Обновление пароля

 >  >  >  > Другая Венеция

Другая Венеция

Кота из чемодана выпихнула и поехала. С мужем, конечно! С тех пор, как дети выросли, мы теперь с преогромным удовольствием путешествуем вдвоём, оказалось что это ничуть не хуже, чем вчетвером. В общем, мы снова были в Италии. Это уже просто рок какой-то! Ведь решили, что этой зимой мы точно должны есть устрицы во Франции, где наши друзья уже устали ставить нам прогулы, но ряд нестыковок снова привёл нас сюда. Легко хвастаюсь своими путешествиями, потому что так и не смогла к ним привыкнуть, радуясь каждый раз и понимаю, что не будь у мужа сейчас работы, сидели бы мы в своём загородном домишке, топили бы печку, смотрели бы  на пламя и пили б глинтвейн, потому что глинтвейн, сдобренный пряностями, легко стерпит и простецкое вино с наших прилавков. А пока ещё колесим.

вдохновение

Мы в Монтегротто, на водах (ха-ааа!..) - небольшом курортном местечке на севере страны, растворяющемся в клубах пара, поднимающегося от горячих термальных источников, таких горячих, что их проблематично охладить до 65 градусов. Утром сквозь эту дымку ты смотришь на горы, на восход солнца, нежась в тёплой воде бассейна. Вечером картинка и вовсе становится нереальной, когда время от времени ты слышишь вдруг всплеск воды, потом снова всё замирает и тебя опять поглощает темнота, разбавленная расставленными вдоль бассейнов огромными свечами и яркой луной. Хорошо бы не увлечься, а то так и превратишься в лежащую на воде статую, забронзовеешь.

венеция

Сердце замирало от восторга, когда я представляла себе, что всего 40 минут меня отделяют от вокзала Санта Лючия в Венеции - чего ещё желать!.. Я снова и снова смогу окунаться в таинственную, романтичную венецианскую атмосферу. Да и Падуя, находящаяся примерно на полпути, обещала показать мне Джотто - те самые фрески в капелле Скровеньи, о которых упоённо рассказывала Паола Волкова на канале "Культура" в пронзительном своём цикле "Мост через бездну". Не понимаю, кстати, почему Падуя не так сильно популярна у путешественников из России, мне даже не хватило тех дней, что я провела здесь. Такое же чувство восхищения и множество открытий на каждом шагу посещало меня когда-то в  Бергамо, который чаще упоминается у нас только в связи с Труффальдино.

вышивка лентами

Думаю, всё же эта поездка была предопределена, рано или поздно мы бы точно вернулись в полюбившиеся места, потому что муж мой боготворит Иосифа Бродского и жадно цепляется не только за его поэзию, но и за все упоминания о его жизни. Ну, а Венеция у нобелевского лауреата, умудрившегося не закончить среднюю школу, на особом положении, подумать и побродить вдоль озябших каналов он приезжал сюда семнадцать зим подряд. Хотелось пройтись по его местам, побывать в месте его упокоения. Наверное, незримое присутствие Бродского в Венеции неожиданно открыло нам этот странный город с незнакомой стороны. Таинственная, волшебная маска оказалась двуликой и вдруг рискнула показать нам свою иную сущность, полную слёз, противоречия, отчаяния. Был день, когда я даже решила, что больше не хочу туда возвращаться. Мы постоянно  сталкивались с двуличием города, когда мы восторгались чем-то, тут же открывалась какая-либо печальная история, когда мы грустили, тут же открывалось что-то светлое. Венеция много лет остаётся для меня продолжением моих счастливых отношений с мужем, я категорически не замечала её драматизма, прячущегося в шуме волн, за стрельчатыми окнами старых домов, обречённых стоять по колено в воде. В этот же раз увидели совсем другую Венецию.

украшения с вышивкой

Вот, например, несколько странный домик на воде, на мой взгляд неказистый и весь какой-то неправильный. Это палаццо Дарио. Легенда об участи всех его владельцев уже перестаёт быть таковой. Потому что все они на протяжении уже более пятисот лет разорялись, заканчивали жизнь самоубийством или погибали от насильственной смерти. Во все времена в палаццо Дарио много и безудержно веселились, пытаясь утопить свои страхи в вине, кокаине и оргиях. Цена палаццо то взлетает до небес, то продаётся за сущие гроши. Быть может, надпись на нижнем ярусе фасада дома "Urbis Genio Ioannes Darius" ("Городскому гению - Джованни Дарио"), всё же и правда следует читать как придуманную венецианцами анаграмму (не все буквы совпадают): "Sub ruina insidiosa genero", что можно перевести как "Под угрозой разрушения люди". Говорят, сейчас палаццо принадлежит какому-то американцу, который пытается восстановить дворец и организовать в нём фешенебельный отель, но реально проводимых работ не заметно.

Куда я никогда не решусь отправиться в Венеции, так это на остров Повелья - островок, каких разбросано во множестве по венецианской лагуне. Это не просто ужас, это ужас-ужас. Закрытый для посещения публики, он по смыслу очень похож на Чумной форт в Финском заливе у нас в Петербурге. Повелья - частное владение, охраняемое полицией и попасть туда возможно только договорившись с владельцами, но чур меня. Нет желания встречаться с призраками десятков тысяч людей, нашедших здесь мученическую смерть и ходить по земле, щедро сдобренную погребальным пеплом. Свою кошмарную историю остров начал во время эпидемии чумы и продолжил её вплоть до конца правления Муссолини и люди погибали здесь часто не от чумы, а от бесчеловечных экспериментов и пыток, проводимых над больными и заключёнными. Нашла в интернете фотографии, но решила ничью психику не травмировать.

Мы сели на вапоретто - общественный водный транспорт, поехав на могилу к Бродскому на остров Сан-Микеле, но не сделав по незнанию вовремя пересадку, оказались в Мурано. Впрочем, заблудиться в незнакомом городе - одно из самых любимых наших развлечений. Бродили, любовались работами муранских мастеров и по ходу узнавали об их привелегированном положении, достойной оплате во все времена и одновременно о практически крепостном существовании - тебя ценили, возносили, ты был богат, но обладающий секретами Мурано, ты не мог живым покинуть остров, чтобы секрет муранских стеклодувов не был открыт миру. Тем необычнее было увидеть здесь хрупкого черного ангела из стекла, чёрная Мадонна - дело известное, а вот черных  ангелов встречать прежде не приходилось.

украшения с вышивкой

До Сан-Микеле мы всё же добрались и довольно легко нашли Бродского. Есть обычай привозить сюда маленькие камешки из Петербурга и оставлять там. У нас камешка не нашлось, мы оставили жетончик на метро - пусть знает, что теперь у него к нам проездной. Отвернулись друг от друга, потому что глаза наполнены слезами, молчим, а на обратной стороне памятника выбита надпись на латыни: "Ничего не кончается со смертью". Ближе к высокой ограде -  Дягилев, его памятник увешан гроздьями стертых до дыр пуантов. Чуть дальше - Стравинский. Такие Люди!.. В Венеции, на Сан-Микеле. И почему Иосиф Александрович не рядом с соотечественникам, там же полно места, чего он ютится среди незнакомцев? А церковь наша не велела, не православный. Чего-то вспомнилась история, рассказанная старинным другом Бродского, как во время отпевания в Нью-Йорке, к прилетевшему на это скорбное мероприятие Черномырдину вдруг подошёл узнавший его какой-то мафиози и попросил заодно попрощаться и с их покойником, сказав, что их усопший не хуже нашего будет. Об отношении уехавших великих к нашей власти выразительно говорит тот факт, что гигантский букет роз, присланный на погребение Ельциным, тихонько был перенесен Михаилом Барышниковым на соседнюю могилу. На чью  могилу - разговор отдельный, кто знаком с "Набережной неисцелимых", удивится тому, как смерть всех примиряет, цветы были перенесены Эзре Паунду. А на фотографии ниже - мост Вздохов с необычного ракурса, обычно его фотографируют со стороны лагуны. Красивое название, правда? А между тем, речь здесь не о трепетных влюблённых, а о вздохах заключенных, которые проходя по крытому мосту между домами в тюрьму, последний раз вздыхали о свободе. Но говорят, Казанова всё же оттуда бежал, обладая гипнотическим даром и воздействовав им на стражу.

Скользят по воде гондолы, гондольеры отчаянно привлекательны и голосисты, но вдруг замолкают разом, прижимаясь по обе стороны канала. На скорости несутся какие-то совсем другие гондолы, яркие, украшенные живыми цветами. Туристы вскидывают свои камеры и вдруг замирают, поняв, что происходит... Этот кортеж направляется туда же, где теперь Бродский. И будто ничего и не было - через минуту снова снуют по воде гружённые катера, скорые, полиция, причаливают к остановкам вапоретто. Почему гондолы в Венеции чёрные? Это Венеция насмехается над нами, легенда за этим стоит совсем не трагическая. Престарелый дож заметил, что к его юной жене зачастил молодой гондольер и вместо того, чтобы заточить сладострастца в тюрьму,  велел все гондолы в городе покрасить в чёрный цвет, чтобы никто не мог понять, кто и к кому прибыл во дворец и жена дожа вне подозрения.

Голуби здесь - священные коровы! Я полагала, что это исключительно туристическое развлечение - гонять их на площадях, кормить с руки этих птис и бесконечно фотографировать. Потом же набрели на дворик, где местный городской сумасшедший долго разговаривал с ними, гладил их, к каждому обращаясь по имени, ругал кого-то из голубей, ласково прижимал одной рукой к груди, второй же рукой кормил конкретного голубя, отгоняя всех прочих. По одной из легенд, именно голуби указали место, где будет находиться  Венеция, может поэтому горожане относятся к ним с теплотой, несмотря на время от времени случающиеся гонения. Да и лев, символ Венеции, всё же крылатый, а не какой-нибудь там просто лев.

Ладно, конечно же не всё так печально, иначе бы я вряд ли привезла из этого путешествия столько своих работ! У меня довольно короткий путь от сильной эмоции до её воплощения в крошечных шёлковых цветах на будущих украшениях. Про то, что все эти вышивки на одно лицо и не более чем три плюс два цветочка, я уже здесь читала в свой адрес - немного обидно, но не более. Чем сильнее впечатление, тем быстрее я что-либо сотворю абсолютно не напрягаясь. Поэтому мне странны разговоры о поисках вдохновения, для меня его источников просто бесконечно много. Потому и беру всегда с собой как ручную кладь "тревожный чемоданчик" с лентами,  даже в короткие поездки в соседнюю Финляндию, никогда не знаешь заранее, когда вдруг озарит. 

... А в Венеции обязательно для посещения неприлично дорогое кафе "Флориан" на площади Сан-Марко, просто чтобы напитаться атмосферой и вспомнить бывавших здесь Гёте, Казанову, Руссо, Диккенса,  Модильяни, Хэмингуэя, Пруста, Карла Гольдони, лорда Байрона, Стравинского и Бродского. Это так же обязательно, как и зайти в аристократическое "Греко" в Риме у Испанской лестницы, где за крошечным мраморным столиком написана Гоголем большая часть "Мертвых душ" (всегда забитое посетителями, это заведение одновременно является и одной из внушительных частных бесплатных художественных галерей) . Это как побаловать себя в Цюрихе в "Одеоне", где Ленин отсиживался всю первую мировую войну с прочими интеллектуалами, как в Вене зайти в элегантное кафе "Ландтманн", полюбившееся Фрейду, пребывание в Карловых Варах отметить пирожным в отеле "Пупп" или не пройти мимо "Капелли" в Хельсинки. Все эти кофейни - визитные карточки старых городов, в них завсегдатаями становились художники, артисты, философы, высший свет.  И вот когда чашечка ароматного кофе станет пустой, стоит запомнить это впечатление роскоши, изысканности, вечности, оно пригодится, когда захочется и самому "сделать красиво".  Так и случаются такие вот подвески.

Возвышенно-печальные легенды Венеции  тем временем продолжали меня вдохновлять. У кого не перехватывает дыхание, когда он слышит волшебные звуки музыки Вивальди! Уверена, нет таких. Рожденнный не слишком здоровым, Антонио Вивальди, сразу оказался замечен дьяволом, имеющим на него свои виды, спешно был крещён и вскоре подвергнут экзорцизму. Но экзорцизм и святые масла подействовали не полностью и всю жизнь Вивальди был натурой двойственной, создавая поистине ангельскую музыку. Это приводило дьявола в такую ярость, что однажды он отказался соперничать с Богом за душу Вивальди и разыграл свою последнюю карту. Он не позволил композитору записать его последнюю симфонию, в которой он, отрекаясь от дьявола, вверял свою душу Богу. Музыка так никогда и не была записана, Вивальди вынужден был  носить её в своём сердце всю жизнь и теперь лишь порывы ветра доносят тёмной ночью по воде звуки самой прекрасной музыки, которой не суждено было стать написанной. 

Потрясающий венецианский свет. Оттенки розового, голубого, туманно-серого, серебристого, зеленоватого - без них Венецию представить невозможно. Рассветы, закаты - они волшебно-розовые, как стеклышки венецианских фонарей. Тему розового я уже пыталась осмыслить в связи с Венецией, но находясь здесь, не могу отказать себе в удовольствии ещё раз вернуться к розовому.

Но вот наступает вечер прощания с городом, завтра в Милан и оттуда домой. Искренне решили, что посвятим день Падуе, так и сделали. Но почему-то к обеду стали намекать друг-другу, что хорошо бы пообедать напоследок в Венеции. Ух, как мы неслись на вокзал, чтобы не опоздать на поезд! Чуть-чуть и вот уже радостно сбежали по ступенькам вокзала на набережную Гранд-Канала и замерли довольные. И снова Венеция провела нас - будто и не было её печали, снова улыбчива и романтична, снова хочется в ней заблудиться, держаться за руки и украдкой целоваться. Думаю, мы всё же ещё не раз окажемся здесь.

Спасибо всем заглянувшим и надеюсь, не разочаровала вас своими немного странными впечатлениями от Венеции. Для вас с этими строками история заканчивается, тогда как для моей семьи она, похоже, только начинается. Муж мой по непонятной мне причине всегда фантазировал, как в его жизнь ворвутся какие-нибудь невероятные факты,  связанные с его предками, хоть и ничто не предвещало никаких открытий в жизни ленинградского мальчика. Ну, а когда чего-то очень хочется, судьба препятствий не чинит. Года полтора назад я хохотала над мужем, когда до нас дошла информация, что его разыскивает некая родственница, живущая неподалёку от Венеции. В Венеции мы о ней вспомнили и... позвонили по указанному в запросе номеру. Она примчалась к нам в Монтегротто с кучей фотографии, фактов, документов... В общем, здесь и правда, похоже, предстоит многое понять и переосмыслить. Это вряд ли повлияет на нашу жизнь и мы до конца даже не решили, стоит ли ворошить прошлое двух поколений назад, но червячок сомнения вертится. Что думаете? Но вообще, конечно, невероятное и таинственное окончание поездки. Всем удачи и новых приключений!

P.S. Представленные украшения и многие другие начну выкладывать в магазин сегодня.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email