В поисках утраченного времени

В поисках утраченного времени | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Одна из безвозвратно утеряных  жемчужин Подмосковья.

Старинная усадьба Гребнево ведет свою историю  с конца 16 века. Первым ее владельцем был Богдан Яковлевич Бельский, оружничий царя Иоанна Васильевича, племянник Малюты Скуратова и, возможно, убийца Ивана Грозного (по одной из версий царь был задушен Бельским и Годуновым, официальная же версия гласит, что Иван Грозный скончался во время игры с Бельским в шахматы). Царь частенько приезжал в Гребнево поохотиться на медведей, коими изобиловали окрестные леса.

Усадьба окутана легендами и приданиями. Например, что Барские пруды рыли пленные "пугачевцы"- участники бунта Емельяна Пугачева.

В 1760 году усадьба переходит во владение рода Голицыных, а спустя 12 лет отдана их родственнице Анне Даниловне Трубецкой – матери известнейшего поэта XVIII века Михаила Матвеича Хераскова, создателя поэмы «Россиада», грандиозной как по объему, так и по замыслу. В Гребнево поэт проводил летние месяцы, а по свидетельству жены «все свои сочинения начинал писать при начале весны», что позволяет сделать вывод о том, что, по всей видимости, большая часть восьмилетнего труда над поэмой была проделана именно в Гребнево.

В 1781 владельцем усадьбы становится   екатерининский генерал Гаврил Ильич Бибиков,его родная сестра была женой прославленного маршала Кутузова и нередко сопровождала того в военных походах.

Интересен также факт, что знаменитый балетмейстер Иогель, описанный Л.Н. Толстым в романе «Война и Мир», явился в Россию благодаря приглашению Бибикова и свои первые балетные занятия и постановки проводил в усадьбе Гребнево.

Прославляли это чрезвычайно умиротворенное и поэтическое место и многие его гости, одним из которых был Гавриил Романович Державин, «благословивший», как мы все помним из курса школьной литературы, «солнце русской поэзии» - Александра Сергеевича Пушкина.

следующий владелец Гребново, князь Сергей Голицын - «последний московский вельможа», как называли его современники, принялся вновь обустраивать и реконструировать усадьбу. Благодаря ему она и приобрела окончательно законченный вид, по которому ее до совсем недавнего времени могли узнать наши современники.

Далее судьба усадьбы была уже не такой радужной.

В 1845 году Голицыны продают усадьбу купцу Пантелееву, устроившему в усадьбе купоросный и винокуренный заводы, что привело к гибели интерьеров главного усадебного дома, которые были восстановлены тщаниями следующих владельцев Гребнево — купцов Кондрашовых, происходивших из крепостных села Фрязино.
В 1913 году усадьба покупается известным московским врачом Федором Александровичем Гриневским, родственником выдающегося русского писателя — Александра Степановича Грина. Новое назначение усадьбы — подмосковный санаторий, что приходится как нельзя кстати в связи с началом Первой мировой войны, лишившей московскую интеллигенцию традиционной возможности выехать на отдых за границу.

Потом была революция, национализация, санаторий, техникум, пожары и полное забытье.

Весной этого года обвалилась левая стена и "поплыл" фундамент. Возможно,через пару лет не останется дажеэтих руин.

подмосковье, дневник, записки, история, усадьба, картина, акварельная живопись, старина

блог, личный дневник, запись, легенда, история создания, акварель, акварельная картина, goldenberg art

Комментарии (2)

Как жаль...

Изба-Валяльня(Екатерина), да, это очень грустная история.