> Журнал > Блоги > Новости магазинов > Якутский нож

Якутский нож

Якутский нож | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Дорогие друзья, представляем вашему вниманию не просто новый нож, а целую категорию ножей с яркой и давней историей - Якутский нож.
В нашем интернет- магазине вы найдете как классические рабочие модели, так и оригинальный подарочный вариант ножа.

Немного из истории ножа:
Яку́тский нож Батыйя — разновидность ножа, применяемого коренными жителями Якутии. Является одним из самых известных предметов культуры, так же, как и хомус, алмазы и пр.
Археологические раскопки, проведённые на территории современной Якутии, показывают, что образцы ножей, извлечённые из различных могильников и стоянок древнего человека, имеют несомненное сходство с якутскими ножами.
Существует множество региональных вариаций ножа, но в классическом варианте нож представляет собой клинок длиной от 110 до 170 мм, насаженный на деревянную ручку, сделанную из берёзового капа с кожаными ножнами.
Клинок якутского ножа заострён, имеет лезвие с одной стороны и прямой (или почти прямой) обух. Особенностью данного ножа является асимметричная заточка лезвия — отмеченная ещё первыми исследователями жизни якутов. С одной стороны, лезвие ножа плоское, имеет дол (если смотреть со стороны обуха — то правая сторона клинка). Противоположная (левая) сторона клинка, выгнутая. Это делается для того, чтобы при работе с ножом нож «не зарывался» в материал. Именно в этой связи для правшей и левшей ножи отличаются. 
Ножи различаются по длине клинка:
от 80 до 110 мм — малый нож (быhычча) — обычно делается для детей или женщин,
от 110 до 170 мм — нож (быhaх) — самая распространённая форма,
от 170 мм — большой нож (хотохон) — практически боевое оружие, и потому делается редко.

В тундре нож в основном используется для резки или сверления, а в тайге для разделки добычи и домашнего скота или работы по дереву — именно этим объясняется различие ширины клинка.
Традиционно рабочий якутский нож имеет клинок, изготовленный из довольно мягкой стали. Мягкая сталь диктуется практическими соображениями — так чтобы нож можно было заточить в полевых условиях об речную гальку или другой материал. В последнее время получили распространение якутские ножи с клинками, выполненными из специальных марок стали, или даже булатной (дамасской) стали.
Рукоятка ножа традиционно делается из берёзового капа, пропитанного специальным маслом. Рукоятка ножа в сечении напоминает яйцо, «острым» концом направленное в сторону лезвия, и лишена каких бы то ни было упоров, гард и пр. — простая прямая рукоять. Длина её 130—150 мм, что длиннее ширины мужской ладони.
Оригинальными в якутском ноже являются также ножны. В классическом варианте ножны делаются из снятого чулком бычьего хвоста, внутри которого находится деревянный вкладыш, который не должен плотно обхватывать клинок. Функцией вкладыша является не удержание ножа, а защита клинка от ломанья. Функцию удержания выполняет кожаная часть ножен — поскольку нож утапливается в ножны на 2/3 длины рукояти, так чтобы ножны плотно прилегали к ручке ножа. Допускаются варианты изготовления ножен также из обычной шитой кожи или берёсты. Крайне редко встречаются деревянные ножны.
Для ношения ножа к ножнам обычно приделывается кожаный шнурок.
В советские времена изготовление и ношение якутского ножа преследовалось по закону, хотя справедливости ради надо заметить, что преследование было во многом формальным. В наше время изготовление, продажа, ношение и хранение якутского ножа регламентировано специальным актом правительства Республики Саха (Якутия), согласно которому якутский нож признан неотъемлемой частью культуры народа Саха, и на территории республики разрешается его использование в повседневной хозяйственной жизни.
При рассмотрении феномена якутского ножа необходимо учитывать одну из его особенностей. Это реальный нож, используемый в повседневном быту жителями Якутии. Во всей Якутии мало найдется семей, в которых нет хотя бы одного якутского ножа. Это означает, что нож массово изготавливается во многом в кустарных условиях, в условиях сельских кузниц или мастерских. В каждом якутском селении есть свой местный мастер (а чаще мастера), которые изготавливают свои версии ножей. С этим обстоятельством связана изменчивость ножа от селения к селению и от мастера к мастеру.

нож, якутский нож, ковка, кованый нож ручной работы, подарок на новый год, подарок мужу, охота, подарок женщине, подарок девушке, сталь

якут, подарок, кованый нож, подарочный нож, подарок на день рождения, подарок жене, рыбалка, подарок мужчине, подарок юноше, металл

Ключевые слова:  

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email