Да, лет эдак 30 назад, было не такое разнообразие и доступность материалов, как сейчас, но все же побольше, чем пару тысячелетий назад :) Интересно? Ну, тогда поехали!
Итак, для кого-то я сейчас может быть открою «Америку», а кто-то уже и так в курсе всего этого. Но почему-то мне захотелось написать о мозаике, как материале, поскольку сама работаю в этой области уже более 14 лет...
Не буду углубляться в историю возникновения мозаичного искусства, этой информации много в интернете, более того, в моем дипломе почти треть посвящена именно этому. Если все же кому-то будет интересно, я напишу отдельную статью.
В наше время, когда рукоделие, хендмейд и все, что делается руками при помощи несложных инструментов, начало цениться и стало модным в какой-то степени, многие осваивают различные техники рукоделия, смешивая разные материалы и технологии. Кажется в век высоких технологий это странным, но нет! Вся наша действительность дуальна, развиваются технологии — в противовес развивается рукоделие.
На сегодня все материалы, используемые в работе, можно разделить на 5 видов:
- стекло;
- керамика;
- камень;
- металл;
- природные материалы (органика).
Теперь о каждом подробнее с картинками.
Стекло, или стеклянная мозаика — по сути, искусственный материал, произведенный человеком, и у него есть одна особенность. Это самый часто используемый вид с тех времен, как человек научился его делать. Сюда входит смальта, технология производства и состав которой почти не менялись с момента ее изобретения, а это 2-1 век до нашей эры.
Мозаика из стекла, выпускаемая промышленным способом. Сначала варится, как супчик, из различных компонентов (сырья), а потом из этой массы методом штамповки получаются клеточки (кружочки, треугольнички и прочие геометрические фигуры).
Витражое стекло. Производство стекла схоже с производством мозаики на этапе «супчика», но далее все немного по-другому. Стекло тянут, как ленту на металлический конвейер, постоянно нагревая, чтобы оно не теряло своей пластичности, получается такая длинная бесконечная стеклянная «тряпочка». Потом эту, еще тепленькую, «тряпочку» аккуратно режут и тянут следующий кусочек. После остывания застывшие листы стекла аккуратно режут еще на меньшие куски и отправляют на упаковку. А мозаику уже делают из обрезков, которые в витраж не пойдут ввиду мелкости кусочков.
Стеклянный дрот (цветные неполые стеклянные палочки) более известны мастерам, занимающимся лэмпворком. Дрот производят промышленным способом, диаметр такого стержня может колебаться от 2 мм до 3 см. Стеклодувы при помощи дрота сначала формируют кусочек стеклянной массы на металлическом стержне, а потом выдувают, как шарик, вазу или любой сосуд. При желании дрот можно сделать и самим из остатков, стекла, смальты при помощи газовой горелки. Вот как дрот выглядит после промышленного производства. В сечении он всегда круглый!
Одна очень известная итальянская компания даже выпустила эксклюзивную серию оправ для очков, в которых использовалась микромозаика из спаянных вместе цветных дротов.
Бусины, бисер и стеклярус — это все, в общем-то, стекло. Из них также можно сделать панно, микромозаику. Только нужно будет запастись лупой, пинцетами и терпением. Но об этом в другой теме.
Сейчас очень модно собирать картины из «алмазной мозаики». Скажу сразу, ни к алмазам, ни к мозаике этот вид рукоделия не имеет никакого отношения. Это «создание» картин при помощи акриловых стразиков, имеющих огранку. Я бы даже не назвала это рукоделием. Больше всего мне это напоминает «раскраски» по номерам или собирание пазла. Да, сами по себе эти виды препровождения досуга имеют место быть. Воспитывают терпение и усидчивость. Но к творчеству, полету фантазии и рукоделию они не имеют никакого отношения. Уж простите меня!
Керамика и керамогранит. Родственные по происхождению материалы, но отличие все же есть. Не буду вас грузить в этой статье технологией производства, особенностями состава и отличиями физических свойств. Если будет интересно, я посвящу этому отдельную статью. Для упрощения в данном контексте: керамика — все, что покрыто цветной или бесцветной глазурью, с обжигом. Форма также может быть любая: квадрат, круг, ромб.
Керамогрнит — керамика без покрытия, но имеет тот же цвет на изломе, что и на поверхности, также по технологии изготовления схожа с производством керамической плитки и мозаики.
Технология производства керамики еще более древняя, чем у стекла. Возраст черепков древних сосудов датируется 18-17 тысячелетием до н. э. Понятно, что, в первую очередь, из керамики делали фигурки, скульптуры и потом уже посуду. Но посуда билась, оставались черепки — вот из них цветных и разных по размеру древние люди начали собирать мозаику. Понятно, что цветовая палитра керамики скуднее, чем у стекла — этим и объясняется большая и по сей день популярность второго! Стекло долговечнее, оно не теряет своих свойств; цвета, прочности и блеска с течением времени. Ну, если конечно, не бросать на него гирю. Да, стекло — вечный материал! Оно не боится ни мороза, ни огня, ни воды, ни ветра! В стекле можно добиться больших эффектов, чем в керамике. Оно может быть прозрачным, с разводами других оттенков внутри, оно может быть с внутри запаянным золотом и серебром. С переливами золотистого песка (эффект авантюрина). Оно может имитировать натуральный камень! И еще один большой плюс по сравнению с другими материалами. Его можно переплавить, любые обрезки, разбитые вазы и окна, любой бой стекла, бутылок, даже стеклянная пыль — все является сырьем для нового стекла!
Но керамическая мозаика имеет место быть! Всем известен парк Гауди в Барселоне — полностью керамическая мозаика! Итак, керамическая мозаика — это плитка любая (разбитая случайно или намеренно на маленькие кусочки), промышленно изготовленная методом штамповки, чашки и блюдца из фарфора, фаянса и майолики — тоже керамика и могут обрести свою вторую жизнь в чьем-то панно! Керамика — теплолюбивый материал и большее свое распространение она получила в солнечных странах (Испания, Турция, Африка)
Камень. Сюда можно отнести все известные нам виды минералов — известняк, мрамор, оникс, гранит, полудрагоценные камни, даже морская галька также является камнем — обточенным морем и временем.
Еще сюда я бы отнесла и янтарь, хотя это самоцвет органического происхождения — застывшая и окаменелая смола. Все же помнят знаменитую янтарную комнату, она была создана в технике флорентийской мозаики, собрана из спилов и кусочков этого уникального самоцвета!
Металлическая мозаика. Понятно, что цветные и черные металлы нынче дороги, поэтому и мозаика из них не дешевая. Более того, если бы клеточка 2 × 2 см была сделана полностью из металла, она бы весила очень много и «фонила». Поэтому при производстве современной металлической мозаики промышленным способом чаще всего используют нержавеющую сталь, латунь, реже медь! Более того, сам кусочек состоит из 2 слоев. Первый — основа. Материалом ее изготовления может быть керамика или пластик. На него крепится лицевой слой — накладка из металла, как крышечка. К керамической основе она крепится специальным клеем.
Понятно, что такие кусочки уже не наколешь и не нарежешь, но и зачем? Обычно такую мозаику используют в интерьерах в стиле хай-тек. А там, как правило, царят минимализм и строгость!
Природные материалы или органика. Нет-нет , человеческие кости, зубы и ногти мы не будем рассматривать в этом случае. Я лучше поподробнее расскажу о иных природных материалах. Все мы любим собирать ракушки на берегу моря. Они такие красивые, нежных оттенков, с перламутром и блеском. Предприимчивые азаитские любители собирать ракушек придумали технологию, как под давлением и нагревом расплющивать эти самые ракушки. А потом пилят их на кружочки, квадратики, многоугольники. Толщина такой мозаики всего 1 мм, ракушки же тонкие, но по прочности и сопотивлению на излом они лучше керамики и стекла! Вот так! Оттенки ракушек, как оттенки жемчуга: белые, розовые, желтоватые и черные!
Если увидите ярко-красные, фиолетовые и темно-коричневые отенки, знайте, это исходно белый перламутр, окрашенный химическими красителями. Краска пропитывает все внутренние полости и чешуйки, закрепляется внутри паром и такую «крашеную» мозаику можно мыть, лить на нее воду. Но! Со временем, она постепенно выцветает, как обои, на которые постоянно падает солнечные цвет! Интерьеры из этого природного материала выглядят очень стильно и дорого!
Деревянная мозака! Вот уж поистине безграничный в использовании материал для нашей страны! А главное, очень доступный, ведь он буквально под ногами валяется! И многие используют древесину, а именно спилы можжевельника (как же он пахнет), березы, ели, вишни и многих других деревьев в качестве материала для мозаики! Дерево можно тонировать, покрывать блестящим или матовым лаком.
Кокос, по сути, тоже «дерево», но имеет более плотную структуру! Материал красивый, натуральный, но специфический. Поскольку орех всегда круглый, то идеально ровную мозаику из ореха не сделать, кусочки всегда немного выпуклые. Да и цвет кокоса, в отличие от дерева, всегда примерно один. Только поверхность может быть матовой или полированной.
Не буду надолго отанавливаться на мозаике из продуктов питания, макарон, круп, бобовых, колечек для завтрака, кофейных зерен, чипсов, колбасы, суши и так далее... Все-таки такая мозаика — не долговечна! Она больше подходит для творчества с детьми, вооспитания усидчивости, ну и доступность материалов — большое преимущество!
И напоследок, для вдохновения, панно из необычных материалов, которые не все бы даже догадались использовать для этого. Вдохновляйтесь!
Мозаика из гвоздей или шурупов (металл)
Мозаика из винных пробок (дерево)
Мозаика из таблеток и пилюль (органика). Символично правда?
А как вам мозаика из кубиков-рубиков?
Поэтому творите из чего хотите! Творческих вам успехов!