Обновление пароля

 >  >  >  > Большой Взрыв, динозавры и всевозрастающее чувство тщетности, или Как бороться со стрессом из-за критики

Большой Взрыв, динозавры и всевозрастающее чувство тщетности, или Как бороться со стрессом из-за критики

Виды творчества:   Разные виды творчества
Большой Взрыв, динозавры и всевозрастающее чувство тщетности, или Как бороться со стрессом из-за критики | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Ни для кого не секрет, что даже творческая, любимая работа может иногда превращаться в кошмар. В случае творчества — это еще и страх критики, неприятия. Он есть у всех, вне зависимости от того, насколько человек успешен, чего он достиг. Всегда остается некотороая неудовлетворенность. С одной стороны, это даже хорошо, если есть желание и ресурс с ней бороться. Вроде как можно собрать себя в кулак и что-то поменять. Для некоторых это вполне рабочий вариант. С моей точки зрения — нездоровый — собирать себя в кулак и что-то менять гораздо эффективнее на взлете творческих сил, поощряя себя близостью новых достижений, а отнюдь не наказывая разрушительным чувством недовольства, но тут уж на вкус и цвет.

Но как быть, если эта внутренняя неудовлетворенность ест изнутри, а тут еще и снаружи добавляют? Или просто кто-то что-то обидное сказал. Или вы сделали крутую вещь, в которую столько всего вложено (для тебя это лучшая вещь на свете), а народ проходит мимо и пожимает плечами, и только некоторых это цепляет так же сильно, как вас?

1. Вспомните: все люди разные. Очевидный тезис, но не стоит представлять себе открытку в стиле "Дружба народов". Люди действительно разные: среди них есть герои и подлецы, порядочные и сволочи, добрые и не очень. И далеко не все плохие люди сидят в тюрьме. Есть уйма недостаточно плохих для тюрьмы, но весьма неприятных личностей. В том числе те, кто самореализуется за счет негативных высказываний в чужой адрес.

Это вовсе не о том, что человек, кторый высказал свое "фу" - плохой или желает вам зла. Это о том, что следует принять очевидную вещь: дже если вы сделаете разумное-доброе-вечное, найдутся люди, которым это поперек горла. Потому что, например, не придерживаются они "разумного-доброго-вечного". Или их представления об этом не совпадают с вашими. Или они с вами банально не на одной волне. Просто ответьте себе честно: вы правда хотите разделить свои чувства со всем населением Земли? Неужели это и правда такая важная потребность? И неужели нет людей, с которыми вам и увлечения-то одинаковые иметь не хочется? И каждый из этих людей, если честно задаст себе такие же вопросы, может почувствовать с вами солидарность, а может - и нет. Может, для кого-то вы сами окажетесь в группе "не очень хороших людей".

Оргвыводы:

Вариант 1. Оставить все как есть — кому не нравится ваше творчество, пусть проходят мимо. Вы не обязаны нравиться всем, вы не обязаны делать что-то для той части человечества, с которыми не чувствуете общности.

Или, вариант 2 — присмотреться к миру вокруг, попробовать наладить диалог с теми группами, которые раньше представлялись вам "неправильными" — и, если у вас получится конструктивный диалог, это даже даст почву для роста в творчестве, для нового, более глубокого взгляда на мир. 

Оба варианта равно имеют право на существование, и оба помогают. Необязательно выбирать только один из них - чередовать подходы гораздо эффективнее.

2. Вспомнить что-то очень любимое и найти на это критику. Очень действенный способ. Я бы сказал, самый действенный — на меня он действует всегда. Он очень мотивирует и сильно ослабляет зависимость от мнения окружающих.

Вспомните свой любимый фильм/сериал, или книгу, или песню. С фильмами, особенно популярными, это максимально эффективно, потому что на фильмы всегда куча откликов от разных людей. А теперь вбейте название в поисковик со словом, например, "комментарии", или "рецензии", или "обсуждение", или "отзывы"... ну вы поняли. И читайте. Читайте положительные рецензии — чтобы лишний раз вспомнить, чем вам так дорого это произведение, ощутить подъем от слов единомышленника. Читайте обязательно отрицательные отзывы и комментарии — и чем они хуже и злее, тем лучше. Вот, смотрите: вы ведь точно знаете, что это хорошая вещь, вы это искренне любите, вы прямо не понимаете, как можно не видеть, не чувствовать, не проникнуться... да что это за люди такие?!... это ведь, считай, часть вашей души! А сколько труда, времени ресурсов вложил автор, и...

...и все равно находится Баба Яга, которая против. И, наверняка, не одна. 

Для меня такая вещь, например, фильм "Аватар". И когда я вижу кучу отрицательных мнений, то понимаю, что даже человеку, создавшему совершенно сказочный и величественный фильм, вынашивавшему идею много лет, создавшему новую техническу базу для ее осуществления — даже этому человеку не удалось показать красоту и великолепие созданного мира ВСЕМ людям. Многие увидели лишь красивый аттракцион... так а чего печалиться мне? Даже если когда-нибудь я добьюсь такого же масштабного воплощения своих идей — просто идеального с моей точки зрения — все равно найдется огромное множество людей, которые даже вежливыми в выражениях не будут.

Оргвыводы: даже автор, в котором лично вы уверены на все сто, не угодил всем. Есть много людей, которые плюются напалмом от его творчества. И это известный автор. Не унывайте, даже что-то хорошее нравится не всем. Даже если вы сделаете все идеально, гениально - просто уеличится количество хороших отзывов и поднимется ваша самооценка. Но в глобальном смысле ничего не изменится — поэтому меняйтесь для себя, а не для того, чтобы покорить мир.

3. Не путать мотивации. Наверняка есть работы, которые для вас эмоционально значимы. А есть работы для получения денег. Если работа, которой "досталось", принадлежит к первой категории, имеет смысл напрягаться и хотя бы внутренне защищать ее от критики. Если ко второй (и если, что важнее, ее не только критикуют, но и не покупают) - испытывать какие-то эмоции вообще бессмысленно. Точнее, можно позволить себе расстроиться на пять минут, а дальше уже на трезвую голову решать: убрать эту работу из ассортимента и забыть? Попробовать доработать? Взять другие материалы? Это уже техническая задача.

Если работу покупают, то критику можно слушать, а можно и игнорировать, цель-то достигнута. Внимание! Это не означает, что можно ничего не редпринимать для дальнейшего роста. Ни в коем случае. Но скорость и направление роста вы уже определяете для себя самостоятельно. И "прямо сейчас" не должны лихорадочно думать, как сделать настолько хорошо, чтобы за работой прилетела королева Англии на личном самолете. Может, когда-нибудь и это случится, но для такого развития событий нужно не критику слушать. а анализировать вещи, которые королева Англии считает достойными своей коллекции. И учиться делать так же. В том числе и с помощью критики - но только если вы считаете такой метод обучения приемлемым для себя.

Я совершенно уверен, что критика от посторонних людей вещь в лучшем случае бесполезная, и гораздо больше мотивации даст желание заработать больше - а значит, найти лучший баланс между затратами труда, качеством конечного результата и ценой работы. Если вы уже зарабатываете, если у вас уже есть клиенты - полдела сделано, осталось потихоньку идти дальше.

Оргвыводы:

1. Если работа для вас скорее источник денег, чем творчество, помните о своей цели — достичь хороших продаж, а не угодить критикам. Чтобы это сделать, нужно учиться, анализировать, пробовать новое — но сама по себе критика совешенно не обязательная часть этих процессов. И да, такие важнейшие вещи, как обмен опытом, совместный анализ ошибок, консультация с мастерами своего дела по сути своей критикой не являются. Всё это имеет прозрачную и внятную цель - сделать вашу работу лучше. Критика же — это субъективное мнение, иногда подкрепленное аргументами, иногда нет. Цель у критикующего может при этом быть любой — от "сделать из всех гениев" до "день сегодня был дождливый, пойду кого-нибудь пну". Если вы действительно умеете получать ресурс из столь сомнительнго источника, то это только в плюс. Но, может, вы просто ни разу не пробовали котлеты без мух?..

2. Если работа для вас скорее творчество, чем способ заработать, помните о своей цели — сделать хорошо для себя, а не для критиков. Вложиться так сильно, чтобы вы для себя точно знали: сделали что могли, выложились по полной. И радуйтесь результату, это важно. Из радости берется ресурс для новых работ.

3. В жизни обычно что-то среднее — и самовыразиться хочется, и на хлеб с маслом заработать. Но честный анализ собственной мотивации поможет не зацикливаться на неудачах: где-то вы сможете спокойно принять факт неудачи, где-то — спокойно принять тот факт, что кто-то считает ваш результат неудачей.

4. Не вестись на ярлыки. Допустим, кто-то вам сказал: "вы не художник, вы ремесленник". Или что-то в этом духе. И это вдруг показалось обидным — хотелось великого, возвышенного, крыльев пегаса, а не хомута рабочей лошадки.

Но изменилось ли что-то от того, что кто-то как-то вас назвал? Работы — все те же, вы - все тот же человек. Если то, что вы делаете, называется ремеслом — ну и ладно, ну и пусть. Вам это приносит радость? Приносит заработок? Если хотя бы на один из этих вопросов ответ "да", то у вас все отлично. А другие вольны классифицировать вас как угодно.

Вообще, тенденция возвышать любой творческий акт сыграла с обществом злую шутку. Идея сама по себе позитивная и прогрессивная, но с неприятными побочными эффектами. Ты вроде как можешь быть либо вдохновенным творцом, либо приземленным рабочим. То, что должно было стать знаком уважения и равенства, превратилось в очередное деление людей на "лучших" и "худших". Так вот, не ведитесь на это: вы не обязаны быть вдохновенным творцом, чтобы претендовать на толику радости от творчества и самореализации. Даже если вы и правда, по всем критериям, ремесленник, разве это менее достойное занятие?

Оргвыводы:

"Ремесленник? Вы так говорите, как будто это что-то плохое".

И в заключение:

Не всегда у нас есть силы, чтобы легко и безболезненно переживать чужое неодобрение, тем более выраженное в агрессивной форме. Люди разные: кто-то толстокожий, его и столбом фонарным не перешибешь, а кому-то и дуновения ветерка достаточно, чтобы сломаться. Но даже самым толстокожим иногда нужна тихая гавань, где нет фонарных столбов. Поэтому важно, чтобы был хотя бы один человек, который ценит то, что вы делаете. Это действительно поможет восстановиться в критической ситуации, и я желаю всем иметь таких людей в ближнем круге.

PS: Картинка известного мультипликационного персонажа-критика взята из интернета.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email