Обновление пароля

 > Журнал > Блоги > Персональные записи > Масленица

Масленица

20.02.2017 23:14     Просмотров: 108     Комментариев: 2     
Масленица | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Масленица
Масленица - один из древнейших и любимых общенародных праздников, восходящих к дохристианской эпохе и связанных с символикой весеннего равноденствия и начала пробуждения природы. В ней сплелись языческие и христианские смыслы и обрядовые действия, относящиеся к земледельческим, семейным, поминальным традициям.
К Масленице начинали готовиться заранее - хозяйки убирали дом, скребли полы, белили печи, а главное - старались припасти как можно больше молока, сливок, сметаны, коровьего масла, творога, яиц, муки для блинов и пирогов, покупали побольше сластей и орехов для детей, ведь это был праздник обильной, сытной и подчеркнуто избыточной пищи. Масленица издавна считалась "обжорой", и это объясняется тем, что до 1348 года на Руси Новый год отмечали 1 марта, поэтому масленичные гулянья фактически совпадали с весенним Новым годом и богатая еда имела еще и магическое значение - она должна была стать залогом сытой и безбедной жизни на весь следующий год.
Праздновали Масленицу всю неделю перед Великим постом, и для каждого дня этой веселой и разгульной недели было собственное название: понедельник - "встреча", вторник - "заигрыши", среда - "лакомка", четверг - "разгул", "перелом" или "широкий четверг", пятница - "тещины вечерки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "проводы", "прощеный день", "целовальник". 
В некоторых местах России устраивали пышную встречу Масленицы. Для этого парни изготавливали специальное чучело, которое символизировало праздник, водружали его на сани и ввозили в село. Следом за ними двигался целый санный поезд с празднично разодетыми девушками. Почетную гостью встречали причитаниями: "Душа ль ты моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, на блинах поваляться, сердцем потешиться! Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться..." Встречающие пели: "А мы Масленицу дожидали, в окошечку доглядали, в окошечку поглядали... Сыром, маслицем поливали".

Когда приветствия Масленице были пропеты, начиналось собственно масленичное гулянье, важной частью которого было катание с ледяных гор - не только развлечение, но и особое ритуальное действо. Начинали катание девушки, они скатывались с горы на донцах прялок - по длине пути, который проехала девушка, судили, как далеко от родного дома она выйдет замуж. Потом наступал черед замужних женщин: на обледенелых скамейках, санях и донцах прялок они скатывались с горы под смех и свист зрителей, при этом каждая из женщин старалась уехать как можно дальше, ведь это было специальное катание "на долгий лен" - чем длиннее пробег санок, тем длиннее, а значит, лучше будет лен в текущем году. После этого начинали кататься все желающие. Катальные горы были излюбленным местом знакомства парней с девушками. Парни приносили угощение - семечки, орешки, конфеты, присматривали себе невест. Девушки приходили на горы с блинами. При этом пели обрядовые масленичные песни: "Расскажи-ка Масленица, как блиночки пекла? Ой, блины мои, блины, блины масленые". Парни приглашали понравившихся девушек покататься на санках, усаживая их к себе на колени. Если спуск проходил удачно, парень имел право поцеловать девушку, если же сани опрокидывались в снег, он это право утрачивал. По деревенскому этикету парень не мог катать одну девушку больше трех раз. 
Катание с гор было любимым развлечением не только в деревнях, но и в городах, где на время Масленицы строились специальные горы, в темное время суток освещавшиеся смоляными бочками, плошками с жиром и фонарями. В Москве такие горы возводили на льду рек - Москвы и Неглинной, от Воскресенских до Троицких ворот Кремля. А в Петербурге - на Неве, между Зимним дворцом и Петропавловской крепостью. Во время Масленицы предполагался своеобразный кодекс "правильного" масленичного поведения, который свято выполнялся всеми членами общины и служил залогом их социальной полноценности - в веселую масленичную жизнь включалось все общество, выполняя общие обряды и магические действия, оно ощущало себя единым целым. Только больные, убогие и немощные оставались за пределами масленичного разгула. В кодекс достойного масленичного поведения включалось хождение в гости друг к другу, одаривание родственников подарками и поглощение большого количества жирной, масленой пищи, обязательной частью которой были блины. "Блин брюху не порча", - приговаривали пирующие за праздничным столом. 

Блины как важнейшее ритуальное блюдо сопровождали русского человека с момента его рождения до смерти, их подавали на всех значимых трапезах - на крестинах, свадьбах, годовых и семейных праздниках и непременно на похоронах и поминках, так как они служили поминальной пищей, предназначенной для душ предков. Ставить опару для блинов на Масленицу доверяли самым опытным и уважаемым в семье стряпухам. Первый блин был предназначен для угощения умерших предков - его смазывали маслом или медом и клали на божницу, слуховое окно или крышу или бросали через голову. При этом говорили: "Честные наши родители, вот для вашей души блинок!" 
Блины нельзя было резать - это повторяло известную поминальную практику ломать хлеб и блины руками, поскольку души умерших питаются исходящим от них паром. Иногда первый испеченный блин вручали мальчику, который ездил с ним по огороду на ухвате или кочерге и прогонял зиму специальной закличкой: "Прощай, зима сопливая, приходи, лета красивая. Соху, борону - и пахать пойду". Блины в народной традиции имели двойственный смысл: с одной стороны, они были связаны с солнечной символикой и источником жизни, с другой - соотносились со сферой смерти. Таким образом, празднование Масленицы вбирало в себя древний обычай поминовения и кормления предков на "пограничьях" времени, совпадавших с четырьмя поворотными точками годового солнечного круга. 
Масленица была праздником молодых супружеских пар, в это время происходило "гостевание молодых" в доме тестя и тещи с угощением молодого зятя блинами до отвала. Поэтому о плотно поевшем человеке говорили: "Как у тещи на блинах побывал". Все пары, недавно вступившие в брак, съезжались на гулянье в одно большое село, где в последние четыре дня "широкой", или "разгульной", Масленицы происходили "смотры молодоженов" - им устраивали шуточные, но порой весьма суровые испытания: катающихся молодых вываливали из саней, таскали по снегу, запихивали снег за шиворот, натирали снегом лица, катали на бороне, заставляли прилюдно целоваться. Со стороны общества это было не просто развлечением, но и формой признания новой семейной пары, включением ее в общину на правах взрослых, полноправных членов.

В народной традиции взрослыми, полноценными людьми считались только те, кто создал свою семью, - не вступившие в брак так и оставались в глазах общества "незрелыми", "неполными" людьми, даже дожив до преклонного возраста. Благополучие общины напрямую было связано с пополнением ее новыми членами, и общественная мораль была немилосердна к тем, кто уклонялся от выполнения семейного долга. Поэтому одновременно со смотрами молодых на Масленицу подвергали символическому наказанию ту часть молодежи, которая по возрасту была готова к браку, но по каким-то причинам не вступила в него. У восточных славян такой формой наказания была колодка - толстое бревно, которое замужние женщины привязывали к ноге или одежде холостяка, - это служило порицанием тех, кто не женился в текущий сезон. Колодку парень вынужден был таскать весь день. Чтобы не волочить колодку, он мог откупиться - на собранные таким образом деньги женщины устраивали себе угощение.

Важной особенностью масленичного периода было подчеркнутое обилие движения, сменявшее зимнюю малоподвижность и апатию. Катания с гор, поездки молодежи вдоль села на лошадях и санных поездах, качание на качелях, вождение хороводов, хождение в гости, ярмарочные съезды, кулачные бои, в которых принимала участие вся мужская часть села, взятие и разрушение "снежных городков"... Вся эта шумная, фривольная, энергичная жизнь должна была воздействовать и на природу, еще скованную зимним сном, - разбудить ее, подвигнуть к плодоношению. Мужчины на Масленицу дрались на кулачках не из одного только удовольствия, но чтобы получить более сильный урожай будущим летом. В Нижегородской губернии на драку выходили даже женщины, чтобы лен родился. Магическое воздействие на будущий урожай и приплод должны были обеспечить громкое пение, массовые гулянья, вождение как можно более длинных хороводов из конца в конец села (чтобы лен был хорошим), бег наперегонки, качание на качелях девушек с парнями и другие ритуальные действия.

В Прощеное воскресенье происходили проводы Масленицы. Из множества саней составляли специальный масленичный поезд. В начале поезда везли чучело Масленицы. Шествие, сопровождаемое ряжеными, медленно продвигалось по селу, разыгрывая смешные сценки и веселя зрителей. Объехав все село, поезд с Масленицей отправлялся к сооруженному на возвышенном месте или на берегу реки огромному костру. В его изготовлении участвовали все жители села, приносившие старые, рваные, ветхие, ненужные вещи - рассохшиеся кадушки, развалившиеся сани и прочий хлам, солому. Костер поджигали, и в огне вместе со старьем и чучелом Масленицы сгорала зима. Масленичный костер символизировал очищение от старого, ветхого времени и всего, что отслужило свой век и подлежало уничтожению, а также от всего зла и грехов, которые накопились за долгую зиму. 

Приход весны, как и смена других сезонов, в народной традиции связывался не столько с конкретными датами христианского календаря, сколько с природными явлениями и сезонными событиями - таянием снега, разрушением санного пути, капелью, прилетом птиц, выходом из земли гадов и насекомых, появлением первой зелени и вообще - с увеличением количества света и тепла. 

Зимнее состояние природы, воспринимаемое как сон, весной сменяется пробуждением, обновлением, освобождением земли, природы и человека от зимних оков. Весенние праздники отчасти сохранили систему обрядов с тех времен, когда новый год начинался 1 марта и наступление весны означало не только начало нового сезона, но и границу между старым и новым временным и земледельческим циклом. 

(По книге Е. Левкиевской "Русские праздники")

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз