Тайны пыльного чердака

Тайны пыльного чердака | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Красивая и трогательная статья о мишках и чуть-чуть обо мне. Написала студентка журналистского факультета Татьяна Новаш.

Тайны пыльного чердака

Поднимаемся по шаткой лестнице, поворачиваем ключ в ветхом замке, открываем скрипучую дверь и оказываемся на пороге мистического мира, окутанного пылью времени. Идём исследовать укромное место под крышей.  Дощатый пол устлан половиками, вязанными из грубой пряжи, в углах обосновались вселяющие страх пауки, сквозь опутанное паутиной окошко едва пробиваются лучики света. Ступаем осторожно, как будто проникли в старинный храм, где никто не смеет нарушить тишину. Чувствуем, как приобщаемся к таинству прошлого. Не шумим, украдкой озираемся, начинаем открывать коробки. Здесь хранятся семейные реликвии: мамины и бабушкины платья советских времён, куклы со сбившимися в колтуны волосами, гирлянды и стеклянные шары для новогодней ёлки, стопки зачитанных книг, связки истрёпанных газет, письма, открытки, школьные тетрадки... И в тот момент,  когда готовы были отпустить своё прошлое, находим в залежах ненужного что-то родное, что-то, к чему прикасались детские ладошки.

Общество брошенных игрушек                                                     

Игрушки, которые были участниками вымышленных пикников, понарошку выстраивались в очередь к доктору и ходили за продуктами в импровизированный магазин, водили хороводы, вдруг оказались на мрачном чердаке ненужные и нелюбимые. С тех пор, как из родного дома их выгнала хозяйка, игрушки  принадлежат этому убежищу  мышей и   жутких насекомых.

Такая же судьба настигла мишку Тедди. Беззаботная игрушечная жизнь однажды была омрачена переездом его семьи на новое место жительства. Опустелый дом готовился к сносу. Бывшие хозяева вынесли все ненужные вещи во двор. Среди выброшенных предметов оказался сам плюшевый медвежонок. Промозглые осенние дни он проводил в груде хлама, не в силах выбраться. Вскоре пошёл снег. Мишка задрожал, его нос стал синим от холода, а мех поблёк. Тедди пролежал неподвижно всю зиму. С наступлением весны у дома стала иногда играть маленькая девочка. Однажды она обнаружила медвежонка в ворохе домашней утвари и вытянула его. Необычный серый цвет меха удивил     девочку. Тедди был не похож на тех медвежат, с которыми она любила играть, новых, пушистых, коричневых. Тот, кого она ласково взяла на руки, был серый, с посиневшим носом и проплешинками на швах. Несмотря на всю неухоженность, мишка ка-зался девочке совершен-ным. Она поспешила отнести Тедди бабушке, чтобы та починила игрушку. Так медвежонок, теперь высушенный, залатанный и согретый лаской, обрёл дом и стал любимым В среде рукодельниц эта история наиболее полно объясняет самобытность и популярность игрушек в стиле тедди, воспроизводит суть творчества.

Мастер-теддист Юлия Асядовская автор стилизованных под старину игрушек, участница многих  выставок, включая международные. Она занимается созданием текстильных кукол и игрушек-тедди          четыре года.  Любовь к творчеству автору прививали с детства: рисование, лепка из пластилина, шитьё одежды для кукол, сочинение рассказов, изучение художественной керамики. «Я считаю, что у меня всё-таки есть какое-то творческое начало, потому что двоюродный брат моего дедушки – Анатолий Астрейко, известный белорусский поэт. Отец увлекался фотографией – с детства наблюдала этот процесс. Мама всю жизнь проработала заведующей детской библиотекой: мы столько книг перечитали...», – отмечает Юлия.

Создание игрушки.

Юлия проходит вместе с игрушкой весь путь от первого стежка до упаковки, на её глазах рождается жизнь, появляется характер, который определяет историю, судьбу. Тедди шьются лимитированными партиями, чаще в единственном экземпляре. Создать оригинальное изделие мастеру помогает особая техника – искусственное состаривание. Мишки изготавливаются из плюша, мохера, вискозы на основе хлопчатобумажной ткани. Все потёртости, пятна, дырочки, заплатки на самой игрушке или на её одежде сделаны не по небрежности, а специально. Материал вытирается наждачной губкой до появления эффекта изношенности, снимается блеск, намеренно создаются и штопаются прорехи, пришиваются заплатки. Все перечисленные шаги способствуют созданию иллюзии залюбленности игрушек, как будто уже несколько поколений детей играли с ними. По мнению Юлии, игрушка, выполненная в такой технике, имеет более сформированный облик и характер. «Моей душе близок такой образ игрушек. Мне не нравится делать что-то пушистое, пёстрое. Не люблю излишеств». Для наполнения изделий используются древесные опилки – традиционная набивка. Ведь когда эти игрушки появились, не было современных синтепона и холлофайбера. «Опилки податливый, благодарный материал, чуть увлажнив их, можно легко придать им нужную форму, в отличие от синтепона. К тому же опилки сохраняют неповторимый аромат. Можно сбрызнуть их эфирным маслом или добавить, например, сухую лаванду. Голова и лапки фиксируются при помощи Т-образных шплинтов и дисков, поэтому свободно вращаются. Тонировка и прорисовка деталей акриловыми, масляными красками, пастелью завершает образ, придаёт ему индивидуальность. День, когда у игрушки появляются глаза, считается датой рождения и отмечается в паспорте.

Игрушечные дети

Для Юлии мишки, зайки, слоники – как родные дети: «Каждое моё творение – это мой любимый игрушечный ребёнок, заласканный и обязательно поцелованный». Они разные: кто-то грустный, мечтательный, задумчиво смотрит в окно, а кто-то, наоборот, весёлый, неугомонный, игриво усмехается. Главное – разглядеть в игрушке родное существо. Они хотят стать счастливыми в чьих-то тёплых руках, хотя и не скажут об этом вслух. Как будто просят: «Обними скорей! Не отпускай! Не ставь меня обратно». Покидая родительский дом, игрушки уносят с собой настроение и переживания автора. Это живые существа с частичкой души мастера-родительницы, не похожие друг на друга. «Им так нужны забота и любовь. И чтобы в руки брали их почаще».

Журналист Татьяна Новаш. Минск.

рассказ, статьи, мишка, тедди, история, рассказы, медведь

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Комментарии
Комментариев пока нет