Время развязывает корсеты…
Как отмечают историки моды, до Первой мировой войны в Европе царствовал стиль «Прекрасная эпоха».
Уже в 1900 году мода кардинально отличалась от того, что предлагал женщине прошлый век. Стиль модерн стал торжествовать практически во всем. В эти годы он присутствовал не только ярко выраженный в форме, но и диктовал законы содержания.
Индустрия одежды начинала использовать не только ткани. Материалом для аксессуаров становилось что угодно: меха, перья, камни, бижутерия — главное, чтобы было ярко, броско, крупно и подчеркивало успешность и богатство.
«На смену тяжелым формам ХIХ века пришел силуэт типа лозы, полностью повторяющий изгибы женского тела. В моде таинственность — никакой наготы, одни только намеки. Если открываем, то только шею, и то немного, полунамеками. Для этого совсем чуть-чуть поднимаем прическу и украшаем прекрасную гибкую шею перьями, стразами и бантами. Как можно больше всего — вот тенденция начала нового столетия. Кстати, именно начало ХХ века ознаменовалось своеобразной революцией в мире моды. «Долой корсеты», — проскандировали женщины всего мира. И наконец-то смогли вздохнутьспокойно, сделав первые, пока еще неуверенные шаги к феминизму. Сейчас странно подумать,что современная женщина своей самостоятельностью обязана тому, что в самом начале прошлого века прекрасная половина человечества перестала утягивать себя жесткими корсетами, а силуэты платьев избавились от обязательных утяжек на талии.» — пишет автор статьи о влиянии на женскую моду мировых войн Анна Степанова.
«Русские сезоны» Дягилева, прошедшие с оглушительным успехом в Европе, навеяли изменения в моде этих лет.. Над костюмами труппы трудился цвет российской живописи — художники из «Мира искусства» во главе со Львом Бакстом.
Женщина начала века стала более легкой, воздушной, таинственной. Женщина получила роскошные шляпки с широкими полями, с изысканным декором. В это время модницы смело приподняли подол юбки, открыв точеные щиколотки. Теперь женщина точно знала, как подчеркнуть стройные ноги. В моду вошли ботинки на «каблуках Луи».
Идеалом женственности и красоты стала Вера Холодная — томная, с аккуратно завитыми волосами, спадающими на плечи, и обвораживающим взглядом.
«Новая мода зашагала по Европе, раскрепощая женщину. А в то же время в Сараево убивают австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. И такой хрупкий, тщательно выстроенный мир стремительно сгорает в пожаре Первой мировой войны, охватившей, подобно лихорадке, всю Европу.», — пишет Анна Степанова.
Надо отметить, что женский костюм до 1914 года изменялся очень медленно. Война заставила женщину встать за станок, взять на себя всю работу за мужчин, сражающихся на фронте. В такие тяжелые времена некого стало соблазнять точеной шеей и стройными ножками. На заводы и фабрики пришла женщина-мальчик, решительная и строгая. Платье на ней стало совершенно другим!
В первые месяцы войны в женской моде произошла настоящая революция. Женщины избавились от всего неудобного, стесняющего движения. Они перестали быть тонкими и возвышенными. Теперь это напарник и боевой товарищ. Женщинам не нужны стали пышные наряды и корсеты, нижние юбки и широкополые шляпы. «Новая женщина все это без сожаления отправляет в корзину истории», — пишет Анна Степанова.
Соблазнительные корсеты ушли в прошлое. Их некому стало показывать, а одеваться нужно было быстро и самостоятельно. Женщина Первой мировой могла обойтись одной нижней юбкой и короткими панталонами. Нехватка времени и ткани сделала платье более мягким и немного короче.
Изменения произошли и в цветовой гамме. В моду вошел синий, коричневый, черный цвета. Нижнее белье женщины по-прежнему старательно прячут. Его цвет остается совершенно белым. Цветное белье носили только женщины, чье поведение обычно называется «легким».
Военная тематика наносит свой отпечаток на обычный повседневный костюм. Строгие силуэты и отделка, напоминающая о мужских мундирах, прочно вошли в моду.
Самой распространенной женской одеждой стал английский костюм, который состоял из отдельных жакета и юбки. Это была универсальная и удобная одежда.
Во время Первой мировой очень востребованными оказались коллекции Коко Шанель, удобные, неяркие, незамысловатые и простые юбки и свитера со множество карманов. Мода того времени требовала скромности и одновременно допускала многие вольности. К примеру, перчатки только неярких цветов, но руку могли они облегать не полностью. Очень яркие, крупные украшения, но не больше двух-трех.
Такой была мода Первой мировой войны. Именно она превратила женщину в девочку-мальчика с маленькой грудью и короткой стрижкой.
Публикация написана по материалам статьи А.Степановой «Эволюция платья»