Обновление пароля

 >  >  >  > Витражи Москвы

Витражи Москвы

20.02.2017 16:23     Просмотров: 717     Комментариев: 0     
Витражи Москвы | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Возникновение витража стало событием в мире декоративно-прикладного искусства. Со временем менялись технологии стекольного производства, методы сборки, но неизменными оставались особые свойства витража, его способность преображать и оживлять окружающее пространство. Витраж, соединивший в своей основе архитектурное и изобразительное начала, может существовать лишь в контексте архитектурной среды. Свет, преломляясь в цветном стекле, создает иллюзию нового яркого пространства. Многие века назад витраж преобразил окружающую действительность в глазах современников, стал для них гранью двух миров, сквозь которую божественный свет проникает на землю. Появившись как органичная часть храмовой архитектуры и затем постепенно проникнув в архитектуру светскую, витраж сохранил основы культовой религиозной эстетики.

мозаика

Необычна история происхождения витража. Его появление было обусловлено узкими архитектурно-эстетическими задачами: в готическом храме витражное остекление решило проблему огромных оконных пролетов, став при этом основой для религиозного художественного повествования. Архитектура готических храмов превознесла витраж и подчинилась ему. Именно готика сделала стекольное ремесло искусством, положив в его основу неразрывную взаимосвязь света и стекла.

Где и когда впервые была использована техника стеклянной мозаики, сказать трудно. Известно, что цветное стекло использовалось в декоративных целях еще в Древнем Египте. Древние римляне украшали пластинами из выдувного стекла окна зданий. Но появление прототипов современного витража неразрывно связано с распространением христианства и строительством храмов.

 

До сих пор нет единого мнения относительно того, какой из сохранившихся до наших дней фрагментов витража считать старейшим. Сохранились два фрагмента, датируемых второй половиной IX в. Первый из них, с изображением головы святого, представляет собой часть витража Лоршского монастыря. Сейчас эта реликвия хранится в музее Дармштадта. Второй фрагмент из французского аббатства Вассенбург многие исследователи относят к более раннему времени. На нем изображена голова Христа. Рисунок выполнен коричневой эмалью и, скорее всего, был дописан в более позднее время. Самые старые из сохранившихся витражей Европы находятся в Германии. Они украшают оконные проемы Аугсбургского собора (XI в.) и по сей день являются восхитительной составляющей архитектурного ансамбля.

Со временем, по мере совершенствования техники окраски и обработки стекла, совершенствуется и художественная роспись витражей. Во времена романской архитектуры витраж становится неотъемлемой частью убранства соборов. Вначале растительный орнамент, а затем и изображения человеческих фигур стали украшать большие оконные проемы, смягчая тяжеловесность и лаконичность архитектурного стиля.

история искусства

Весь накопленный веками художественный и ремесленный опыт европейских мастеров привел в итоге к стремительному взлету витражного искусства и его окончательному утверждению в средневековой архитектуре. Связано это было, конечно, с приходом в архитектуру готики. Новый подход к проектированию храма принес небывалую свободу архитектурного творчества. Ключевым моментом здесь стало совершенствование опорной системы храма. Как ни странно, но именно этот инженерный прорыв обусловил появление монументального классического витража. Дело в том, что в романском стиле, предшественнике готики, основой храмовой конструкции служила каменная масса стен. И именно стены в тот период были главным объектом храмового зодчества. Готический стиль пришел вместе с изобретением новой опорной системы – крестовые своды со стрельчатыми арками переместили на себя тяжесть конструкции. Храм уже не нуждался в стенах как таковых, так как тяжесть перекрытия распределялась, следуя новым принципам каркасной системы. Небывалые по величине оконные проемы стали единственной возможной основой для монументального декора храма. А окна делали настолько большими, насколько это было возможным. Витражи, таким образом, переняли на себя функции, некогда принадлежавшие фресковой живописи. Они стали основой для повествовательных религиозных или исторических картин. К тому же, стекло, благодаря своим особенным свойствам, принесло в храмовое убранство необычный фантастичный колорит и новые световые эффекты. Образы, выполненные в стекле, олицетворяли собой мир «горний», пронизанный светом и безмятежностью.

Готический стиль со всеми своими неповторимыми чертами не мыслим без витражного искусства. Стекло стало органичной частью каркасной системы и новой архитектуры с ее ажурной невесомостью и всеобъемлющим устремлением ввысь.

Есть мнение, что высочайшим живописным произведением, созданным в Европе до становления эпохи Высокого Возрождения, следует считать именно витраж. А еще точнее – витраж Шартрского кафедрального собора «Богоматерь с младенцем» во Франции. Собор в Шартре стал венцом гармонии стекла и света. В представлении современников он явился воплощением всех удивительных устремлений готической архитектуры. Этот храм поистине стал божественным городом, дающим прихожанам свет и защиту, а Бог и есть свет.

Воздвигнутый в честь Святой Девы Марии, собор стал хранителем главной святыни, связанной с ее именем — священного покрова Богородицы. Чудо, спасшее это сокровище в огне пожара 1194 г., вселило в сердца верующих надежду и трепет. Затем случилось новое чудо – небывалыми для того времени темпами - всего за 27 лет, собор был отстроен заново. Хроники XII в. рассказывают о единении мастеров в работе по созданию необыкновенного храма и о дарах в его честь: ремесленники передали собору волшебные по своей красоте витражи с изображением различных ремесленных цехов. Витражи собора являют как сюжеты из Священного Писания, так и простые бытовые сценки. Для простого народа, не имевшего возможности читать, эти картины в стекле были единственными повествователями истории.

Всего собор украшают 160 окон, общая площадь которых составляет больше 2000 кв. метров, и большая их часть выполнена в лазурном цвете — цвете неба. Легко представить, какое впечатление производила на современников знаменитая Шартрская синева. Игра света на полу собора олицетворяла собой сияние, исходящее из рая. Но самым значительным стало изображение на витраже Святой Девы Марии, явившее самый старый из сохранившихся образов Богородицы. Именно собор в Шартре стал воплощенной мечтой многих архитекторов, скульпторов, художников по стеклу того времени.

Еще в XII в., на рубеже романского стиля и готики, монах Теофил писал: «Украшая потолки и стены храма различными изображениями и красками, ты тем самым являешь глазам верующего небесный рай, усеянный бесчисленными цветами... Поначалу человеческий глаз не знает, на чем остановиться: когда он глядит на потолок, расписанный цветами, то ему кажется, что он видит многоцветную ткань; когда он смотрит на стены, то они представляются ему подобно восхитительному саду; когда он ослеплен потоками света, проникающими сквозь окна, он восхищается безмерной красотой разноцветных стекол и совершенством их изготовления. Если благочестивая душа созерцает сцены страстей господних, представленных с помощью рисунка, то ее охватывает чувство сострадания». Как видим, Теофил ставит основной акцент не на сюжете, изображенном на стекле, а на восхитительных свойствах витражного освещения. Витражи таких соборов, как Нотр-Дам в Париже и Кентербери и Шартрского собора, уже не просто декоративные элементы стиля, они творят архитектурный облик одним лишь преломлением света.

 

XIV—XV вв. – время «высокой» готики. Ее часто называют «лучистой» или «пламенеющей», и витражный облик, конечно, сыграл в таких определениях не последнюю роль. Яркое подтверждение тому – восхитительный витражный ансамбль собора Сен Шапель в Париже, включающий 146 окон с 1359 различными сюжетами. Это архитектурное чудо по праву считается образцом фантастического стиля.

Интересно, что подобные витражу функции в византийской храмовой архитектуре взяла на себя мозаика. Из-за того что на юге солнце ярче, чем в Северной Европе, освещение в византийских постройках более насыщенное, поэтому мозаика просто принимала солнечные лучи и расцвечивала их своим насыщенным орнаментом. Витражное же освещение не зависело от погодных условий – любой свет, проникающий в пространство храма, преломляясь и разбиваясь на спектральные оттенки, окрашивал внутренний интерьер необычайно богатой цветовой гаммой.

Русская архитектура церквей, взявшая за основу византийский образец, не приняла в полной мере мозаику и совсем обошла вниманием витражное искусство. Обычное устройство православного храма с его камерностью форм и декора не нуждалось в столь значимой роли природного освещения и необходимых для него больших оконных проемах. Храм сохранял атмосферу интимности и замкнутости. К тому же сама идея переноса иконы на стекло шла вразрез с православными устоями – считалось, что хрупкий и недолговечный материал не мог принять на себя священный образ.

К концу XVI в. техника витражного искусства достигает наивысшего подъема. Свидетельством тому служит величественная гармония витражей Брюссельского собора. Открытия Высокого Ренессанса принесли новые законы композиции, художественной пластики, шло дальнейшее совершенствование техники производства стекла и красителей, но именно с Возрождением связан закат эпохи витражей. Стекло приобретает большую прозрачность, роспись становится более тонкой и изысканной, но, вместе с тем, витраж теряет свои сакральные свойства.

Витражная техника того времени получила большую утонченность и изящество, но потеряла ясность и чистоту красок. Витраж, остававшийся, в первую очередь, церковным искусством, не устоял во времена Реформации и церковных войн. В XVII в. скульптура и живопись занимают главенствующие позиции в новой архитектуре, почти не оставляя места витражу. Происходит как бы слияние живописи и витража в единое целое. Так как наибольшее впечатление в то время производили именно достижения масляной живописи, витражное искусство же смело копирует их, ставя в центр внимания живописный эффект и мастерство росписи. Многие работы Нового времени, выполненные в стекле, скорее напоминают живописные полотна, нежели классический витраж. На первое место выходит художественная техника, а не световые приемы. Потому более актуальным и востребованным становится фресковое искусство.

Лишь с XIX в. начинается новый плодотворный виток в истории витражного искусства, принесший новаторские, удивительные по своей красоте результаты. В это время во всей европейской, а затем американской архитектуре, да и искусстве в целом, проистекают знаковые для всей последующей истории процессы. Историзм, увлечение декоративным искусством прошлого, изучение восточного, особенно японского, искусства составили новейшие художественные веяния второй половины XIX в. Все они легли в основу искусства модерна, подарившего витражу новую яркую жизнь.

В процессе неугасаемых художественных исканий второй половины XIX в. на авансцену искусства выходят прежде всего эстетические принципы. Англия и Шотландия, ставшие родиной так называемого «эстетического восстания», подарили миру плеяду основоположников модерна. Ими стали Джон Раскин, основатель нового «эстетического движения», Форд Мэдокс Браун и Уильям Дайс, создатели союза «прерафаэлитов», Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел» и др. Идеи Раскина о возврате к средневековому наивному чувственному восприятию мира, развитые позднее «прерафаэлитами», легли в основу английского и шотландского стиля модерн. Эти тенденции с воодушевлением были восприняты в других европейских странах, но повсюду они принимали особенные национальные формы. В основе же оставались, прежде всего, декоративность, чувственная форма и красота линии.

Возродившийся интерес к витражному искусству изначально был обязан пристальному вниманию к готике и стремлению художников и архитекторов использовать и совершенствовать навыки прошлого в настоящем. Стекло, само по себе, стало неотъемлемой составляющей нового стиля во всех своих проявлениях — будь то витраж, декоративное остекление или изысканная ваза, - оно великолепно подчеркивало извилистые, легковесные формы архитектуры модерна. Со стеклом работали самые выдающиеся художники и архитекторы модерна, в их числе Жак Грубер, Гектор Гимар, Эжен Грассе, Альфонс Муха, Чарльз Ренни Макинтош, Антонио Гауди и многие другие. Школа живописи в Глазго, созданная по проекту Макинтоша, была преобразована в центр обучения декоративному искусству и открыла для студентов в 1883 г. мастерскую по изготовлению витражей, став одной из первых школ, обучающих витражному искусству.

История витража периода модерна, несомненно, более всего связана с именем американца Луиса Комфорта Тиффани и эпохой «радужного» («пламенеющего») стекла в Америке. Созданная Луисом в 1879 г. фирма «Л.С. Тиффани и ассоциация художников» занималась дизайном интерьеров и изготовлением высокохудожественных изделий для дома. В числе клиентов фирмы были Вандербильды, Гулет, Рокфеллеры, а в 1882 г. Тиффани взял заказ на оформление интерьера Белого Дома, для которого были изготовлены светильники и огромный витражный трехчастный экран для холла первого этажа.

 

Тиффани в юности, как и многие в то время, был особенно увлечен ориентализмом, путешествовал по Африке и Европе. На будущего мастера витража еще во время его путешествий необычайное впечатление произвели средневековые мозаики и витражи. Постепенно он отошел от занятий классической живописью и с воодушевлением принял постулаты «нового» искусства, став последователем идей Уильяма Морриса. С 1876 г. Тиффани, совместно с Джоном Ла Фаржем, занимается разработкой новых технологий изготовления стекла и витражей. Их достижения в этой области, наряду с наследием готики и ренессанса, положили начало новому этапу в истории витражного искусства.

Роджер Риодан в своей рецензии на книгу Ла Фаржа «Окно в мозаике» так писал о новых видах стекла: «В работе такого рода стиль должен придерживаться техники мозаики. Кроме бесчисленных комбинаций геометрических элементов, известных с давних пор, японские и арабские декоративные элементы уже давно используются почти всеми нашими дизайнерами. Мистер Ла Фарж проложил путь ренессансному дизайну в стиле мозаики. Он с легкостью интегрирует простые силуэты животных и растений в свои работы. Контуры могут быть обозначены свинцовыми разделителями или же выделены за счет выбора неровных, выпуклых или вогнутых частей стекла, как это делает мистер Тиффани. Даже если требуется изготовить крупное произведение с использованием эмалевых красок, все равно их преимущество большей частью передается мозаикой. Частичная радужность, которую она предоставляет за счет небольшой уступки в художественном отношении, может быть достигнута самим материалом без потери качества поверхности». Итак, изобретенные в то время технологии позволяли почти отказаться в витражном искусстве от росписи – правильный подбор элементов мозаики, в силу необычайной цветной тонировки стекла, позволял создать эффект реалистичности изображаемого сюжета лишь за счет игры света и цвета.

 

В 1883 г., после раздела компании, Тиффани полностью переключился на дизайн стекла. Писательница Сесилия Верн в 1898 г. после посещения фабрики Тиффани с изумлением описывала увиденное ею стекло: «Сочетание темно-синего и белого выглядит так ярко, будто солнце заходит на темнеющем небосводе. Другие фрагменты напоминают бесценный оникс или нежный мрамор, когда лучи, проходя через них, ненадолго задерживаются и наполняют стекло нежным сиянием».

Знакомство в 1893 г. Луиса Тиффани с главным меценатом модерна — Самуэлем Бингом открывает для него парижский клуб искусств. В 1900 г. окна Тиффани, получившие название «4 сезона» (или «Времена года»), выставленные Бингом в Лондоне, принесли своему автору еще большую известность. Витражные панно, окна и, особенно, лампы, от Тиффани стали «новой классикой» витражного искусства. А усовершенствованная им техника витражной сборки не претерпела значительных изменений по сей день и вошла в историю как «техника Тиффани»

Еще один выдающийся американец – архитектор Франк Ллойд Райт известен как продолжатель эстетики модерна и в то же время как выдающийся новатор, положивший начало новым, направлениям в витражном искусстве XX в. Архитектурный стиль так называемой «школы прерии», созданный Райтом, соединил в себе пластику модерна и функционализм, японский минимализм и авангард. Его концепция «органической архитектуры», подобно готической традиции, представляла свет равноправным творцом архитектурного облика. Витражи Райта, как и остальные элементы убранства, подчинены строгой лаконичной архитектурной форме, а она, в свою очередь, находится в полной гармонии с окружающим природным пространством.

Подход архитектора к устройству оконных проемов стал действительно новаторским для его времени. В постройках Райта классическая форма окна встречается довольно редко, ее заменяет ленточное или потолочное остекление, либо окна занимают всю вертикаль стены с пола до потолка. В одноэтажных жилых домах, где постройка имеет несколько уровней по высоте, между блоками кровли Райт проектирует проемы для верхнебокового освещения. Архитектор одним из первых вводит в архитектуру обильное остекление, а вместе с ним протяженное витражное полотно светопроемов. Архитектор говорил, что именно свет придает красоту зданиям.

 

В 30-е гг. Райт использует уникальный прием планировки, при которой стены, обращенные к улице и на север, — глухие, лишь с узкой полосой остекления под потолком, а стены, обращенные к саду, к внутреннему двору, на юг, — сплошь стеклянные от пола до потолка. Застекленные участки повторяют геометрию всего здания, создавая неповторимый завершенный образ.

Абстракционизм, перенесенный на стекло Райтом, нашел своих последователей и в Европе. Экспрессионизм и беспредметная живопись, уже твердо заявившие о себе в живописи, оказали большое влияние на витражное искусство начала XX в. Пит Мондриан, Франц Марк, Василий Кандинский стали вдохновителями новых экспериментов со стеклом. В Германии выдающиеся работы создают Ян Торн-Приккер, его ученики Генрих Кампендонк и Антон Уэндлинг, Иоганн Шрейтер. Во Франции над витражными эскизами работали такие известные художники-новаторы как Маргарита Уре, Жорж Руа, Марк Шагал, Анри Матисс. Витражная абстракция уже стала органичным украшением немецких и французских соборов и церквей начала века. Технологии также не стояли на месте. Иоганн Шрейтер впервые смело использовал в своих работах свинцовые линии как равноправные составляющие витражного рисунка. Появляется новая техника «стеклянных плит», при которой стеклянные фрагменты крепились на бетоне или эпоксидном растворе, становясь частью несущей конструкции. Самым последовательным мастером, работающим в этой технике, стал Габриэль Луар. Его известные работы украшают фасады зданий в Америке, Чили, Египте, Шотландии, Марокко и даже Японии.

Со временем художественное остекление и витраж перестали быть только стилевой составляющей в архитектуре. Новейшие технологии эпохи постмодерна позволили использовать его как полноценную функциональную часть архитектурного образа. Современные витражи заменяют собой несущие элементы конструкций, создают масштабные независимые световые системы и т.д. Сочетание стекла с металлом, деревом и даже бетоном стало новой реальностью витражного искусства, в котором давно нет единых стилевых тенденций и законов. Эклектика современной архитектуры оставила за витражом почетное место самого изысканного и мистического из всех прикладных видов искусств.

***

История витражного искусства в России начинается лишь в середине XIX в. и связана с развитием эклектики и приходом в стекольную промышленность европейского опыта. До этого времени применение декоративного остекления и витража носило лишь эпизодический характер. До начала XVIII в. стекло в России не производилось и, соответственно, оставалось очень дорогим товаром. Открытая в 1755 г. Усть-Рудицкая мануфактура наладила выпуск отечественного стекла, но не смогла отменить потребность в привозном стекле.

В XVII в. витражи все же появляются как украшение некоторых светских построек. Стеклянными окнами были расцвечены особенно богатые дома придворной знати. Полноценные наборные витражи, скорее всего, украшали дома князей Василия и Алексея Голицыных, палаты боярина Кирилла Нарышкина и некоторых других именитых людей. Есть сведения, что витражи располагались в Коломенском дворце и «Крестовой палатке» патриарха Филарета. К сожалению, ни один из витражей XVII—XVIII вв. не дошли до нашего времени.

Классицизм первой половины XIX в. почти исключал использование витража в силу своих стилевых особенностей: лаконичность в убранстве интерьеров, строгая цветовая гамма, четкость ордерной традиции – все это не соответствовало яркой эстетике витражного искусства.

Возрождение европейского витража в начале XIX в. нашло свой отклик и в России. Витражи в основном оставались привозными и зачастую это были оригинальные образцы готического средневекового искусства. Историзм в архитектуре - неоренессанс, псевдоготика, восточный и русский стили - открыли для витража новые горизонты. Декоративность и цветовая фантазия стали главными постулатами в архитектуре. Витраж впервые в то время появляется в дворцовых интерьерах, а затем, следуя непременной моде, постепенно становится привычным элементом роскоши в убранстве дворянских и особенно купеческих особняков.

Знаковым стало появление витража в православном храме в середине XIX в. Это было беспрецедентное событие для русского витражного искусства и необычайно смелый шаг для самой православной церкви. Она, вопреки многовековой традиции, поддалась влиянию историзма и приняла витраж, прежде всего, как стилевой компонент храмовой архитектуры.

Одной из первых построек этого времени, окна которой украсили витражи, стала церковь Святого Александра Невского в Петергофе, построенная в 1833 г. по проекту архитектора К.Ф. Шинкеля. Помимо декоративного остекления окон, еще одним стилевым новшеством стало размещение в окнах храмового купола желтых стекол с изображением Всевидящего ока. Но настоящий переворот произошел в связи с установкой огромного витража-иконы в алтарной части Исаакиевского собора Петербурга. Так как стеклянную икону предполагалось разместить в главном соборном храме российской империи, необходимо было одобрение Священного Синода, который своим решением окончательно утвердил право витража присутствовать в православном зодчестве.

Исаакиевский собор был построен по проекту архитекторов Августа (Огюста) Монферрана и Лео фон. Кленце в 1818—58 гг. Витраж «Вознесение Христа» был выполнен в 1843—1847 гг. по рисункам немецкого художника Генриха Мария фон Гессе мастером Артуром Айнмиллером в Мюнхенской Мастерской живописи по стеклу. Впоследствии этот витраж выступал как образцовый иконографический тип для многих церквей России.

Промышленное изготовление витражей началось в России в конце 1890 г. Перед Первой мировой войной в Петербурге и Москве работало не менее 20 витражных мастерских. Мастерские использовали как привозное стекло, так и отечественное. Существовали классы живописи по стеклу при Императорском обществе поощрения художеств, в Центральном училище технического образования барона Штиглица, а также в Строгановском училище в Москве.

К концу XIX в. витражи украсили доходные дома и банки, универмаги, общественные заведения и, конечно, особняки, строительство которых развернулось с новой силой. Выдающиеся русские архитекторы сами участвовали в проектировании витражного остекления, привлекая к работе над эскизами лучших художников и мастеров своего времени.

Эпоха модерна стала кратковременным, но чрезвычайно плодотворным периодом в истории европейского и русского искусства, оставившим несравненные произведения архитектуры и чудесные образцы витражей.

Последовавшее за революцией утверждение авторитарного сталинского режима положило начало новому директивному стилю в отечественной архитектуре. Позднее этот новый стиль стало принято называть «сталинским ампиром», так как годы его существования ограничены временем правления Сталина. Появившаяся на волне общемировой неоклассической тенденции в архитектуре и наделенная особенными чертами утвержденного соцреализма, «советская классика» 30—50-х гг. выразила все передовые для того времени устремления партийного руководства. Необходимо различать сами термины «реализм» и «соцреализм». Последнему было свойственно изображение не действительности, но желаемой, вымышленной картины светлого будущего. Для достижения этой цели были хороши все художественные средства. В архитектуре особенно удачным считалось использование наиболее дорогих и эффектных элементов декора. Витражи вошли в этот список наряду с мозаикой, художественной росписью, скульптурой и т.д. Несмотря на довольно узкие рамки директивного направления в архитектуре, выдающиеся мастера сталинской эпохи создали необычайный по выразительности, эффектный самобытный стиль. Именно благодаря этому современный облик Москвы не мыслим уже без архитектуры метро, ВДНХ или «сталинских» высоток.

>Последующая советская архитектура 60—80-х гг. не принесла значительных достижений в области витражного искусства. Хотя масштабное остекление стало привычным атрибутом массовой застройки, оно уже не требовало высокой художественной техники исполнения.

Лишь начиная с 90-х гг. стали предприниматься первые попытки возрождения витражного искусства. И они увенчались стремительными успехами. Многовековой европейский, а затем и американский опыт в области витражного искусства стал предметом пристального изучения современных российских мастеров. Витражные работы, стилизованные под «готику», «Тиффани», «Райта» и т.д., первыми обозначили моду на витраж в современном интерьере.

Сегодня современные мастерские предлагают полный спектр работ по стеклу, а новейшие технологии значительно расширили область его применения. Теперь витражное стекло готово заполнить любую форму и деталь интерьера и даже однообразное искусственное освещение – непременный атрибут современной жизни – для него уже не помеха.

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Модальное окно для уведомлений

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз