздкости и неидеальной геометрии. Но самое сложное - все это смонтировать в целую строительную конструкцию. Неудивительно, что такая неудобная техника многоэтажного строительства долго не просуществовала.Таких домов осталось очень мало. Они представляют большую историческую и архитектурную ценность.
..................................................................................................................................................................................................................................................
Строительная техника, где этажи выступают вперед один над другим, для современного человека выглядит не очень привычно. Есть несколько мнений, объясняющих необходимость такого разделения этажей.
1. Посредством выступов зодчий стремился увеличить площадь каждого вышестоящего этажа. Это справедливо, хотя увеличение площади и незначительно (выступы редко достигают полуметра)
2. Фронтонная стена с большим количеством окон, имеющая наибольшую высоту по сравнению с боковыми, более всего подвержена воздействию осадков, а дерево - материал остро нуждающийся в защите от губительной влаги. Вот средневековые зодчие и стали использовать технику выступов, благодаря которой вода от дождя, попадая на фасад, стекала не с этажа на этаж и на фундамент, а непосредственно на землю. Боковые стены из-за плотного (в городах) прилегания друг к другу домов и, часто не имеющие окон, особой нужды в защите не испытывали и сооружались обычным способом. Стремление защитить фасад от чрезмерного намокания, постепенно получило творческое направление, а техника выступов стала использоваться для строительства всевозможных балконов и эркеров.
..................................................................................................................................................................................................................................................
Идея разделения высоких домов на блоки для упрощения строительства, плюс техника выступов, привели Фахверкхаус к последней стадии эволюции, где каждый этаж в отдельности становится самостоятельным, независимым блоком. Стойки в такой конструкции не превышают высоты одного этажа. Каждый этаж имеет как нижнюю, так и верхнюю обвязки, связанные с балками перекрытий, благодаря чему появляется возможность строить более высокие сооружения. Этот метод получил название "метод коротких столбов".
............................................................................................................................................................................................................................................
Однажды в интернете я нашла эту фотографию. Она показалось такой уютной, простой и домашней.
И так родилась идея брошки. Брошь "Фахверк. Уютный дом".
Рука сама нарисовала эскиз. Это, конечно, скорее чертеж, но мне же предстояло дом строить!
А так выглядел домик, когда я его "построила. Но он еще не обжит, на окнах нет цветов, вокруг нет соседей, деревьев, газона...
И вот последний этап - сажаю цветы около дома.
И когда все готово - приглашаю гостей!
Знакомьтесь:
Брошь "Фахверк. Уютный дом"
Полушерсть, мулине, фетр, чешский бисер, основа для броши (Япония)
6,3 см х 5,5 см
Использованы материалы, опубликованные на Первом русском специализированном сайте, посвященном фахверковой архитектуре, автор - Андрей Селин (fwHaus точка ру), а также из других открытых источников в интернете.