> Журнал > Публикации > История рукоделия > Этот притягательный ультрамарин: еще раз об истории цвета

Этот притягательный ультрамарин: еще раз об истории цвета

Виды творчества:   Разные виды творчества
Живопись и рисование

Ультрамарин в течение долгого времени был одним из самых редких и дорогих цветов в палитре художников. Первоначально ультрамарин получали из натурального драгоценного камня — лазурита,  или  ляпис-лазури. Лазурит — минерал сложного состава, включающий окиси кремния, натрия, кальция, слюду.

ультрамарин, оттенок синего

В Древнем Египте лазурит был известен как камень богов. Египтяне считали, что лазурит — посланец Бога, с помощью которого можно прикоснуться к божественным одеждам. Из камня делали красители и окрашивали одежду великих жрецов.

Из лазурита делали бусы, амулеты, изображения скарабеев.

лазурит, бадахшан

ляпис - лазурь, иконопись

Непрозрачный темно-синийминерал, часто с крапинками белого кальцита или желтыми блестками пирита, напоминающими золотые искорки, привозили из Горного Бадахшана (Афганистан). Упоминания о том, что лазурит привозили в Египет и Рим из Персии, вероятнее всего, связаны с тем, что бадахшанский камень везли в другие страны персидские торговцы. Посредниками в торговле ляпис-лазурью были также скифы. Поэтому античные писатели именуют этот минерал «скифским кианом» (греч. kyanos — «синь»). Измельченную ляпис-лазурь применяли в качестве пигмента в западноевропейской живописи и в древнерусской иконописи, в украшении  манускриптов, но реже других синих красок из-за ее дороговизны. 

живопись, живопись маслом

акварель, производство ультрамарина

В Китае из ляпис-лазури делали краску для росписи фарфора. В Индии и Китае из камня производили императорские атрибуты власти. В буддизме лазуритпочитался как одна из «семи драгоценных вещей». В Византии из этого камня делали тессеры — кубики для мозаики. Мозаичные панно с использованием лазурита были необыкновенно  красивы — синий камень использовался практически в каждом изделии флорентийской мозаики.

аксессуары, цветовые сочетания

мозаика, элегантный образ

В России в XIX в. байкальский лазурит использовали для «русской мозаики» — облицовки декоративных ваз тонкими пластинками этого дорогого камня. В Исаакиевском соборе в Петербурге две центральные колонны иконостаса облицованы лазуритом. Архитектор собора О. Монферран распорядился заменить колонны, облицованные байкальским камнем, другими, облицованными бадахшанским лазуритом, более темного оттенка.

модный цвет

Лазуревым камнем в чистом виде пользоваться как краской не представляется возможным, и потому, прежде чем стать таковою, он подвергается довольно сложной обработке. Однако, для пигмента были пригодны только чистые камни, без примесей. Ляпис-лазурью назывались только плотные и однородно окрашенные тёмно-синие разновидности лазурита.
Лазоревый камень, сам по себе очень ценный, подвергался кропотливой механической обработке, после которой из 100 частей минерала можно получить до 3 частей чистой краски и большое количество менее чистой, носящей название в торговле «ультрамариновой золы»..
Процесс создания синей краски был чрезвычайно сложным и включал в себя измельчение камней, смешивание их с определенными видами воска, масел и смол. Если хоть один ингредиент был неподобающего качества, то цвет получался тусклым, серо-голубым. Если же все условия были неукоснительно соблюдены, то краска не выцветала и наслаждаться ее насыщенным ярко-синим цветом на картинах мы можем и сегодня.

Из всего этого и складывалась чрезвычайно высокая цена ультрамариновой краски. Художники не могли позволить себе такую роскошь и ждали, пока заказчики сами приобретут эту краску. А для заказчиков наличие синего цвета в их портретах было признаком их состоятельности. В переводе на нынешние деньги фунт натуральной ультрамариновой краски стоил 5000 долларов. Ныне натуральный ультрамарин ещё дороже, чем в старину, и потому редко употребляется в акварели и масляной живописи, тем более, что он вполне заменяется искусственным ультрамарином, лишь немного ему уступающим в чистоте синего тона.

Попытки создать химическим путем новые краски предпринимались издавна. Особенно это относилось к синим пигментам. Над искусственным приготовлением синих пигментов, способных заменить дорогой ультрамарин, ломали головы еще средневековые алхимики.

Только в 19 веке нашли способ получать искусственный краситель. Химик из Тюбингена (Германия)  К. Гмелен открыл условия приготовления искусственного ультрамарина почти единовременно с французом Ж.Гиме, получившем в 1828 г. премию за это изобретение; оба изобретения — независимы одно от другого. В 1830 году Гимэ построил завод по производству ультрамарина. В первое время ультрамарин Гиме продавался по 600 франков за кг, теперь искусственный ультрамарин чрезвычайно подешевел. Наиболее известный рецепт производства искусственного ультрамарина: пережигание каолина, глауберовой соли, соды, серы и угля. После предварительной обработки смесь всех материалов загружается в пористые шамотовые тигли и содержимое закрывается крышкой. Щель между крышкой и тиглем обмазывается глиной с песком. Тигли устанавливаются крышкой вниз рядами, один тигель на другой.

Процесс обжига происходит в специальных печах: вначале, в течение 15—16 часов, температура держится до 500° С, затем ее повышают до 800—850° С на 10—12 часов, и, наконец, пропуская в печь воздух, охлаждают ее до 500° С на 12—15 часов; в последнем периоде происходит окончательное образование синего ультрамарина; доступ воздуха уменьшают, и печь медленно остывает в течение нескольких дней.

Прокаленный и выгруженный из печи ультрамарин сортируется по цвету, промывается от водорастворимых солей, размалывается в мокром виде, отмучивается, отжимается на фильтрпрессах, сушится в сушилках и просеивается на ситах.

Цвет, интенсивность и лессирующая способность в значительной степени зависят от степени измельчения пигмента,— чем тоньше измельчен порошок, тем выше качество пигмента.

К основным свойствам ультрамариновых красок относятся:
1) светоустойчивость (хорошие сорта такой краски абсолютно устойчивы по отношению к воздуху, свету и мылу);
2) нетоксичность;
3) стойкость по отношению к щелочам и неустойчивость даже к слабым кислотам. При обычной температуре ультрамарин устойчив к действию разбавленных растворов щелочей, не растворим ни в каких растворителях. Однако, он разрушается растворами кислот, даже очень слабых. При этом он обесцвечивается, выделяя сероводород и кремневую кислоту;
4) способность подвергаться с течением времени так называемой «ультрамариновой болезни», то есть побледнения и посерения. Нередки случаи, когда ультрамарин, стертый на масле, с течением времени теряет свой ярко-синий цвет, сереет и мутнеет, становясь слабо укрывистым.

Ультрамарин чрезвычайно притягательный и загадочный  цвет, изысканный, интенсивный, свежий. Такой оттенок отождествляет собой постоянство, ум, серьезность взглядов. Он жизнерадостный и сегодня достаточно популярный, его можно встретить в самых различных областях нашей жизни, но все-таки наиболее популярен этот цвет в одежде. Этот глубокий яркий оттенок синего уже не один сезон удерживается на вершине модного Олимпа, модельеры неоднократно обращали на него свое внимание, выпуская коллекции цвета ультрамарина.

Что касается цветовых сочетаний, основных направлений всего два.

Первое заключается в смягчении глубокого синего цвета мягкими приглушенными светлыми тонами. Светло-серый, белый, мягкий розовый, синий с зеленоватым оттенком и все холодные пастельные тона отлично гармонируют с аквамарином, позволяя создавать элегантные сдержанные образы.

пигмент

Этот модный цвет также сочетается с солнечно-желтым, ярко-оранжевым, красным и алым, коралловым, фиолетовым и зеленым.

искусственный ультрамарин

Дизайнеры не советуют  смешивать в образе больше двух цветов. А если не уверены в том, что цветовая комбинация будет удачной, обыграйте образ аксессуарами аналогичных цветов. И помните о том, что ультрамарин в сочетании с черным или другим оттенком синего — это беспроигрышно, но, стоит отметить, не всегда креативно и оригинально.

Ультрамарин — стабильный, уверенный, интенсивный, смелый, насыщенный и в какой-то степени эксцентричный цвет. Он эффектно смотрится не только в одежде, но и в других предметах гардероба — перчатках, ремнях, сумочках, обуви, шарфах.

На физиологию человека цвет действует почти автоматически, вот общие характеристики воздействия цвета:

при воздействии синего цвета снижается активность жизненных процессов, нормализуется дыхание и пульс, так как он считается пассивным, спокойным, холодным. Вызывает состояние созерцательности и размышления, способствует возвышенным и глубоким размышлениям на вечные темы. Он пробуждает стремление к героизму и альтруизму. Прекрасный вариант для жилища людей легких, но вдумчивых. Людям, склонным к тяжелым размышлениям и депрессивным состояниям, лучше избегать таких оттенков в своем интерьере.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email