Удобным детям – очень Не удобно жить

Удобным детям – очень Не удобно жить | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

УДОБНЫМ детям – очень НЕ удобно жить 
- Вызывали? – мама садится напротив Марьиванны и внимательно смотрит. 
- Да, конечно! Вы мама Вани? У меня к Вам серьезный разговор! 
- Я Вас внимательно слушаю, - мама приветливо улыбается и смотрит на учительницу в сером вязаном свитере, явно не новом, но до скрипа аккуратном. 
- Вы понимаете, даже не знаю, как бы вам это сказать. Ваня в школе продавал другим детям прыгуны! Учителя видели и мне сказали! Я вызвала Машу – она говорит, что действительно покупала прыгун! И другие дети тоже, – Марьиванна делает театральную паузу и выжидающе смотрит на маму. 
Мама, продолжая приветливо улыбаться, слегка приподнимает правую бровь: 
- И? 
- В смысле – и? – Марьиванна явно ждала другой реакции на свои слова. 
- Ну – и что? Продавал прыгуны. Это мячики такие прыгающие, да? Я поняла. А вызывали-то Вы меня зачем? 
- Ну как же. Так поэтому и вызывала. В школе, на переменах… 
- То есть не на уроках? 
- эээ… - учительница явно сбита с толку вопросом. – Нет. Но при чем тут это. Он! В школе! Продавал! Игрушки! 
Мама поднимает вторую бровь: 
- Он плохо себя вел? На него жаловались учителя? Он получил двойку? Подрался с кем-то? Что-то украл? В конце концов – обманул своего покупателя и не предоставил купленного прыгуна? 
Марьиванна на несколько секунд замирает с открытым ртом, прежде чем продолжить: 
- Нет, но… 
- То есть он в свободное время на перемене проявлял свою самостоятельность и реализовывал свой маленький бизнес план, не в ущерб учебе или поведению? 
- Вы серьезно? 
- Вполне. Я пытаюсь выяснить причину, по которой я сегодня отпросилась с работы, чтобы приехать к Вам. 
- Но я же сказала! – Марьиванна явно начинает нервничать. 
- Я прошу прощения. Наверное, я не внимательно читала правила поведения в школе. Но абсолютно не могу вспомнить, чтобы там было хоть что-то про запрет продажи прыгунов на перемене. 
- Как же Вы не понимаете, - начинает кипятиться учительница. – В школе нельзя ничего продавать! 
- Правда? У вас в столовой булочки раздают бесплатно? 
- При чем здесь булочки? 
- Ну Вы же сказали, что ничего продавать в школе нельзя. Но я зачем-то даю ребенку еженедельно деньги на булочки. 
- Так. Вы что серьезно? Он продавал в школе другим школьникам игрушки! Это школа, а не рынок! – начинает кипятиться Марьиванна. 
- Я конечно извиняюсь, но что Вы конкретно хотите от меня? Если в Ваших правилах прописано, что этого делать нельзя – просто покажите эти правила Ване. Он очень трепетно относится к нарушению законов. 
- А Вы не хотите как-то на него повлиять? 
- Повлиять? – мама на пару секунд задумывается. – Пожалуй да. Он разработал собственный маленький бизнес план, определил запросы потенциальных покупателей, где-то нашел место закупки, просчитал возможную прибыль. И все это без моей помощи. Абсолютно самостоятельно. Да, я думаю стоит его поощрить. Как думаете – похода в аквапарк на выходных хватит? Да, и, пожалуйста, давайте в следующий раз подобные вопросы решать по телефону. У меня работа, а время – деньги. 
Перед Вами типичное столкновение двух реальностей – школьной и взрослой, современной и постсоветской, послушной и самостоятельной, привычной и креативной. Почему-то многие родители хотят невозможного, чтобы их ребенок до 18 лет был исключительно послушным, инертным, тихим (и желательно немым) отличником, а потом вдруг резко превратился в успешного, уверенного в себе и преуспевающего бизнесмена. 
И очень удивляются – вот и в институт «поступили» деточку, и с жильем помогли, и на работу устроили – а ничего не меняется. Тянет сынок офисным планктоном день до вечера, пьет пиво по пятницам и все выходные сидит за компьютером. Еще и деньги у родителей просит. А самому уже двадцать пятый годок пошел… Что ж мы не так сделали то? Ведь все для него, родимого. 
И редко помнят, что когда сын в пятом классе хотел на карате – его не пустили (Травмоопасно). В седьмом не дали заниматься брейком (Вообще блаж!). В восьмом отправили силком на авиамоделирование (Какая еще литература? Что за занятия для пацана?). В девятом перевели в английский лицей (Подумаешь друзья! Новых заведет!). А одиннадцатом запретили встречаться с первокурсницей (У него таких Кать еще вагон будет). Не дали поступить на журналистику (куда-куда?). Отправили на платное в экономический (Ну и что, что с математикой плохо! Научится!). Устроили на работу к дяде Коле на фирму (Где ж он сам то сейчас работу найдет… время такое…). 
Да, еще страшно удивляются. Вон у соседки сын – в детстве просто напастью был! Вечно с разбитыми коленками ходил. В школе каждый год секции менял, не сиделось ему нигде. Пошел учиться на политолога. Бросил через год. Потом работал где-то с восемнадцати лет. В двадцать только на заочный пошел. А сейчас – своя фирма, машина, жена красавица, скоро детки будут. С женой вон вместе велосипедами увлекаются, каждые выходные куда-то ездят, соседка фотографии показывала. Как же так? 
Ситуации конечно описаны утрированные. Но общая тенденция такая. Если ребенку не давать проявлять инициативу в три года и запрещать все подряд в десять, то в двадцать он не станет вдруг самостоятельным и уверенным в себе. Он будет очень «удобным» для родителей, не будет рвать одежду, разбивать коленки и спорить с учителями, отстаивая свое мнение. 
Он будет послушным и исключительно правильным. Только родителям стоит задуматься – какого ребенка они хотят вырастить? Удобного в детстве или успешного в жизни? Когда ребенок мечется от увлечения к увлечению, ища себя, ах какое искушение – шикнуть и заставить дальше ходить в ненавистную музыкальную школу. Только потом можно на выходе получить человека, не просто не имеющего своего интереса, а еще и люто ненавидящего музыку в принципе. 
Ребенок – такой же человек, просто маленький. Он должен иметь право голоса и нести ответственность за свои решения. Только так он сможет вырасти ответственным взрослым, а не инфантильным маменькиным сынком. Если принимать все решения за него, не советуясь, можно здорово облегчить жизнь себе сейчас и также усложнить в будущем. Причем как себе, так и ребенку. 
И отдельная тема – родительской поддержки. Не той, которая «устроить в институт через племянника папиного друга, потому что направление перспективное». А той, которая «ты реши, а мы с папой поддержим твой выбор». 
Научитесь слушать и слышать своих детей. Советовать, а не заставлять. Поддерживать, а не препятствовать. Предлагать, а не заставлять. Объяснять, а не запрещать. И будет Вам счастье. 
Автор: Татьяна Голованова

Комментарии (4)

оно, конечно, верно написано... но сразу хочется задать вопрос... а должны ли быть границы самостоятельности и какие они? а то по тексту... или за ручку водим или широкая самостоятельность... две крайности без середины

и точно ли ребенок готов и может "нести ответственность за свои решения"? правом голоса он воспользуется с удовольствием, а вот дальшееее... дальше не факт, что ответственность не ляжет на плечи родителей

Matryoshka-doll 10.12.2016

А по закону с какого возраста можно иметь свой бизнес? С 14? Пусть оформят этому гению продаж ИП. И еще неизвестно, можно ли вести коммерческую деятельность в учебном заведении.

Насчет тихих удобных детей правда. Всю жизнь его превращают в серость безвольную. Я работала в школе, в теме. Еще там одни женщины, как правило, ненавидящие мужиков и мальчиков. А школа учит унижать и унижаться. Выходит серый продукт с плохими знаниями потерянным здоровьем. Единственное, что может помочь, это спортивная секция или еще какая другая. Школа это система, жесткая и жестокая, направленная на усреднение человека. Но это палка о двух концах. Учитель более там пострадавший. Учителю в разы сложнее. Могла бы рассказать подробнее и много всего. Помню ругали книгу Инны Завалишиной "Ненавижу школу". Как типа она могла такое... А я бы рассказала в разы круче. И в книге все правда, только очень прикрыто еще. Кстати, я ушла из школы, чтобы не превратиться в то, во что учитель превращается. Жизнь одна, калечить ее нельзя.

Matryoshka-doll 10.12.2016

Общий посыл понятен и поддерживаю))) Конкретный пример с юным школьным предпринимателем считаю не очень удачным, - делать деньги на своих друзьях-приятелях не очень красиво {#}...кто-то, в результате, остался без булочки и урчал на уроках голодным животом. Или в наше время 'бизнеса' моральный аспект исключается совсем?

Если с детства все строить на бизнес-плане и возможной прибыли, то лет через 20 стакан воды мамке от сына может обойтись в кругленькую сумму с учетом потраченного времени-денег, бензина на проезд и много чего еще, что он заложит в окупаемость {#}

Вспомнилось из моего вожатского прошлого в детском лагере...получив в посылке мешочек с семечками, одна предприимчивая девочка 12-13-ти лет нафасовала штук по 6-8 в мизерные-премизерные газетные кулечки и в тихий час, разложив 'товар' на пузе, начала торговлю по 1руб/уп)) . И рублики поплыли...прибыль, однако. Рынок пришлось прикрыть, - я напомнила покупателям, что в ларьке у ворот их счастье продается по 20 коп за 150 грамм и что не надо быть даже в детстве такими лохами. Через день был поход. Когда 'предпринимательница' начала жаловаться на 'тяжело нести рюкзак' (с собственными вещами) и просить, чтоб ей мальчики помогли, пришлось поинтересоваться: сколько она готова заплатить за помощь {#} Удивилась почему-то {#}