Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество > Клуб валяльщиков > Кофейня > К вопросу о материалах, инструментах и экономии

К вопросу о материалах, инструментах и экономии

Несколько лет я регулярно провожу МК по валянию. И много общаюсь с людьми на тему валяния, и отвечаю на вопросы в письмах и лично. Это моя любимая работа - валять из шерсти разные полезные штуки и углубляться в суть процесса.

Сейчас наше замечательное занятие становится очень популярным и приходит много новых творческих и любознательных людей, дабы приобщиться к валянию шерсти. И у них возникает масса вопросов, что вполне естественно. И вопросы самые разные. От : "а как свалять тапки?" до "я валяла из шерсти, а из кардочеса лучше?". И это нормально! Для людей это новое дело, неизведанное, с кучей иноземных терминов.

Что сподвигло меня на написание этого текста? А вот что. Люди наиболее часто задают следующие вопросы:

- Обязательно ли покупать колодки для валяния обуви?

- А что делать если нет шлифмашины?

- А можно ли поучиться на дешевой шерсти, а потом уже покупать дорогую?

- А можно ли валять шерсть, которую мне в деревне бабушка-соседка отдала?

Попробую ответить. Это исключительно мое скромное личное мнение.

Для занятия любым видом рукоделия требуются финансовые вложения. И пытаясь экономить на инструментах и материалах, мы теряем свое время и качество изделия. Это коротко.

А если еще короче - из г. конфета может и получится, но либо надо очень долго и сильно стараться, либо она будет невкусная и некрасивая. Даже если ее лепили "с душой".

материалы для творчества

Теперь более подробно и с аналогиями.

Почему-то люди, в большинстве своем думают, что валяние шерсти это очень просто. Чих-пых и пальто готово. И зачем нужны все эти приблуды и дорогие материалы? Шерсть она и есть шерсть. Валяй себе и валяй. И сильно удивляются когда узнают, сколько есть примудростей. Мало того, нет одной единственно правильной технологии! И чтобы свалять что-то путное надо сначала некоторое количество финансов вложить.

Кулинарный пример. Я решила приготовить стейк из говядины средней прожарки. Но решила сэкономить. И купила не вырезку дорогучую, а голяшку подешевле. И жарить стала на тонкой сковородке с тефлоновым покрытием, а не на хорошей сковороде-гриль. И время так, на глазок. Подольше, чтоб лучше прожарилось. А что? Мясо на сковороде жарится, какая разница какое, на какой и сколько. Процесс идет! Только вот мясо не жуется!

Это к тому, что не стоит сильно экономить на материалах.

К примеру десерт Тирамису. Элементарно! Бисквитное печенье в креме из мягкого сыра. Но печенье савоярди и сыр маскорпоне - это очень дорого. Давайте слепим из печенья юбилейного и сыра карат. Слепили. Бюджетно. И что всем так нравится это тирамису? Гадость редкостная!

Это, сами понимаете, о шарфах из семеновской шерсти и прочих чудесах.

Безусловно, есть прекрасные вещи сваляные из семеновской-троицкой шерсти. Но надо быть очень опытным валяльщиком и приложить много сил при работе с этими материалами. И валять из них соответствующие вещи.

Ведь при приготовлении еды мы выбираем соответствующие задумке качественные продукты.

А возьмем рукоделие. Вышивание, вязание, шитье, декупаж и многие прочие. Хоть в одном, можно сделать достойную вещь из дешевого плохого материала?

Нет, ну можно, конечно, вместо канвы взять старую наволочку и вышивать шерстью от старой распущенной шапки! И что-то получится! Но по канве хорошими нитками приятнее работать и красивее получается.

А декупаж! Я лет 15 назад купила в магазине салфетки с подсолнухами и клеем ПВА прилепила их на стекла в старом шкафу на даче. А чем не декупаж? Но любой профи в этом деле при виде моего творения схватился бы за голову и придал меня анафеме. И я понимаю, что если я соберусь заняться декупажем, надо очень глубоко изучить вопрос материалов и инструментов, а еще лучше сходить на МК, где мне скажут, что и где купить и к чему и как лепить, чтобы получить не фигню, а путное изделие. И после этого МК надо будет практиковаться и учиться.

Вот часто задают вопрос : а достаточно одного занятия для того, чобы научиться валять тапки? Я всегда отвечаю - чтобы уметь ЕХАТЬ на машине, достаточно закончить автошколу. А чтобы уметь "ЕЗДИТЬ" - надо ездить каждый день и нарабатывать опыт и навыки. Только так! Только упражнениями достигается умение. И мастерство.

Теперь об инструментах. Ну очень спорный вопрос, давно обсуждаемый в сообществе. Для кого-то ВШМ - незаменимый помощник, а кому-то порождение сатаны. Дело вкуса. Но если надо притереть большую поверхность раскладки, то ВШМ это сделать гораздо быстрее, чем руками через сетку. Так что выбираем сами - тратим время или шумим купленной машиной. Безусловно, есть технологии, где ВШМ может навредить. Но у меня нет такого личного опыта. Могу только сказать абсолютно точно - тапкам ВШМ не вредит. Притерев в течении минуты поверхность заготовки, я экономлю на притирке минут 15 и эта поверхностная вибрация никак не влияет на дальнейшее поведение шерсти. Главное - хорошо провалять тапок по всей глубине войлока. Тогда он будет служить верой и правдой. И лучше сделать это рубелем, и покатать на раскатках. Можно, конечно, тереть его руками целый день, но проще и эффективнее провалять с силой в рулоне руками или рубелем за пару часов.

Опять же кулинарная аналогия. Если надо испечь пирог мы ставим его в духовку на 40 минут при 180 градусах, а не греем на спиртовке 10 часов.

Может быть меня сейчас тапками закидают, но я скажу - мое глубочайшее убеждение, что плотный износостойкий войлок можно изготовить только методом катания. Он должен быть провалян полностью, а не только по поверхности. А трением, киданием, ошпариванием и прочими шаманствами этого не достичь!

Недаром ценились всегда валенки-катанки, откатанные матером, а не сваренные в купоросе. И войлок для юрт валяют в рулонах, а не трут руками все аулом долгими вечерами. Это просто потому, что войлок образуется при сильном трении шерстинок друг- об-друга. В разных направлениях. Это эффективно! И пусть у нас появилось много всяких новомодных приблуд и теорий, при катании шерсти в рулоне получается прочный войлок. И с этим сложно спорить.

А теперь самый болезненный вопрос про колодки. Безусловно, можно сформировать тапки и без колодок. Но с ними гораздо удобнее, быстрее и результат лучше. Я много валяю тапок на заказ. И если я сдаю заказчику обувь 38-го размера, посаженую на  соответствующие колодки, то я уверена, что не будет претензий по соответствию тапок и ног заказчика. 

А при валянии одежды нужны манекены. Для шляпок - болванки.

Да, можно сделать все это своими руками из подручных материалов. Скотч, эпоксидка, галоши, банки, ветошь, папье-маше, старые носки, мячики, палочки, пластилин и т.д. и т.п. Но не лучше ли купить профессиональный инструмент? Мы ведь все купили холодильники и не организуем погреба со льдом или не вешаем авоськи за форточку. И сбиваем крем миксером за 3 минуты, а не вилкой за час. И телефоны у нас все умеют, только что кофе не варят. Это мы покупаем и с удовольствием используем. Так что же мы экономим ,не такие уж большие, деньги на материалах и инструментах для интересного любимого хобби?

Да, колодки стоят денег. Но это - инструмент! Нужный и полезный. Так зачем на нем экономить? Если человек хочет свалять тапки только себе и мужу, то можно и своими ногами обойтись. Но если есть цель валять много и на заказ, то придется сделать вложение в оборудование.

Ведь никто не спорит, что острыми дорогими ножницами работать удобнее и эффективнее, чем старыми тупыми. Но ими тоже можно резать. И новая швейная машина лучше старой подольской. Так что надо просто решить. Если я хочу сшить один фартучек, то я могу раскроить его старыми тупыми ножницами и стачать как-нибудь на чем придется, а потом погладить чугунным утюгом. Но если я хочу шить много красивых вещей из деликатных тканей, да еще и подзаработать этим, то придется раскошелиться на хорошие инструменты, швейную машину и отпариватель.

Этим, наверное, и отличаются вещи, сделанные умелыми мастерами своего дела при помощи хороших инструментов по отработанной технологии, от поделок дилетантов, которые только начали осваивать профессию и "клепают на коленке".

И еще раз повторю - нет единственно правильной технологии валяния шерсти. У всех свои приемы, наработки, методы. Важен результат - качественный войлок. И каждый выбирает сам -  как,что и из чего он будет валять.

Но мое глубокое убеждение - в любом деле, какое ни возьми, результат и процесс его достижения зависят от материалов и инструментов. От их соответствия поставленной задаче и мастерства.

P.S. Еще хочу добавить, что возможно и обратное: из шоколада, карамели, орехов и прочего сотворить то самое г..Наличие хороших материалов и инструментов не гарантирует изготовление качественной вещи. Надо еще уметь ими пользоваться с умом. Покупка хорошей швейной машины не сделает меня портным, установка программы 1С - бухгалтером, ножницы - парикмахером, пуанты - балериной. Надо учится!

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email