Если наше дело - в шляпе,
Если наше тело - в шляпе,
Если даже мысли – в шляпе,
Значит, в шляпе-то – вся суть!
Предлагаю для рассмотрения краткий пересказ книги Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», который
предложил интересный подход к рассмотрению и оценке любых случающихся с нами ситуаций. Данная методика используется
на тренингах топ-менеджеров, для приобретения навыка разносторонней оценки ситуаций в бизнесе и не только.
Главная трудность, возникающая в процессе обдумывания какого-либо вопроса, состоит в преодолении
беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень
многое, если не все, - стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения
и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о
прошлом.
Усвоение простой идеи, предлагаемой Вашему вниманию, позволит навести порядок в «кладовой своих
мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность делать все размеренно и
своевременно. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии
«чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к
делу, и состоит предлагаемая идея шести «мыслеварительных» шляп, надевая одну из которых, мы выбираем
себе определенный тип мышления.
Каждой из шести наших шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет – белый, красный,
черный, желтый, зеленый и синий. Цвет шляпы определяет ее название и связан с ее назначением.
Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе мы излагаем цифры, факты и
объективную информацию.
Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции и внутреннее напряжение. В красной шляпе будем
отдавать себя во власть чувств, следовать за предчувствиями и интуицией.
Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий. В черной шляпе мы будем испытывать негативизм и
искреннюю убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо».
Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Желтая шляпа полна оптимизма; под ней
живет надежда, позитивное мышление и поиск благоприятных возможностей.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа
символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Синяя шляпа. Синий цвет холодный; это – цвет неба. Синяя шляпа связана с целостным контролем,
дисциплиной, а также с организацией и управлением мыслительным процессом.
А теперь немного подробнее о каждой из них.
Шляпа – белая как снег.
Представьте себе компьютер, который по нашему требованию выдает необходимые цифры и факты. Он
бесстрастен и объективен. Он ничего не объясняет и не высказывает личных соображений.
Надев белую мыслеварительную шляпу, человек уподобляет себя такому компьютеру. Мы и надеваем ее в те
моменты, когда возникает необходимость с компьютерной точностью заполнить информационный пробел.
Мышление в белой шляпе должно быть практичным. Практичность же в данном случае подразумевает умение
вычленить рациональное зерно фактов из шелухи обильных домыслов и способность выстроить полученные
сведения в порядке достоверности содержащейся в них информации.
Мир наших чувств под сенью шляпы красной.
Образ мыслей, формируемый красной шляпой, связан с чувствами, с проявлением эмоций. Эмоции – это
субъективное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Если чувствам и эмоциям
«закрыт прямой доступ» к процессу нашего мышления, они будут воздействовать на него в косвенном
порядке. Укрыться от их влияния чрезвычайно сложно, если вообще возможно: эмоции, чувства,
предчувствия и интуиция обладают удивительной проникающей способностью и представляют собой
реальную силу.
Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот это я чувствую по поводу
данного вопроса».
Красная шляпа придает чувствам и эмоциям их законную силу, в результате чего они становятся элементом
нашего отношения к ситуации и частью нашей системы внутренних ценностей.
Шляпа цвета мрачных настроений.
Мышление в черной шляпе специализируется на вынесении негативной оценки. Надевающий черную шляпу
человек занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто
ошибочно. Он не занимается поисками возможностей исправить недочеты; это не его прерогатива: он
критик, в определенном смысле разрушитель, а не творец. Его дело указать на то, что не сработает и
предупредить о возможной опасности. Его назначение – нанести на карту нашего отношения к ситуации
максимальное число зон повышенной опасности и риска. Именно в этом и заключается польза от занимаемой
им позиции. Человек в черной шляпе обязан извести всех своими критическими замечаниями,
предупреждениями, предчувствиями и предречениями. А иначе – зачем ему вообще надевать черную шляпу?
В шляпе цвета солнечного света.
Быть позитивным в своих настроениях или нет – зависит только от нашего желания. Мы имеем возможность
при рассмотрении любого вопроса сознательно сосредоточить свое внимание исключительно на входящих в
его состав положительных моментах. И это нам позволяет проделать желтая шляпа.
Положительная оценка может быть основана на опыте, находящейся в нашем распоряжении информации,
цепи логических умозаключений, прошедших курс переосмысления намеков, предположениях и надеждах.
Словом – почва для зарождения оптимистических настроений у каждого из нас имеется.
По своему назначению желтая шляпа прямо противоположна шляпе черной. Черный головной убор имеет
дело с негативной оценкой, а желтый – с позитивной.
Мышлению в желтой шляпе свойственен настрой на осуществление новых идей, стремление разглядеть в
предложенном плане все присущие ему положительные моменты и выдвижение конкретных предложений.
В зеленой шляпе вдохновения.
Зеленая шляпа призвана обеспечивать своему обладателю творческий настрой. Основным назначением
мышления в зеленой шляпе является целенаправленный поиск альтернатив. Обладатель зеленого головного
убора должен заставить себя выйти за рамки привычного, очевидного и заведомо удовлетворяющего нас
своим результатом.
Взамен вынесения оценки выдвинутому предложению человек, надевающий зеленую шляпу, устремляет
поток своих мыслей на поиски новых решений. Отталкиваясь от предложенной идеи как от опорного камня
при прыжке через текущий ручей, обладатель зеленой шляпы ищет возможность продвинуться дальше и
получить идею новую, принципиально отличную от предыдущей.
Под небосводом шляпы синей.
Синий цвет символизирует всеобъемлющий контроль; он сродни образу неба, неустанно следящего за тем,
что происходит на вверенной его неусыпным заботам земле. Кроме того, синий цвет подразумевает
отчужденность, холодность и самоконтроль. Эта шляпа управляет течением наших мыслей в той же мере, в
какой оркестром управляет дирижер.
Надевая синюю мыслеварительную шляпу, мы говорим и себе и окружающим, какую из пяти оставшихся шляп
нам необходимо надеть. Мышление в синей шляпе указывает нам, когда следует сменить головной убор. Если
сравнить процесс мышления с процедурой ведения собрания, то человек в синей шляпе берет на себя
ответственность за безукоризненное ведение протокола. Надевая ее, мы приобретаем способность
отчетливо представить себе план наших действий в виде цепочки последовательных шагов.
Итак, к чему же мы пришли?
Самый большой враг мышления – его неструктурированность, или проще бессистемность, запутанность,
приводящая к смешению наших мыслей. Цель метода шести шляп – разложить наше мышление на составные
части, выделить в нем шесть основных типов, предоставляя тем самым человеку возможность в каждый
конкретный момент времени обращаться к одному сознательно выбранному типу мышления, а не
использовать их одновременно.
Даже когда мы имеем все основания считать себя людьми достаточно грамотными и способными обходиться
без метода шести мысле-шляп, его рассмотрение, безусловно, пойдет нам только на пользу, поскольку работа
нашего мозга станет еще более эффективной. Талантливый человек всегда сумеет извлечь из каждого
предложения значительно больше пользы и тем для рождения новых идей, нежели любой другой.
И в заключение хотелось бы сделать замечание в желтой шляпе: «Попробуйте этот метод на себе».