Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Всё о продажах > Как не потеряться на Ярмарке Мастеров, или Мой опыт в продвижении магазина

Как не потеряться на Ярмарке Мастеров, или Мой опыт в продвижении магазина

Виды творчества:   Разные виды творчества
Do It Yourself / Сделай сам

Конец года — это не только предпраздничная суета, но и время подводить итоги и наводить порядок в делах, чтобы вступить в новый календарный год в полной боевой готовности к дальнейшему движению и развитию.

К чему это я? А вот: последние пару лет я работала-работала, не поднимая головы. Не было времени отдышаться, перевести дух, обдумать, как идут дела. Недели мелькали, поделенные отправками и сборками, календарем блога, закупками и подсчтом расходников.

Но вот сейчас, находясь в отпуске, вдали от своего рабочего пространства, появилось время подумать. И это, может быть, будет полезно тем, кто только начинает свой путь на Ярмарке, или еще кому-то. В этой статье не будет картинок, которые призваны, вроде как, облегчать восприятие. Зато будет много моего опыта и много рабочих методик. Так что, если вам нужен результат, восприятие придется напрячь.

Больше двух лет назад была написана эта статья, "Еще 10 советов новичкам и тем, у кого не получается.." Статья многим понравилась, говорят, что она мотивирующая :) Хорошо, если так :) А сегодня я попробую собрать еще несколько советов, так сказать, спустя два года. Надеюсь, и они окажутся полезными.

Итак, вы открыли магазин на Ярмарке Мастеров. У вас есть работы, которые вы делаете хорошо и хотите продать. Про "хорошо" напишу чуть ниже. Вы уже оплатили Клубную Карту, смастерили аватарку и баннер и даже, о небо, все свое хозяйство рукодельное красиво сфотографировали и обзавелись приличной витриной. Это все те вещи, на которых останавливаться, полагаю, нет никакой нужды — в Журнале есть целые полотнища великолепных текстов, иллюстрированных картинками из интернета, которые все расскажут о необходимости аватарки.

Все готово, двери магазина гостеприимно распахнуты перед покупателями.

Эта ситуация мне очень напоминает поступление в ВУЗ — школа позади, вступительные экзамены кое-как повержены, юные таланты воодушевлены блестящими перспективами, им кажется, что весь ужас позади. А ведь на самом деле все только начинается — зубрежка, сессии, экзамены "навылет", никаких поблажек и сочувствия. Курсовые, диплом... А дальше — еще более впечатляющий жизненный виток... но не будем углубляться в аналогии, суть, думаю, понятна.

Покупатели просто так не придут. Нет, безусловно, если мастера устраивают редкие, случайные продажи раз в пару месяцев и под Новый год, если он занимается магазином в качестве развлечения, вопросов нет, эта статья вообще тогда не будет полезной, она о другом.

На регулярные, стабильные продажи в сезон и не-сезон надо пахать. Усердно и без устали.

Формула успеха и востребованности очень простая и лежит на поверхности — возьмите то, насколько ваши работы хороши, и умножьте на то количество времени и энергии, труда, которые вы готовить тратить на их продвижение.

Вот тут вернемся к тому, что такое "хорошо", а что такое "плохо". Я не очень люблю писать очевидные вещи, постараюсь их избежать по максимуму. Если у мастера отсутствует или нарушена способность к самокритике — у него обязательно будут проблемы с продажами. Да и вообще по жизни :) Причем, в обе стороны, плохо свои творения как переоценивать, там и недооценивать. Недооценивать, кстати, хуже :) Я не знаю, можно ли научить самокритичности, но так или иначе, мастер должен сам понимать и быть уверенным в том, что он делает хорошо, а что мог бы лучше. В общем, будьте честными с собой, прислушивайтесь к внутреннему критику, но не давайте ему парализовать вашу работу. Смотрите, как делают другие, но ищите что-то свое. Будьте уверены в себе и своей способности чувствовать время и ситуацию. Если вы научитесь адекватно себя критиковать — это уже половина успеха.

Обратимся ко второй половине формулы и поговорим о ней подробнее. Эта сторона дела сугубо практическая, поэтому о ней говорить проще. Я расскажу вам о тех многочисленных способах, которые я использовала в своей работе и о том, насколько они были эффективны. Какие-то из них я использую постоянно, от каких-то отказалась полностью. 

Общая суть дела такова — вы, вместе со своими чудесными творениями, должны быть видимы окружающим. Среди окружающих некоторые являются покупателями. Некоторые покупатели являются вашими покупателями и уже вас ищут, быть может, сами об этом не зная.

Вам надо им показаться. Показываться желательно настолько часто и "громко", насколько осилите. Это занятие не всегда простое, не всегда приятное. В основном очень муторное. Но необходимое.

Мешать вам будут все остальные, которым тоже нужно показываться.

Итак, какие есть способы заявить о себе на Ярмарке Мастеров?

1. Блог

Это моя наилюбимейшая тема. Ну, вы наверное, знаете :) Конкретно для меня это основной трамплин продвижения. О том, как можно эффективно для продаж выделиться с помощью ведения блога, у меня есть отдельная, большая статья. Вот тут Там много полезного для всех, кто рассматривает для себя возможность ведения блога.

Тут скажу в двух словах. Если вы наполните свой блог интересным и полезным контентом, то незамеченным не останетесь. Не хотите делать мастер-классы, пишите публикации. Подходите с делу с душой, как и ко всему, что делаете. Это трудно и часто недешево, нужно научиться всяким хитрым штукам вроде фотосъемки и ретуши. Но все эти трудности многих пугают, значит, свободнее дорога :) 

2. Каталог

Это мое второе по эффективности средство привлечения аудитории. Как показывает практика, по каталогу гуляют много людей, и они интересуются размещенными там работами и их авторами. Старайтесь выставлять новые позиции регулярно, оптимально — пару раз в неделю. Но вообще, зависит от конкретной рубрики каталога, старайтесь не уходить в "небытие". Если у вас есть несколько новых работ — не выставляйте их все сразу, потерпите несколько дней. Если у вас есть работы, которые давно "лежат" — переснимите их, сделайте более хорошие снимки и дайте позиции новую жизнь в своем магазине. Здесь же стоит напомнить о ключевых словах, об оптимизации поиска, но я, если честно, об этом мало что знаю. Делаю по наитию, исследований эффективности не проводила.

3. Конкурсы Ярмарки Мастеров

Еще одно наикрутейшее средство для продвижения. Все конкурсы — это интереснейшие события, которые привлекают внимания множества посетителей портала. Вы можете даже не претендовать на победу, но вообще-то, если хорошо подготовиться и рассчитать силы — победа абсолютно реальная. Очень здорово помогает участие в "Образцовом магазине", в конкурсах публикаций и мастер-классов. Если вы любите создавать коллекции — то вам в "Собирай призы!". В общем, каждому можно найти что-то по вкусу. 

Часто можно услышать мнение, что, мол, без большого количества подписчиков в конкурсах победить невозможно. По этому поводу могу сказать следующее — во-первых, подписчики не сваливаются ни на кого здесь в виде рождественского подарка. Все, у кого они есть, так или иначе, их заработали. Заработать их можно весьма ограниченным количеством способов, о которых и речь в этой статье. Описывая их, я не обещаю, что вы станете звездой за неделю, но, скажем, нескольких месяцев — года — более чем достаточно для выхода на отличный уровень, вполне конкурентоспособный. Кроме того, все, кто не обладает обширным кругом подписчиков, склонны весьма и весьма переоценивать их значимость. Если хотите конкретики, то могу сказать, что какую-либо активность готовы проявить не более чем 1-3% от общего числа. Под активностью я имею в виду готовность поддержать вас в конкурсе в данном контексте. Это удобно чтобы в первые часы голосований оказаться чуть выше конкурентов, но для победы и стабильного нахождения в ТОПе — абсолютно недостаточно. По совокупности всего вышесказанного, подведу итог — кто хочет — делает, кто не хочет — ищет объяснения. 

4. Собственные конкурсы, розыгрыши и "конфетки"

Этот способ продвижения стремительно теряет свою эффективность и на сегодняшний день лично для меня уже не представляет интереса. Подобное мнения, я знаю, имеют некоторые мои коллеги, ведущие дела в соц. сетях — там все то же самое. Еще пару лет назад это был эффективный способ, но на сегодняшний день предложениями в духе "Айфон за репост" уже никого не впечатлить. Может, виной тому недоверие к организаторам, может, избыток предложения. Я думаю, причина может быть еще и в том, что обычная схема всех подобных розыгрышей — "Вы меня рекламируете — я (может быть) дам вам приз" неприемлема для большинства владельцев крупных аккаунтов с "живой" аудиторией. Например, если бы я разместила чью-то рекламу в своем блоге здесь, это гарантированно принесло бы ему много пользы. Но для меня это — определенное снижение репутации среди своей аудитории, потеря ее лояльности. Кто-то обязательно отпишется — ведь он подписывался не за тем, чтобы читать рекламу. И этого человека трудно за это винить. Так что подобные негативные эффекты не перевесит гипотетическая низковероятностная возможность выиграть айфон. Вот и получается — в розыгрыше участвуют те, у кого ценной аудитории нет и ли почти нет. Или те, кто не боится ее немного пораздражать, а таких не много. И все это резко снижает эффективность розыгрыша для его устроителя. 

5. Коллекции

Этот инструмент продвижения я бы хотела рассмотреть отдельно от конкурсов. И только в контексте попадания на Главную страницу. Это нелегко, но тем не менее, реально. Немного тренировок, если у вас есть интерес к этому делу — и ваша подборка будет оценена. Я не очень большой эксперт в этом деле, т.к. материалы для творчества из моего магазина в коллекцию не добавить — следовательно, инструмент для меня не актуальный. Но даже при таком подходе два-три раза мои подборки бывали на Главной. И это при том, что я их и двадцати штук не сделала за все время. Так что, все возможно.

6. Комментарии

В этом блоке я бы хотела объединить все, что обычно называют "активной социальной жизнью". Если вы любите общаться — то общение в Журнале, в Сообществе и других уголках Ярмарки можно попытаться превратить в еще один инструмент продвижения. Особенно, если вы умеете писать интересно, можете грамотно выразить свои мысли — вполне может работать, отчего же нет. В последнее время особенно набрала обороты тенденция использовать комментарии для "активного" пиара — особенно это касается конкурсов и коллекций. Я не хочу использовать слово "спам", и не склонна к морализаторству — в конце концов, если схема рабочая и мастеру находит в себе силы ее реализовать — то почему бы и да. Но вот рабочая ли — другой вопрос. Я никогда не прибегала к такому методу сама, но наблюдала его эффективность со стороны — так вот, по моим меркам, она крайне низкая. На подобные "призывы" у всех уже крепкий иммунитет. Так что стоит ли тратить время — каждый решает для себя сам.

7. "Черный" пиар

Ох, тема очень интересная, ее упустить нельзя. Во-первых, давайте определимся с терминологией. В данном контексте я подразумеваю следующее — различные ожидаемые или не ожидаемые эффекты негативной реакции аудитории на то, что вы делаете. Пишете в блоге, например. Это из близкого мне :) В большей или меньшей степени я довольно часто сталкиваюсь с этим. Не буду углубляться в подробности, шикарный пример для этого абзаца — мастер-класс по тапочкам, если кому-то интересно. Достаточно посмотреть на комментарии, а потом на рейтинг материала. И я тонко намекну, что определенная взаимосвязь между одним и вторым точно есть. 

Не все легко выдерживают психологически подобные эксцессы, я тоже первое время относилась к подобному эмоционально, но тут надо четко понимать, что это работа, и эту ее часть лучше делать с "холодной" головой, "горячую" лучше оставить для более творческих моментов :)

Если подвести итог к этому блоку — "белый" пиар — когда вы всем нравитесь и все вас любят — лучше "черного", я конечно, говорю об эффективности для продвижения. "Черный" пиар — лучше, чем никакого. Поэтому, как говорит мой папа, — "Делай хорошо, плохо само получится" :)

8. Реклама на сторонних площадках

Еще один способ продвижения, к которому я периодически прибегаю — это реклама на сторонних площадках, в соц. сетях. Такая реклама почти всегда стоит денег и не всегда эффективна. Но если найти какую-то золотую середину, то можно временами прибегать к методике. Самое простое — покупать посты у блоггеров и/или в группах, например, близкого вам профиля. Покупать можно за деньги, а у более скромных товарищей иногда и за бартер. Если вы пользуетесь площадкой какой-то рукодельной тематики — то эффективность выше — ведь ее аудитория с большой долей вероятности имеет аккаунты на Ярмарке или потенциально готова их завести. Есть небольшой лайфхак, как можно отследить эффективность такой рекламы — предложите в посте скидку за кодовое слово при оформлении заказа. Таким образом, если к вам придет покупатель и назовет код, вы будете точно знать, откуда он и что реклама работает.

9. Рукодельные онлайн-конференции

Однажды я в таком участвовала и можно сказать, что успешно. Успешно — в плане, что все прошло согласно оговоренным условиям, без обмана. Организация была на хорошем уровне. Но повторять не стану — трудозатраты, по моим субъективным ощущениям, превысили отдачу. Было тяжело и долго. Я не люблю выступать "онлайн", я интроверт и социофоб :) Но результаты были, аудитория у таких мероприятий обычно огромная. Есть мастера, которые нашли себя именно в этом формате. Так что, дело вкуса, я думаю, что по крайней мере однократно стоит принять участие и расставить для себя все точки над i.

На этом позвольте мне завершить этот текст. Надеюсь, было что-то полезное. ВашаНаташа.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору