О качестве

О качестве | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

На два дня в Петербург приезжала широко известная в узких кругах текстильщица проводить МК. Марионнила Саламатова занимается аутентичным крашением, т.е. крашением растениями и кубовой набойкой. Я очень давно ждала случая послушать ее, посмотреть, как она работает.

Она настоящий профессионал своего дела с многолетним опытом, в каждом этапе работы соблюдается неверотяное количество технологических нюансов. Не секрет, что получить ровный яркий стойкий прокрас растительными красителями очень трудно. Как готовить ткань, как заводить раствор, какие выбирать растения - много-много всего. В каждом деле свои особенности.

Меня поразило другое: терпение мастера. Ткань нужно несколько раз выстирать особым способом, чтобы не было заломов и повреждений волокна, высушить, выгладить, нанести вапу - специальный резервирующий состав для набойки (что само по себе очень не быстро), потом неделю ждать, пока она высохнет, завести куб (красильную ванну с индиго), он сутки готовится, потом ты стоишь над кубом и окунаешь и сушишь по 10 раз ткань, чтобы понять, подходит тебе цвет или нет.

В крашении не индиго, а другими растениями, каждое погружение должно длиться час минимум. Перед этим сутки готовится сырье. Если цвет недостаточно насыщенный, а пигмента в растворе не хватило - начинай по-новой. А это значит, что конечный нужный тебе цвет ты можешь получить через...очень долгое время.

После всего, если ткань новая или новое растение, бесчисленные пробники проходят тестирование. Они год висят на солнце, подвергаются серьезной стирке. Все делается для того, чтобы через пару лет купленные за немаленькие деньги работы продолжали служить и радовать.

Я все это к чему.

1) Каждый уважающий себя мастер, прежде чем что-то выкладывать на всеобщее обозрение и продажу, должен быть абсолютно уверен в том, что его изделие не развалится в руках у покупателя. Сколько раз я видела прекрасные вещи, сшитые без нормальных выкроек и закрепок в конце швов, сколько ткани красится непонятно какими красителями (и закреплялись ли они вообще?), сколько работ делается без соблюдения техники безопасности. Я молчу про мк, от которых порой глаза на лоб лезут. За этими людьми повторяют другие, те ссылаются на третьих и не поймешь, кто придумал делать неправильно. А потом новички делают также, не читают литературы, не разбираются и дальше начинают учить следующую волну. В итоге мы имеем 2-3 мастеров, которые действительно знают свое дело, потому что потратили на это много времени и сил, и ораву двоечников.

2) Мастер ОБЯЗАН уметь повторять свои работы. Если один раз развел конкретный цвет, значит он ДОЛЖЕН уметь развести второй раз тот же самый цвет. Если он пишет, что изделие в одном экземпляре, потому что "оно так само вышло и я не знаю, как это повторить", значит он не мастер. Если он фигачит изделие "от балды" без знания технологий и кучи пробников, он не мастер. Если он не уверен, получится ли заказ так, как надо, и имеет наглость взять за него деньги - ну, вы поняли))). Истории про то, что рука сама ведет и фантазия бурлит, а ты как бы не причем- не про эксклюзив работы, а про недостаток опыта. Потому что если человек умудряется получать НУЖНЫЕ ему цвета идеального прокраса и стойкости, работая с природными красителями (цвет даже одного и того же сырья меняется от его свежести, не говоря про разный урожай и условия работы), то совершенно точно цвет из баночки можно намешать именно такой, как тебе надо, а не какой получится.

Скажу о своих изделиях:

Я достаточно требовательно отношусь к своим работам.

Окрашенная ткань выдерживает стирку при 60 градусов в стиральной машине с порошками и сильными отжимами. Конечно, так делать не нужно. Рекомендованный режим стирки от всех производителей красителей - 40 градусов руками.

А вот со светостойкостью не все так радужно. Увы, все красители в той или иной степени выгорают на солнышке. Это подтвердили опыты и моя знакомая, которая занимается химией промышленных красителей. Самые слабые цвета - зеленые, они выгорают в коричневый или синий в зависимости от того, чего было больше - синего или желтого в составе (впрочем, как и в натуральных красителях, поэтому трава на старинных шпалерах синяя). Синий и красный осветляются. Конечно, чтобы цвет изменился до неузнаваемости, его нужно подержать на солнце несколько месяцев. Как мы знаем, при подобных условиях выгорает любой цвет на любом предмете. Натуральную ткань невозможно стойко покрасить даже на фабрике, поэтому я позволяю себе считать выгорание моих тканей в пределах допустимого. Качество самой ткани опущу, я закупаю ее у проверенных поставщиков, при крашении она максимально садится, поэтому заказчик получает отрез, с которым не будет происходить никаких изменений в дальнейшем.

Узелковый батик в плане непредсказуемости, пожалуй, один из самых сложных батиков. Ты почти ничего не можешь контролировать. НО то, что можно контролировать - нужно контролировать.качество, узелковый батик После каждого крашения я анализирую, что я сделала не так, как получила то или иное, что сделать в следующий раз. Я всегда предупреждаю заказчика, что если я промахнусь с цветом (ткань не сразу приобретает конечный цвет, к тому же он часто не совпадает с цветом растворенного пигмента), то буду красить для него еще раз и еще раз. Конечно, с шарфиками работать проще - нет жестких требований к цвету или фактурам, чаще всего достаточно сделать работу "по мотивам". Но если нужно попасть в конкретный цвет, сделать конкретный рисунок (насколько это возможно), я смогу это сделать. В некоторых случаях истрачу много времени и материала, но смогу повторить свои работы. Правда не все))). Часть из них сделаны как раз по принципу "оно само так вышло"крашение растениями, шибори Это поле для экспериментов . Обычно через несколько проб и понимания, что именно я сделала, такие эксперименты также поддаются повторам.

И я очень рада, что для узелкового крашения неровный прокрас только на пользу.крашение растениями, шибори Можно сэкономить время на подготовке и не ждать неделю, пока ткань постирается, высохнет и будет отглажена. Но если бы требовалось покрасить ровно, мне кажется, я не жалела бы сил и времени точно также, как и Марионнила. На заглавном фото образец, который она покрасила на мк не в самых лучших условиях для работы. По ее меркам это не очень ровный прокрасбатик

ПС: все, что было написано выше, относится к теоретическим измышлениям (если человек принципиально не делает повторы, но в теории может, то это считается) и только к прикладному творчеству (изобразительные искусства имеют свою специфику).

Эта тема давно меня беспокоит. На днях я увидела подтверждение своих принципов в работе, поэтому призываю к дискуссии. Что вы думаете по этому поводу?

Комментарии (2)

Здравствуйте,Наталья! Думаю,качество должно быть!

Тоже удивляюсь,когда человек делает что-то впервые и сразу это выставляет на продажу. "Мастера" не знают элементарного,не хотят учиться,торопятся побыстрее заработать побольше денег.

Может,должен быть какой-то контроль? А то человек купит работу у такого "мастера" и будет думать обо всей ЯМ плохо. {#}

Лоскутное шитье и кое-что еще., здравствуйте, Татьяна! А какой может быть контроль? Невозможно всех проверить и критерии довольно расплывчатые. Все на совести человека. Покупателей нужно просвещать. Учить определять качество вещи, различать ручную работу от фабричной, напоминать ему смотреть на изнанку изделия и обработку швов. Что мне только не попадалось под видом батика и натурального хлопка. И продают, не стесняются. Очень печально.