Обновление пароля

 >  >  >  > Метасообщения. Полезная информация.

Метасообщения. Полезная информация.

04.01.2017 18:35     Просмотров: 1520     Комментариев: 119     

Здравствуйте!!!

Моя прошлая запись про созерцательность имела некоторый успех у публики.

Были высказаны разные, порой весьма интересные точки зрения. Диспут носил характер не просто беседы на лавочке у подъезда , но и некоторой около-научной беллетристики, за что я всех благодарю совершенно искренно.

Также были озвучены некоторые доселе мне неведомые вещи. С чем-то я согласна и готова посвятить время погружению в тему..  С чем-то - нет. Но с большим уважением отношусь к людям, нашедшим что сказать и выразить свои мысли в вежливой манере.

Одним из комментариев был вопрос - а не сама ли я с собой побеседовала. А тут и думать нечего - конечно, с собой и только! Я озвучила свои мысли и, если нашлись люди, имеющие что сказать на эту тему, то большое спасибо и за вопросы тоже  

Далее. Еще одной темой с некоторых пор меня занимающей, является тема метасообщений. Несколько человек тут на Ярмарке я уже атаковала своими вопросами. Мне были высказаны вещи, которые только еще больше воспалили мой интерес. Я решила посвятить изучению этого вопроса свое время и готова поделиться с Вами кое-чем из найденного.

Что есть метасообщение.

Большинство определений сведено вот к чему: Метасообщение - это сообщение о сообщении.

Это определенный вид невербального поведения, которое передает другим людям сообщения о Вас, как о носителе информации и о самой, Вами передаваемой, информации.

Так. Хорошо в общем-то понятно, о чем идет речь (ключевое слово - о чем идет речь!).

Используемые источники информации для этой заметки, вводную часть, посвященную метасообщениям, приводят таким образом:

"Вербальное сообщение, передаваемое словами — это лишь часть информации, которую аудитория получает во время выступления оратора. Не меньшее, а часто даже большее значение имеет невербальная информация — метасообщение, которое передается посредством мимики, жестов, изменений в дыхании и интонациях голоса."

Далее тема развивается о том, что определенными метасообщениями оратор способен доносить дополнительную информацию, которая в свою очередь либо подкрепит слова говорящего, либо в некоторых случаях способна подвергнуть текст речи полному сомнению вплоть до неверия и даже охарактеризовать самого говорящего определенным образом.

Внутри этого контекста метасообщения подразделяются на три группы - это:

1. Сообщения о говоримой информации (оратор способен вселить разные эмоции в слушателя на предмет крайней важности - малой важности, вызвать готовность к действию или наоборот просто информировать и оставить сообщение только к сведению и тд..) 

2. Сообщения о самом ораторе, как о уверенном в себе человеке или наоборот, как о референтном для слушателя или незначимом и тп

3. Сообщения об отношении автора речи к своим слушателям - расположен ли автор к ним, доброжелателен ли, предупредителен ли, считает ли своих слушатеплей, заслуживающими своего внимания или наоборот относится к ним как .. ну, в общем.. понятно как

изнанкин мир

 

Для того, чтобы научиться посылать публике или даже одному единственному слушателю нужное Вам метасообщение есть элементарные практики.

Например, для начала предлагается написать на бумажках нечто подобное: «я уверен в себе», «я стесняюсь», «мне интересно то, о чем я говорю», «мне скучно», «я очень хочу, чтобы аудитория поняла, о чем я говорю», «мне все равно, как воспримут мои слова». 

Затем зачитать текст нейтрального содержания, согласовываясь с эмоцией-чувством-предположением написанным на бумажке, которую перед чтением следует случайным образом вытащить из стопки. 

Банальной методикой научения чтению чужих метасообщений, является прицельный просмотр некоторых передач на телевидении. Не вдаваясь в разные не самые приятные моменты, скажу, что итоговые политические передачи авторства, в основном, одного (так называемые авторские программы) человека в качестве ведущего (их несколько есть по разным каналам) окажет наилучшую услугу в изучении этой темы. Также сюда можно отнести просмотр рекламных роликов, ну, и предвыборной агитации, прости Господи

Далее. Тема метасообщений широко используется в техниках НЛП.

Ничего крамольного в этой аббревиатуре я лично не вижу. Это прикладные методики, позволяющие людям внедрять свои идеи в массы в независимости от исходного количества человек в этих массах.

Все мы вольно или невольно, зная или не зная, в общем и целом пользуемся арсеналами способов из техник НЛП. 

Никто не говорит о том, что следует использовать какие-то полузапрещенные или запрещенные методы с корыстными целями. Речь идет, в основном, о том, как повысить продуктивность работы коллектива или конкретного работника, как руководителю обеспечить слаженную работу среди своих подчиненных.Это что касательно бизнес методик НЛП. Но и на своей собственной кухне или диване мы прекрасно пользуемся всем этим.

Метасообщениями в данном случае будут невербальные методы, поименованные ранее - кинесические (общетрактуемые - поза, жесты, мимика) и аутономические (то, что свойственно конкретному человекув свете передачи им невербальной информации).

В источниках приводят занятные примеры:

"..Один из методов носит название «шейпинг». Шейпинг связан с поощрением чего бы то ни было физиологическим путем. Примером может служить история с профессором психологии, который дал своим студентам задание: говорить комплименты или как-то иначе выражать свое одобрение женщинам, которые носят красные свитера. Запрещалось говорить что-либо о самом свитере; нужно было сказать что-нибудь вроде: «О, ты сегодня прекрасно выглядишь» или улыбнуться. Неделей позже профессор зашел в университетскую столовую и увидел, что вокруг него полным-полно женщин в красных свитерах.

Очевидно, студенты тоже решили поэкспериментировать над своим руководителем. Они договорились между собой начинать зевать и всем своим видом выражать скуку, если профессор появлялся в определенном месте аудитории. Как только он возвращался в другую половину комнаты, все студенты выпрямляли спины, кивали и изображали глубокий интерес к лекции. Через некоторое время профессор обнаружил, что ведет занятия, не покидая одной половины аудитории.."

"...Кроме того, можно ставить невербальные якоря для групповых процессов; для этого служат определенные сигналы, связанные с состоянием группы. К примеру, если группа находится в чрезвычайно продуктивном состоянии креативности, руководитель может добавить какой-то стимул, например хлопнуть в ладоши или сделать поощряющий жест. Вскоре становится достаточно одного только хлопка в ладоши или условленного жеста, чтобы инициировать креативное состояние.."

Что мешает нам с Вами дома на собственной кухне проводить подобные полезные эксперименты?

Пришел, допустим, хозяин домой в трезвом виде можно хлопать в ладоши и быть очень продуктивной

Пришел под шафе - тусклый взгляд, рассеянность, невнимание.. Потом, глядишь, постоянные хлопанья в ладоши и бешеная продуктивность.. А что - всем же охота быть в глазах людей прекрасным?! Зомбирование? Ну, да.. зомбирование.. Не иначе

 

Меня же в вопросе метасообщений более всего интересует их проявления на письме - то есть в речи не устной, а письменной и еще более конкретно в виртуальных сообщениях.

Для того, чтоб подробней изучить именно этот аспект я нашла автореферат одной диссертации и погрузилась в тему. Диссертация написана на факультете иностранных языков МГУ на соискание ученой степени кандидата филологических наук Луканиной М.В.. Автореферат озаглавлен так - "Реализация метасообщения в газетно-публицистическом тексте".

Как и любая научная работа, данная, полна цитат и ссылок на множество источников отечественной и иностранной научной литературы, да и автором проделан некий собственный путь в исследовании этого направления. Поэтому вопрос об объективности снят рецензентами работы  

Конечно, как и прочая научная, эта работа написана не самым простым языком, но в общем-то, кое-что выудить можно и нам.

Речь идет большей частью о том, как можно реализовать метасообщения на письме. Говорится о сферах применения письменных метасообщений - реклама, листовки, агитация, пропаганда, ну, и естественно, пресса.

Так же уделяется внимание наличию таких показательных вещей, как авторские колонки в средствах массовой информации и поднимается вопрос о том, почему одну и ту же информацию, разные люди предпочитают читать в разных изданиях и более того, внутри одного издания выбирают себе определенного публициста.

Говорится о так называемых фишках каждого автора, манере письма, стилистических оборотах и тп.

Само метасообщение рассматривается как некая оболочка над смыслом написанного. А сам смысл видится автору в двух ипостасях - как текст и подтекст. Где за подтекст принимается:

"Термин подтекст оказался всего лишь метафорическим обозначением того же понятия, которое обозначается термином внутренний смысл, имплицитное (внутреннее) содержание. Метасообщение, однако, направлено не столько на раскрытие имплицитного смысла, а скорее на указание, как следует толковать (интерпретировать) то или иное высказывание, зачастую исходя из подтекста. Имея много схожего с понятием "подтекст", метасообщение предстает гораздо более общим понятием, включающим как вербальную, так и невербальную коммуникацию, как план имплицитного, так и план эксплицитного (внешнее) выражения, а подтекст является его предшествующим уровнем" 

В итоге смысловая составляющая любого письма, в общем понятии, представляет собой матрешку, где "..в центре находится сообщение, которое может быть адекватно воспринято только с учетом подтекста, интерпретацию которого в свою очередь обеспечивает метасообщение"..

(на всякий случай -  Конгруэ́нтность (лат. congruens, -ntis — соразмерный, соответствующий) в широком смысле — равенство, адекватность друг другу различных экземпляров чего-либо (обычно — содержания, выраженного в различных формах, представлениях) или согласованность элементов системы между собой).

В работе автор изучает иностранную качественную (термин автора) прессу и выводит определенные мысли в качестве выводов.

Говорит о коммуникационном менеджменте и переносе изучаемого смысла метасообщения с психологической точки зрения на лингвистическую (то есть, приводит понятие метасообщения и на письмо, а не только в устные контакты).

Выводит смыслы текста, подтекста и интерпретации.

Именно интерпретацию прочитанного считает метасообщением. Но не только в качестве понятия подтекста, а и при помощи декодирования средств личного отношения автора к тому, что он пишет.

Итог всего. Выводы.

1. Вопрос - На кой черт нужны знания о метасообщениях на Ярмарке мастеров?

Ответ - Знания о метасообщениях нужны для организации письменной работы магазина. Будь то верные описания товара и прочий копирайтинг или чуткое отношение к переписке с клиентами.

(тот, кто считает, что это лишнее вполне может так считать и дальше - я не настаиваю )

2. Вопрос - Какие техники метасообщений доступны на письме?

Ответ - Стилистические, лингвистические, семантические (смысловые), знаковые (использование так называемых смайлов или их заменителей) прикладные текстовые вещи - метод повторений, метод неожиданностей, романические приемы.

3. Вопрос - Сильней ли метасообщение от харизматичного Мастера нежели от обычного ("несветящегося" и неузнаваемого за ненадобностью самому автору) или новичка?

Ответ - Нет. Не сильней (или не всегда сильней), но понятней.

4. Вопрос - Стоит ли злоупотреблять метасообщениями в корыстных целях?

Ответ - Нет. Не стоит. Расшифровывать что-либо любят далеко не все. Вопрос о Вас (обо мне, о любом), как о мастере кодировки информации весьма спорный и может быть трактован самим автором не верно.

5. Вопрос - Можно ли использовать, как практикум для отработки написания текстов с метасообщениями, способы используемые в устной речи?

Ответ - Можно. Почему бы и нет. Попробовать писать тексты, исходя из тех же самых, используемых на тренингах, позиций - "я уверен в своем товаре", "мой товар лучший в своем роде", "мой товар не экслюзивен, но его качественные характеристики выводят его на передний план", "я использую только самые лучшие материалы", "я использую бюджетные материалы, но на качестве работы и новизне идеи это никак не отражается, за исключением лучшей цены

6. Вопрос - Что делать, если в Вашей письменной речи полно метасообщений (очень грубо говоря, Вас мало кто понимает)?

Ответ - Оставлять как есть. Это Ваша личная характеристика, как дополнительный изюм. В плане работы магазина - сводить свои тексты (если они кажутся Вам препятствием к продажам) до унифицированных, удобоваримых форм. Статьи о копирайтинге на Ярмарке Мастеров есть в архивах.

..........................................................

Если вся прочитанная информация кажется Вам бредом сивой кобылы и не принесла вышеупомянутой в заголовке пользы, прошу строго не судить и иметь в виду, что структурировала я знания, в общем-то, для себя с надеждой, что и читателю они могут показаться интересными и, быть может, нужными.

..........................................................

Еще одна полезная информация, найденная в период праздников. 

В инстаграме я подписана на одну чудесную гражданку.

Кроме акварелей она занимается фуд-фото, а еще печет хлеб.

Картинки ее выпечки способны свести с ума даже непотребляющего в пищу хлеб..

Пролистывая на днях ее микроблог я увидела, что на вопрос о своих знаниях и умениях в хлебопечении она ссылается на программу "Честный хлеб" на канале "Кухня ТВ".

 

Ждать такой программы и искать ее в нынешней сетке вещания телевидения возможности у меня не было и, как весгда, на выручку пришел интернет. Все выпуски передачи есть на ютубе по порядку. И там, с самых азов, в реальном времени две тетеньки пекут самые разные сорта хлеба. По мотивам передачи был дважды испечен один хлеб - простая булка (он так назывался) и сдобные рогалики.

Получилось прекрасно, главное не отступать от их в начале весьма простых рецептов (а пекут они по советским ГОСТам) и еще один вывод - Макфа пока лучшая мука из опробованных. 

Большое спасибо за уделенное прочтению время.

Вся информация для приводимых цитат и картинки взяты из открытых источников интернета.

Ключевые слова:  
Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
 

Сообщение модератору

Отправьте сообщение модераторам, если считаете, что данная работа нарушает Правила Ярмарки Мастеров.

Модальное окно для уведомлений

Шаг 1 из 3: Создание магазина

Откройте собственный онлайн-магазин в несколько простых шагов и зарабатывайте любимым творчеством
Как будет называться магазин?
Какой у него будет web-адрес?

Шаг 2 из 3: Регистрация

Укажите контактные данные для своего магазина. Уже есть аккаунт?
Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

Шаг 3 из 3: Проверка email

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email
Остался завершающий шаг! Мы отправили Вам письмо, перейдите по ссылке в нем, чтобы подтвердить свою почту и начать работу с магазином.
Если письмо не пришло — можем отправить еще раз