> Журнал > Публикации > Хитрости и советы / Lifehack > Краткий курс сублимационной печати

Краткий курс сублимационной печати

Виды творчества:   Разные виды творчества
Do It Yourself / Сделай сам

Сублимация — что за зверь.

Само по себе слово «сублимация» наверняка слышали все. Кто-то в отношении продуктов питания, кто-то в аспектах психологии, но не так давно появилось ещё одно значение этого термина, теперь уже в области печати. Как физическое явление сублимация получила своё название от латинского «sublimo» — возносить, возвышать, и по сути это переход вещества из твёрдого состояния сразу в газообразное или наоборот, минуя жидкую фазу. Самый простой пример - снежинки, высоко в небе при низкой температуре водяной пар не успевает конденсироваться в капли и сразу кристаллизуется, получается красиво и холодно).

В технологии печати сублимацию первоначально применили для переноса изображений на синтетическую ткань. Оказалось, что синтетика при нагреве как бы открывает поры, прямо как наша кожа. И если в этот момент протолкнуть в поры краску в газообразном виде, то ткань с краской практически вплавятся друг в друга и получится очень стойкое соединение. К сожалению, натуральные ткани при нагреве «поры не открывают», и для качественного переноса изображения в составе ткани должна быть хотя бы 50% химии или ткань должна пройти обработку специальными полимерами-грунтовками. Впрочем, например, для футболок найден другой выход - так называемая двухслойная ткань «Сэндвич», где наружный слой полиамида позволяет нанесение самых качественных фотографий, а внутренний слой хлопка обеспечивает комфорт телу. А вот любые другие заготовки, кружки, тарелки и т.д., обязательно должны иметь сублимационный слой — именно он обеспечивает «раскрытие пор».

сублимация

Существует несколько способов сублимационной печати, один из них — это прямая печать. Есть такие большие принтеры, в которые засовывают, например, футболку целиком, или рулон ткани, печатают прямо на них и затем сушат. Процесс изготовления в этом случае максимально сокращён, а картинка получается яркая и стойкая к истиранию. Минус этого метода в том, что печатать можно, по сути, только на плоских поверхностях.

печать

Метод, о котором у нас пойдёт речь, включает промежуточное звено — бумагу, но является, пожалуй, самым универсальным и позволяет наносить очень стойкие и яркие цветные изображения на ткань, керамику, дерево, пластик, металл и даже камень. Кстати, фон, на который наносится печать, обязательно белый — это позволяет обойтись всего 4-6 цветами палитры и на порядок удешевляет процесс. Но обо всём по порядку.

 Хочу, чтоб красиво.

«Найти красивую картинку в интернетах и забабахать на майку, делов-то!» Если вас посещают такие мысли, лучше сразу закрывайте эту страничку и пребывайте дальше в счастливом неведении. С другой стороны, Вы уже дочитали до этого места, терпите, дальше будет интересней.

 А начнём мы, действительно, с картинки, вернее с её подбора. Критерии весьма просты: берём заготовку, на которую хотим нанести изображение, определяем место, где будет находиться изображение, измеряем это место в необходимых плоскостях и только теперь начинаем понимать, какой формы должна быть картинка. Результат этого действа поначалу, бывает, приводит даже к полной замене понравившегося изображения, но постепенно вырабатывается «мышечная память» и впоследствии любые картинки Вы уже рассматриваете как бы через внутренний фильтр, сразу отсеивая неподходящие.

Этап второй — вы счастливчик, если выбранное вами изображение идеально вписывается размерами и содержанием в намеченное место. Но на практике чудес не бывает и наступает очередь использования графического редактора. Тут простор для личных пристрастий, лично знаю человека, который не то что одну картинку, целый сайт оформил только с помощью Пайнт.

обзор

Но, по моему мнению, лучше сразу начать осваивать фотошоп и чуть-чуть корел, хотя бы азы, в дальнейшем Вашем творчестве весьма пригодится, тем более, что картинки из интернета редко бывают в разрешении больше чем 100 пикс/дюйм, а нам для качественной работы предпочтительней от 300 и выше. И да, распространённое заблуждение, что снимки из брендовых камер сразу «крутые», не соответствует действительности от слова «совсем».

 Чем печатать будем.

И вот картинка отредактирована всеми мыслимыми способами и готова к печати, только чем? Сразу оговорюсь, для сублимационной печати лучшие из доступных принтеров — только Epson. Не верите, на досуге погуглите, а мы пойдём дальше. Для начала определитесь, с какими масштабами Вы собираетесь работать. Например, для печати полноценных холстов (ну, мало ли) нужен принтер формата А2 или А3, для печати на одежде — А3 или А4, для мелочовки и домашнего хобби хватит и А4. Сразу рассчитывайте на перспективу, впоследствии смена принтера потянет за собой и другие ненужные расходы.

Далее, по нашей технологии принтер должен быть только струйным и обязательно иметь СНПЧ. Эти страшные буквы никакого отношения к правам человека не имеют и обозначают лишь, что принтер оснащён устройством непрерывной подачи чернил. Это такая баночка с отсеками для чернил, соединена с принтером трубками, используется вместо картриджей, вмещает на порядок больше краски и позволяет больше не переплачивать за эти самые картриджи.

И последний критерий для принтера — количество цветов. В большинстве своём это выбор между 4-мя и 6-ю цветами и обусловлен он личными представлениями пользователя о прекрасном, ну а если серьёзно, то 4-цветный реже забивается, но 6-цветный даёт более естественную картинку.

Бумага, чернила и самое главное.

Разобравшись, кто у нас будет печатать, осталось решить чем и на чём. С чернилами не обсуждаются только три вещи — они сублимационные, плохо пахнут и долго сохнут, а вот выбор производителя, поставщика и объёма исключительно на Вашей совести. Тут уж точно, сколько людей - столько и мнений, а от себя настоятельно рекомендую рассмотреть Moorim.

С бумагой не всё так однозначно, сублимационная бумага, конечно, существует, и даже в большем ассортименте, чем чернила. Но, если не лезть в технические дебри, парадокс в том, что иногда при использовании обычной матовой фотобумаги итоговый результат выглядит гораздо интересней, чем с самой-самой премиум сублимационной. Допустим, мне очень нравится, как передаёт цвета на ткань сублимационная бумага IST, а вот на керамике лучше ложится обычный матовый Lomond.

К выбору чернил и бумаги стоит отнестись максимально серьёзно, поскольку впоследствии их замена, как и замена принтера, повлекут ненужные дополнительные расходы и обидную потерю времени на заказ нового цветового профиля. Да-да, для изготовления качественной сублимационной печати обязательно потребуется персональный цветовой профиль, стоковые настройки тут не помогут, и на выходе Вы рискуете получить вместо фото очаровательной блондинки как минимум жену вождя краснокожих. А чтобы этот профиль заказать, Вы должны будете сообщить мастеру на каком принтере, какими чернилами и на какой бумаге собираетесь работать, кроме того, указать материал конечного изделия (ткань, керамика и так далее), изготовить по указаниям мастера цветовые мишени и доступным Вам способом мастеру-же и передать. Стоимость профиля сейчас колеблется в пределах 2-3 тысяч, причём профили для разных материалов отличаются, для ткани один, для тарелок другой и т.д., всё дело в фактуре и белизне заготовок.

Конечно, можно попытаться обойтись своими силами, помудрив с настройками фотошопа и принтера, но, уверяю вас, без использования профессиональной аппаратуры, программ и надлежащего опыта спасёт Вас только личная везучесть. А искать мастера следует на профильных форумах и в пределах разумной досягаемости, помня о необходимости доставки мишеней. Для жителей солнечного юга приватно могу подсказать контакты отличного мастера в Новороссийске.

 Финиш близок.

Но вот вроде все преграды позади и в руке у вас долгожданная картинка в зеркальном (догадайтесь почему) отображении, кстати, обычно сублимационное изображение на бумаге выглядит гораздо бледней оригинала, так что не пугайтесь. Осталось только дать ей подсохнуть и вперёд! Но не торопитесь, даже готовую картинку нужно опять подготовить.

Для начала лишнюю бумагу лучше обрезать, но не абы как, в случае работы по ткани — оставляя примерно сантиметр от края картинки, при работе с керамикой — когда по краю керамики, а когда и по краю картинки, тут уже индивидуально. Но никогда не используйте распечатанный лист хотя бы чуть-чуть необрезанным. Загадки никакой тут нет - принтеры иногда оставляют следы чернил по краям листа, причем простому глазу это может быть сразу и незаметно, но после запекания обязательно проявится во всей красе и в самом неподходящем месте. Резать лучше канцелярским ножом, ножницы имеют неприятную привычку «растаскивать» чернила, если где-то случилось их зацепить.

Второй момент — обрезанную картинку на заготовке нужно закрепить, вопрос «почему» у вас отпадёт сам собой, когда ваша картинка мигом свернётся в трубочку ещё до того, как вы успеете прижать её прессом. В идеале для этого существует специальный термостойкий скотч разной ширины. Продаётся, как правило, в тех же фирмах, где будете брать заготовки. Хорош тем, что после использования не оставляет следов. Однако иногда предпочтительней обычный малярный, например, для керамической плитки большого размера или больших тарелок. Только никогда не используйте малярный скотч на ткани!

Давим, жарим

Осталось выбрать термопресс, тут всё по названию понятно — давит и греет, но ещё бывают: а) плоские — для ткани, футболок, и всего, что имеет форму ровной пластины (металл, дерево, керамика, стекло и так далее); б) бейсболочные — для головных уборов и для нанесения небольших картинок на одежду, типа логотипов; в) кружечные и тарелочные — для, соответственно, кружек и тарелок. Есть ещё вакуумные, но это отдельная песня.

Плоские термопрессы в основном двух видов, поворотные и откидные. И те и другие имеют ряд преимуществ и недостатков, но на мой взгляд, поворотный лучше — максимально снижается риск получения ожогов, температура-то до 200С, да и по эргономике явно выигрывает - больше места для размахивания руками. Кроме того, именно с поворотными прессами реализована технология «комбо», когда к одному узлу управления можно подключать разные модули, что для домашнего использования, по-моему, подходит больше, чем приобретение нескольких отдельных устройств.

Пресс выбрали, осталось разобраться с тремя вещами: температурой, временем и давлением. С первыми двумя, на первый взгляд, ничего сложного. На первых порах вы всё равно будете приобретать сублимационные заготовки в специализированных компаниях, на сайтах которых прямо указано, при какой температуре и сколько времени нужно запекать каждое изделие. Но не торопитесь радоваться, цифры, которые высвечивает ваш пресс, не обязательно правдивые, особенно это касается изделий китайских мастеров. Поэтому перед началом работы настоятельно рекомендую, выставив на прессе значение 180С, замерить температуру, например, мультиметром, и определить отклонение. Если нечем замерить, используйте метод «тыка», для плоского пресса возьмите кусок белого габардина —- он сымитирует вам футболку, распечатайте несколько маленьких одинаковых картинок, запекайте их по отдельности и при этом меняйте режимы температуры и времени, пока не добьётесь лучшего результата. В любом случае, смиритесь с необходимостью «испортить» минимум одну футболку и несколько кружек-тарелок, прежде, чем «набьёте руку».

А самое важное, заведите себе табличку, куда вы будете записывать, какое изделие при какой температуре-времени получается качественно запечь. Повесьте её над прессом и сэкономите себе кучу времени. Там же отмечайте, какую бумагу вы для этого использовали, весьма важное, кстати, значение — от выбора бумаги сильно зависит время запекания.

Ну, а что касается выбора давления, при котором вы будете работать, то здесь всё настолько индивидуально, что нет смысла что-то описывать — только метод «тыка». И да, поаккуратней со стеклом.

Вот и всё, краткий курс по сублимационной печати окончен, вопросы приветствуются. Удачи.

P.S. Специально не касался вопросов ценообразования на оборудование и заготовки, поскольку «на вкус и цвет все фломастеры разные» и от себя только могу порекомендовать покупать оборудование в фирмах, расположенных не далее, чем в 2-х часах пути — сильно облегчает жизнь впоследствии.

P.S.S. А в следующей статье рассмотрим 3D вакуумный пресс и некоторые фишки в процессе сублимационной печати. Не теряйтесь!

Ключевые слова:  

Интересно! Спасибо большое!

Shapki-kamni

Очень интересно написано, хорошим "языком". Не имею никакого отношения к сублимационной печати, но мне было интересно! Спасибо, буду знать, как делают футболки и кружки, с фотографиями например.

elenika-bijoux

Очень познавательно! Спасибо, всегда было интересно как делается такая печать)

Профессионально! Прочитала фсё, интересно. Кто знает, может пригодится, спасибо)

Спасибо за публикацию. Интересно, легко для восприятия, полно описан процесс профессиональной фотопечати.{#}

Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к методу перевода изображения на ткань не в прессе, а в домашних условиях, при помощи утюга? Встречаю на ЯМ такие предложения мастеров, когда покупатель получает распечатанный лист с изображениями и по инструкции мастера переводит их самостоятельно.

Сувенир-Бутик

Спокойно отношусь, если есть спрос, будет и предложение. А за отзыв спасибо, особенно приятно услышать мнение "коллеги по цеху".

Спасиббо, может пригодиться - все бываем заказчиками такой печати

очень интересная и понятная статья. Большое спасибо! С удовольствием прогулялась по Вашему магазинчику. Захотелось увидеть больше работ!

Удачи Вам в творчесте и побольше заказов))){#}

Впервые узнала о такой печати. Спасибо, интересно!

Спасибо за статью. Узнала для себя много нового. Никогда не думала, что с печатью все так сложно
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email